Цель: повышение интереса учащихся к изучению физики.
Задачи:
- обобщить знания учащихся,
- развивать познавательный интерес к предмету,
- развить коммуникативные способности учащихся.
Оснащение занятия:
- мультимедийный проектор, экран, системный блок,
- презентация, выполненная в программе Mikrosoft PowerPoint.
Оборудование:
- тарелка с водой, свеча, колба, спички;
- две бутылки с водой, ложка;
- электрическая лампочка, банка из-под майонеза;
- лист органического стекла, шерстяная тряпочка, буквы из салфетки;
- гильза из фольги на подставке, шерстяной лоскут, эбонитовая палочка;
- электрофорная машина
ХОД ЗАНЯТИЯ
Индийские мудрецы утверждали: «Не ищите чудес,
их нет. Ищите знание – оно есть.
И все, что люди зовут чудесами, – та или иная
степень знания». (Приложение
1, слайд 1)
Вот передо мной коробок спичек. Они обыкновенные.
И всё же они удивительны!
Например, Пушкин спичек не видел. Огонь, тогда
зажигали, едва ли не по- первобытному –
высекали из камня искру, либо тёрли угольный
трут. (Приложение 1,
слайд 2)
В годы, когда была написана "Сказка о рыбаке и
рыбке", в мире появились фосфорные спички. (Приложение 1,
слайд 3)
Они легко вспыхивали, но запах от них шёл
удушающий. Никто не хотел даже в руки брать эту
гадость.
30 лет придумывали и, наконец, придумали новые
спички. Четыре химических элемента соединились в
спичечной головке. Но для огня их мало. Всё равно
фосфор нужен. Тогда фосфором обмазали край
коробки. Получилась всем знакомая чиркалка.
Спичка чиркнет по ней и загорится без запаха.
Фосфор-то на коробке остался.
Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
А почему огонь горит?
На этот вопрос ответил гениальный учёный
Антуан Лавуазье. (Приложение
1, слайд 4)
Он раскрыл тайну, разгадку которой искали не одну
тысячу лет. Оказывается, так соединяется с
некоторыми химическими элементами кислород. При
этом выделяется тепло и свет. А мы видим огонь.
Кислород есть в воздухе. Поэтому горение
возможно только на воздухе.
Опыт № 1(Приложение 1, слайд 5)
Ученик 1. Беру тарелку с водой,
ставлю свечу, зажигаю ее, накрываю колбой.
При горении свечи количество кислорода под
колбой уменьшилось, давление понизилось и под
действием атмосферного давления вода поднялась
в колбу.
Опыт №2(Приложение 1, слайд 6)
Ученик 2. Какая бутылка будет издавать
более высокий звук, если по ней постучать ложкой?
Бутылка с большим количеством воздуха внутри.
(Продемонстрировать: две бутылки – одна полностью заполнена водой, другая наполовину.)
Как горит огонь, одним из первых объяснил Майкл Фарадей. (Приложение 1, слайд 7)
Однажды учёный присутствовал в замке герцога.
Говорили о науке. Герцог не поверил, что алмаз
горит, так как он всего на всего углерод. Учёный
быстро разубедил его. Он легко
продемонстрировал, как углерод соединяется с
кислородом. В результате алмаз исчез.
– Мой алмаз испарился,… промолвил герцог
– Не испарился, а сгорел, – поправил его Фарадей.
Конечно, время не стоит на месте и 11 февраля 1847
года в маленьком городке Милане, в состоятельной
семье родился Томас Эдисон. (Приложение
1, слайд 8)
Из многих сотен изобретений Т.А. Эдисона одно
прославило его на все времена – лампочка
"на все времена".
Первую пригодную для пользования лампу –
"русский свет" – создал П.Н. Яблочков в 1873 г. (Приложение 1,
слайд 9)
А Эдисон сумел в высокой степени всё усовершенствовать. Лампа Эдисона горела непрерывно сначала в течение 45 часов, а потом до 300 часов. Это Эдисон придумал винтовой патрон. А ещё он изобрёл выключатель, плавкий предохранитель и счётчик электроэнергии.
А чтобы убедиться в уникальном явлении – лампочке, давайте её испытаем:
Опыт № 3 (Приложение 1, слайд 10)
Ученик 3. Беру лампочку, ставлю ее в
банку из-под майонеза. Прошу ассистента встать на
нее. Я придержу его за руку.
Лампочка остаётся, цела и невредима!
Ну, а сегодня у нас в доме повсюду электрические
лампы.
Итак, электричество. Что же это такое?
Движущийся заряженный поток.
"Электр" – произошло от греческого
слова "электрон" – "янтарь". (Приложение 1,
слайд 11)
Люди впервые задумались над странной силой,
скрытой внутри янтаря, когда потерли его сухой
тряпицей, а он стал вдруг притягивать к себе
мелкий сор, пылинки.
Опыт № 4 (Приложение 1, слайд 12)
Ученик 4. Натираю шерстяной тряпочкой органическое стекло, на него кладу буквы из салфетки (электрон). Они притягиваются, как к янтарю притягивались легкие тела.
Опыт № 5
Ученик 5. Палочкой потертой о шерсть я
могу раскачать гильзу из фольги. Посмотрите.
Здесь тоже действует электрическое поле.
А еще гладишь в темноте кошку – искры
сыплются… Да и шерсть у нее дыбом стоит.
Долго ли, коротко ли размышляли люди, пока не
придумали машину для получения электричества –
электрофорную машину. (Приложение
1, слайд 13)
Опыт № 6
Ученик 6. Вращаю ручку электрофорной машины, соединяю шарики. Проскакивает искра.
Ученые на этом не остановились и вот,
постепенно, год за годом создавали они все новые
и новые устройства. Теперь огромные города
залиты светом, энергия которого получена на
электростанциях, находящихся далеко от них. (Приложение 1,
слайд 14)
Электричество работает в могучих электровозах,
электромобилях, холодильнике, телевизоре,
компьютере.
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле, –
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.Как придумать могли такое,
Что пластинка песню поет,
Что на кнопку нажмешь рукою –
И средь ночи день настает?Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей все равно.Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам!..
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.