В одном из журналов “Начальная школа” я прочитала статью “Использование геоплана на уроках математики”. Меня очень заинтересовал этот прибор и методика работы с ним. В своей педагогической практике я стала использовать геоплан на уроках математики, но со временем поняла, что это приспособление с успехом можно применять и на других уроках. Приведу для примера возможные варианты использования геоплана на различных уроках в первом классе.
На уроках математики, я предлагаю учащимся назвать геометрические фигуры, затем даю задание – составить на геоплане домик, шар, флажок, используя данные фигуры. Далее предлагаю составить животных, например, кота, зайца (учащиеся используют треугольник, окружность, овал, линии и т.д.). Следющее задание “Превращение”: постройте треугольник, превратите в прямоугольник, затем в квадрат, в пятиугольник, в шестиугольник. Одним движением ученики выполняют преобразование фигур. С помощью геоплана также можно выполнить упражнение на сравнение предметов по размеру (выше – ниже, короче – длиннее), на соотношение между сантиметром и дециметром, преобразовывая длину отрезка. Большой интерес вызывает у первоклассников игра “Да-нет”. Учитель загадывает определённую фигуру, ученики при помощи наводящих вопросов разгадывают фигуру и строят её на геоплане. Использование геоплана обеспечивает пропедевтическое изучение (путём моделирования) геометрических понятий: смежные углы, вертикальные углы, свойства диагоналей квадрата, прямоугольника, осевая симметрия.
В курсе “Обучение грамоте” учащиеся при помощи резинок представляют на геоплане изученные заглавную и строчную буквы. При проведении звукового анализа слова учащиеся показывают квадрат определённого цвета и дают характеристику звука. Например, покажите каким является первый звук в слове “мяч” (учащиеся используют зеленые резинки, что означает - согласный, мягкий звук); покажите каким является второй звук в этом слове (учащиеся показывают красный квадрат, что означает гласный звук); покажите каким является третий звук этого слова (учащиеся показывают зеленый квадрат). Вот некоторые примеры соответствующих упражнений: преобразуйте букву “М” в буквы (П, И, Н), постройте своё имя из ломаных линий. После прослушанного произведения, учитель может предложить следующие задания: при помощи геометрических фигур изобразите на геоплане героя, который вам особенно понравился и почему? Кого осуждаете, за что? Также можно ответить на вопросы по содержанию текста при помощи геоплана.
На уроках окружающего мира дети, используя свои личные наблюдения, отображают их на данном приборе. Например, можно предложить такие задания:
- покажите, какую форму и цвет имеют листья березы, осины или дуба;
- покажите, какие грибы съедобные, несъедобные.
Целесообразно применять геоплан в ходе групповой работы. Например, при изучении темы “Урожай”, дети делятся на группы. Каждая группа с помощью геоплана будет последовательно показывать предметы, отвечая на следующие вопросы: что выросло в лесу, огороде, саду. Ученики угадывают, что изобразила каждая группа по своему индивидуальному заданию, анализируют свои ответы. После того как дети узнают на какие группы делится весь животный мир, можно предложить графический диктант с использованием условных обозначений. Например: (треугольник- рыбы, квадрат- насекомые, круг- звери , овал- птицы, рептилии- прямоугольник).Учитель говорит: “окунь”, первоклассники показывают треугольник и так далее).
Также с помощью геоплана можно использовать задания творческого характера: смоделировать игрушку, предмет мебели, придумать свою модель. Каждый учитель может придумать свои задания, проблемные вопросы.
Такая работа обеспечивает состояние успеха для каждого ученика, вселяет в него уверенность, устраняет страх и формирует правильную самооценку.