Цели: актуализировать знания учащихся о словах, называющих признаки предметов, и вопросах, на которые они отвечают; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предметов; развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебники, индивидуальные карточки, картинки-загадки, презентация к уроку.
Структура урока.
1. Обобщение знаний об имени существительном.
- Сравнение групп слов.
- Многозначность.
- Признаки имени существительного.
- Морфологический разбор имени существительного.
2. Физминутка.
3. Наблюдение над именами прилагательными.
- Вопросы, примеры, обобщение и вывод по первому признаку имен прилагательных: слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.
- Прилагательные нужны для красоты описания.
а) работа с двойным текстом;
б) проблема – “почему слова “украсили” стихотворение?”
4. Прилагательные нужны для точности описания:
а) работа с карточками;
б) работа с карточками-загадками.
5. Физминутка.
6. Что описывают и уточняют имена прилагательные:
а) выявление признаков: величина, форма, размер, цвет, вкус, материал и т.д.
7. Итог. Ответ на главный вопрос урока.
8. Домашнее задание: описание внешности мамы.
Ход урока.
Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?
– Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос. Внимательно прочитайте записанные слова и разделите их на две группы.
Норка, гладкая, красная, галка, лисички, рыжие, бантик, пушистая.
(Дети называют слова первой и второй группы, учитель меняет слова местами.)
норка бантик лисички галка |
пушистая рыжая красные гладкая |
– По какому признаку вы определили слова в 1-ый столбик?
– Это имена существительные.
– Докажите.
– Эти слова отвечают на вопросы кто? и что? и обозначают предмет.
– Какой еще признак объединяет эти слова?
– Многозначность.
(Дети приводят по два значения каждого слова.)
– Какие признаки имен существительных вы знаете?
– Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода.
сущ., одуш., собст., ед.ч., м.р.
сущ., одуш., нариц., ед.ч., ж.р.
сущ., одуш., нариц., мн.ч., ?
– Схема какого разбора подходит к существительному, записанному на слайде?
(Дети находят соответствующую запись.)
– Что обозначает знак вопроса?
– Во множественном числе нельзя определить род. Надо поставить слово в единственное число.
– Как же уточнить значение многозначных слов?
– По смыслу предложения, в котором это слово встретилось.
– Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните этот столбик своими примерами.
(Дети приводят примеры.)
– Что общего у всех этих слов?
– Они отвечают на одинаковые вопросы.
– Попробуем ответить, для чего нужны в русском языке такие слова.
– Послушайте текст.
Лес, точно терем, стеной стоит над поляной.
Березы резьбой блестят в лазури.
Как вышки, елочки, а между кленами то там, то здесь
Просветы в небо, что оконца.
– Похож этот текст на стихотворение?
– Нет рифмы.
– А теперь прочитайте еще один текст.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
– Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
– И да, и нет.
– Чем похожи и чем отличаются эти два текста друг от друга?
– Какой текст приятнее слушать? Почему?
– Что же отличает первый текст от второго?
– Наличие имен прилагательных. С ними текст становится красивее.
– Сделаем вывод.
Имя прилагательное.
- Часть речи.
- Обозначает признаки предмета.
- Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- Нужны для красоты и точности описания.
– Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.
(Каждому ученику дается карточка, дети ставят стрелки. Проверка.)
зимний
|
Снег последний искристый мокрый колючий грязный пушистый серебристый мягкий рыхлый белый свежий серый |
весенний
|
(Идет обсуждение)
– Оказывается, если точно описать предмет с помощью имен прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Например.
сероватая вороватая хрипловатая (ворона) |
бурый мохнатый косолапый (медведь) |
спелое наливное круглое (яблоко) |
– Какие слова помогли определить предметы?
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Что они обозначают?
– Прочитайте и отгадайте загадки из упражнения 60.
– Послушайте стихотворение о том, что имена прилагательные рассказывают о себе.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук,
Вот желтый шар,
Вот оглушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик.
– А теперь попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных. Начинайте со слова “Я”.
Я
умный
аккуратный
смелый
сильный
добрый
веселый
здоровый
счастливый
жизнерадостный
прилежный
– Рассмотрите рисунок из упражнения 61. Ответьте на вопросы, используя слова из слов для справок.
– Скажите, на какие вопросы отвечали эти слова?
Итог.
– Для чего нам нужны имена прилагательные?
– Для описания и уточнения.
– Что уточняют имена прилагательные?
– Имя существительное.
– С помощью имен прилагательных можно описать у существительных:
величину,
форму,
размер,
цвет,
вкус,
материал и т. д.
– Все это называется одним словом – “признаки”.
– Итак, ответим на главный вопрос урока: “Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?”
Домашнее задание.
– Приближается 8 Марта. Опишите с помощью имен прилагательных свою маму.
Всем спасибо за урок, за активное участие в нем!