При современных подходах к обучению заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося.
Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий - эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект – это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.
Следовательно, ученик изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.
Урок, построенный на технологии встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, “вызов”, “сотворчество” и рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности.
Рассмотрим повторительно-обобщающий урок по спряжению глагола, построенный в технологии встречных усилий учителя и ученика.
Начало урока, “разминка”.
Содержание первого этапа деятельности: психотренинговые упражнения, связанные с темой урока, цель которых – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым условиям на последующих этапах урока.
В начале урока учащимся предлагается кроссворд по вариантам, при решении которого ученики прочтут название изменения глагола и фонетического явления, происходящего при образовании глаголов. Кроссворд может быть подготовлен учителем или его помощниками. Верное решение затем может быть показано на слайде.
Вариант 1. Впишите в клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица единственного рода:
1.Прошу. 2.Терплю. 3.Соберу. 4.Пойму. 5.Бегу. 6.Тру. 7.Подниму. 8.Ловлю. 9.Берегу. (Спряжение)
Вариант 2. Впишите в клетки глаголы в 1-ом лице единственного числа, образовав их от глаголов неопределенной формы:
1.Хотет. 2.Стлать. 3.Брать. 4.Плести. 5.Вести. 6.Бродить. 7.Давить. 8.Тащить. 9.Жать. 10.Свистеть. 11.Влечь.(Чередование)
Контрольно-подготовительный этап урока.
Здесь происходит “уплотнение” имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.
Этот этап урока начинается с приема “Лови ошибку”. Этот прием особенно уместен на повторительно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам. Здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по русскому языку. Учитель называет ряд утверждений по теме “Глагол. Спряжение глагола”, при этом в нескольких из них намеренно допускает ошибки, например: “ Глаголы вертеть, смотреть относятся к 1 спряжению”, “ Глаголы спрягаются в условном наклонении” и т.д.
Следующим приемом этого урока является “Повторение с расширением”.
Ученикам предлагается тест-таблица на повторение изученного материала.
Их задача соединить стрелками термины и их определения. Затем осуществляется взаимопроверка через слайд.
СПРЯЖЕНИЕ | Глаголы, имеющие суффиксы –ся,(сь) |
ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ | Изменение по лицам и числам |
ИНФИНИТИВ | Действие происходит до МР |
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ | Неизменяемая форма глагола |
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ | Действие происходит после МР |
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ | Действие происходит в МР |
К повторению непосредственно спряжения глагола относится “скорый диктант”. Он называется “Дуэль”.
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Предоставляю Вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.
(Что изучает орфография? (Систему правил написания слов).)
Почему так ответил Пруст? Проведем и мы орфографическую дуэль. Дайте толкование слову дуэль. ( Поединок)
Пишем “скорый диктант” .
Записываем только окончания слов.
1.Качаешь 8.Владеешь 2.Видишь 9.Гонишь 3.Крикнешь 10.Смотришь 4.Возишь 11.Дышишь 5.Разденешься 12.Спросишь 6.Обледенеешь 13.Опрокинешь 7.Режешь 14.Вяжешь
Проверка осуществляется через слайд. В зависимости от количества допущенных ошибок выявляем победителей и побежденных. Выставляем оценки.
Постановка учебной цели, создание ситуации “вызова”.
Цель вызова заключается в создании ситуации преодоления: учитель или ученик сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную позицию в учении и обучении.
На этом этапе ученикам предлагается работа с текстом.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
1. Чтение отрывка из стихотворения учителем.
Какую часть речи в строках Н.А.Некрасова можно считать символом осеннего настроения?
2. Диктовка текста.
Прочитайте, выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания.
- Какое это предложение? (БСП)
- Почему? (отсутствие союзов, средство связи – интонация)
- Составьте схему.
3. Найдите глаголы, определите спряжение.
4. Прочитайте грамматические основы.
- Как называется этот художественный прием? (Олицетворение)
- Что называется олицетворением?
- Что придают глаголы этому отрывку? (Динамику, быструю смену картин осенней природы).
5. Еще раз выразительно читаем отрывок.
- Какой художественный прием помогает не только увидеть, но и услышать природу? (Звукопись)
- Повтор каких звуков: гласных или согласных?
- Как мы называем повтор согласных звуков? (Аллитерация)
Толкование литературоведческих терминов выносится на слайд.
Такая комплексная работа с текстом позволяет проверить знания не только по русскому языку, но и по литературе, приобщает шестиклассников к литературоведческому анализу.
Сотворчество как этап урока.
Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих функций. Возникают условия для конструирования материала или информации, что развивает креативность восприятия.
На этом этапе ученикам предлагается игра “Собери пословицу”.
- Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
- Пословица не на ветер молвится.
- Без пословицы не проживешь.
- Хороша пословица в лад да в масть.
- Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Пословица – народная мудрость. Недаром народ создал столько пословиц о пословицах, отмечая меткость и выразительность русского слова.
Ваша задача собрать рассыпавшиеся пословицы и решить орфографические задачи. (Безударная гласная в личных окончаниях глаголов).
Доска.
Слово не воробей, и камень растопишь. Слово с языка до сердца доходит. Сердечное слово вылетит, не поймаешь. Ласковым словом не удержишь. Язык голубит, язык и губит.
- Какие правила речевого поведения выражают эти пословицы?
Прокомментируйте орфограмму “Безударные гласные в личных окончаниях глаголов”.
Кроме того предлагается найти зашифрованную в морфемной схеме пословицу. Схема представлена на доске.
Ласковым словом и камень растопишь.
Пословица записывается в тетрадь, выделяются морфемы в словах.
Еще один прием на данном этапе урока “Кластер”.
Этот прием активно использует возможность видеоряда. Понятия группируются вокруг ключевого слова. Создается коллективный опорный сигнал по теме. На этом этапе урока срабатывает принцип отношения части и целого, где целое – то системное знание, которое должно быть освоено ребенком в ходе работы.
Шестиклассникам предлагается создать “Морфологический портрет глагола”.
На доске коллективно создается схема.
Рефлексивный этап урока.
Основное его содержание – осмысление результатов работы.
Учитель возвращает учащихся к теме урока, записанной на доске: “Спряжение глагола. Окончание не бывает случайным!” Подводится итог, почему окончание не бывает случайным. Процесс содержательного обобщения трансформируется в подведение итогов.
В заключение урока учащимся предлагается сочинить “Синквейн” - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой теме “Глагол”. По форме синквейн представляет собой последовательную “лесенку” из пяти строк: в каждой строке происходит добавление или убавление слова (от 1 до 5 или наоборот). Обычно каждая строка описывается конкретной частью речи: 5 существительных; 4 прилагательных; 3 глагола; фраза – кульминация; Эмоциональное отношение. Но поскольку синквейн – творческое задание, можно излишне не канонизировать его форму.
Приводим пример такого пятистишия:
Глагол:
Ты - речь,
Ты называешь действия предметов,
Движенье нашей речи придаешь!
Глаголь!
Это творческое задание целесообразно предложить в качестве домашнего задания.
Итак, технология встречных усилий требует определенного объема и содержания информации, учета последовательности напряжения и расслабления учащихся в классе во время урока, а главное тесной творческой работы учителя и ученика, наличия между ними постоянной обратной связи. Именно она регулирует поведение участников образовательного процесса, корректирует ход урока, создает предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия.