Современного учителя отличает стремление к достижению профессионального успеха и осознание путей профессионального роста, а именно: развитие своих сил и способностей на основе полученной информации и её использование в своей деятельности; постоянный анализ своего опыта, опыта коллег на основе новейших достижений педагогики и психологии; изучение передового опыта с учётом индивидуальных особенностей.
В основу выстраивания системы подготовки учителя к изучению и обобщению передового педагогического опыта как практико-ориентированному исследованию лежит его подготовка к особому исследовательскому виду деятельности, которая включает в себя четыре этапа.
1 этап - формирование мотивации – самооценка своей деятельности учителем в сочетании с оценкой администрации, формируемая в процессе проведения систематического самоанализа; результаты изучения деятельности педагога (методики “Изучение трудностей в работе”, “Ваш творческий потенциал”, “Барьеры педагогической деятельности” и т.д.); заполнение карт “Уровень профессиональной компетентности учителя” (по А. К. Марковой), “Психологические показатели эффективности труда учителя” способствуют ломке педагогических стереотипов, осознанию проблем педагогической действительности. Учитель начальной школы ориентируется на осознанный выбор программ, УМК, технологий, систем обучения, на оценивание эффективности учебно-воспитательных воздействий.
2 этап – изучение и выявление уровня готовности педагогов к изучению и обобщению передового педагогического опыта на основе готовности к исследовательской деятельности. Методики “Оценка сформированности конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений учителя”, “Владение исследовательскими умениями”, “Изучение профессиональной готовности учителей к экспериментальной работе” (по В. И. Зверевой), “Отношение к исследовательской деятельности”, собеседования на предмет знания и понимания учителем сущности передового педагогического опыта, его компонентов, критериев оценки, методов изучения помогают учителю начальной школы определить область знаемого и незнаемого о передовом педагогическом опыте и исследовательской деятельности по его изучению, осознать недостаточность знаний, сформировать свой образовательный запрос.
3 этап – формирование научно-теоретической базы, необходимой для исследования. Овладение понятийным аппаратом происходит в процессе участия педагогов в работе психолого-педагогических, научно-теоретических семинаров, самообразовании, индивидуальных консультаций.
4 этап – развитие исследовательских умений. Умения видеть противоречия, формулировать проблему, определять тему исследования и обосновывать её актуальность, ставить цели и задачи, осуществлять отбор и анализ научной литературы, определять логику и структуру исследования, прогнозировать результаты, определять показатели достижения целей, находить и применять соответствующие методики исследования, обобщать и описывать результаты исследования формируются в практической деятельности по изучению и обобщению передового педагогического опыта.
Данная система подготовки учителя к изучению и обобщению передового педагогического опыта как практико-ориентированному исследованию предусматривает три уровня деятельности педагога.
Первый уровень (репродуктивный) предусматривает знакомство с основами исследовательской деятельности.
Формы организации деятельности:
- индивидуальные консультации;
- самостоятельное изучение литературы;
- научно-методические, психолого-педагогические семинары.
Второй уровень (эвристический) предполагает включение учителя начальной школы в деятельность поисково-исследовательского характера, направленную на решение проблем, актуальных для современного процесса образования, обеспечивает перевод деятельности учителя из режима получения информации в режим совместного поиска передового педагогического опыта, исследовательской деятельности по его изучению.
Формы организации деятельности:
- проблемные группы (внутрикафедральные, межкафедральные, ИМЦ);
- школа передового опыта;
- школа педагогического мастерства;
- спецкурс по узким проблемам.
Третий уровень (креативный) призван обеспечить возможность каждому учителю – носителю педагогического опыта осуществить исследовательскую деятельность по его обобщению.
Формы организации деятельности:
- курсы учителей-исследователей, направленные на изучение методологии педагогического исследования, обоснование собственной исследовательской проблемы;
- открытые занятия по различным темам и вопросам УВР;
- педагогические советы;
- научно-методические конференции;
- педагогические выставки, педагогические чтения и т.д.
Такой подход по изучению и обобщению передового педагогического опыта создаёт условия для перехода от личностно-профессиональной отстранённости к личностно-профессиональной включённости каждого педагога начальной школы в процесс выделения и осознания коллективных педагогических достижений. Даёт возможность представить широкую картину опыта, его масштабы, уровень и специфику; позволяет формировать у каждого учителя начальной школы активную позицию, даёт ему возможность осознать личную причастность к качественным изменениям в лицее. Формирует понимание необходимости взаимодействия, партнёрства, ибо результат работы всей начальной школы складывается из успешности труда каждого. Повышение профессиональной компетентности перестаёт быть формальной обязанностью. Обмен опытом, сотрудничество рождают новое качество, повышающее результативность и мотивационную основу педагогического труда. Результативность представленной модели можно определить по количественным и качественным показателям повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов и положительной динамике уровня обученности и развития учащихся лицея.