Тема урока "Общее понятие об имени прилагательном"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели: актуализировать знания учащихся о словах, называющих признаки предметов, и вопросах, на которые они отвечают; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предметов; развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебники, индивидуальные карточки, картинки-загадки, презентация к уроку.

Структура урока.

1. Обобщение знаний об имени существительном.

  • Сравнение групп слов.
  • Многозначность.
  • Признаки имени существительного.
  • Морфологический разбор имени существительного.

2. Физминутка.

3. Наблюдение над именами прилагательными.

  • Вопросы, примеры, обобщение и вывод по первому признаку имен прилагательных: слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.
  • Прилагательные нужны для красоты описания.

а) работа с двойным текстом;

б) проблема – “почему слова “украсили” стихотворение?”

4. Прилагательные нужны для точности описания:

а) работа с карточками;

б) работа с карточками-загадками.

5. Физминутка.

6. Что описывают и уточняют имена прилагательные:

а) выявление признаков: величина, форма, размер, цвет, вкус, материал и т.д.

7. Итог. Ответ на главный вопрос урока.

8. Домашнее задание: описание внешности мамы.

Ход урока.

Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?

– Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос. Внимательно прочитайте записанные слова и разделите их на две группы.

Норка, гладкая, красная, галка, лисички, рыжие, бантик, пушистая.

(Дети называют слова первой и второй группы, учитель меняет слова местами.)

норка
бантик
лисички
галка
пушистая
рыжая
красные
гладкая

– По какому признаку вы определили слова в 1-ый столбик?

Это имена существительные.

– Докажите.

Эти слова отвечают на вопросы кто? и что? и обозначают предмет.

– Какой еще признак объединяет эти слова?

– Многозначность.

(Дети приводят по два значения каждого слова.)

– Какие признаки имен существительных вы знаете?

Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода.

сущ., одуш., собст., ед.ч., м.р.

сущ., одуш., нариц., ед.ч., ж.р.

сущ., одуш., нариц., мн.ч., ?

– Схема какого разбора подходит к существительному, записанному на слайде?

(Дети находят соответствующую запись.)

– Что обозначает знак вопроса?

Во множественном числе нельзя определить род. Надо поставить слово в единственное число.

Как же уточнить значение многозначных слов?

По смыслу предложения, в котором это слово встретилось.

– Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните этот столбик своими примерами.

(Дети приводят примеры.)

– Что общего у всех этих слов?

Они отвечают на одинаковые вопросы.

– Попробуем ответить, для чего нужны в русском языке такие слова.

– Послушайте текст.

Лес, точно терем, стеной стоит над поляной.
Березы резьбой блестят в лазури.
Как вышки, елочки, а между кленами то там, то здесь
Просветы в небо, что оконца.

– Похож этот текст на стихотворение?

Нет рифмы.

– А теперь прочитайте еще один текст.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

– Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

– И да, и нет.

– Чем похожи и чем отличаются эти два текста друг от друга?

– Какой текст приятнее слушать? Почему?

– Что же отличает первый текст от второго?

Наличие имен прилагательных. С ними текст становится красивее.

Сделаем вывод.

Имя прилагательное.

  • Часть речи.
  • Обозначает признаки предмета.
  • Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
  • Нужны для красоты и точности описания.

– Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.

(Каждому ученику дается карточка, дети ставят стрелки. Проверка.)

зимний






 

 


 

Снег

последний
искристый
мокрый
колючий
грязный
пушистый
серебристый
мягкий
рыхлый
белый
свежий
серый
весенний


 






 

 

(Идет обсуждение)

– Оказывается, если точно описать предмет с помощью имен прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Например.

сероватая
вороватая
хрипловатая
(ворона)
бурый
мохнатый
косолапый
(медведь)
спелое
наливное
 круглое
(яблоко)

– Какие слова помогли определить предметы?

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– Что они обозначают?

– Прочитайте и отгадайте загадки из упражнения 60.

– Послушайте стихотворение о том, что имена прилагательные рассказывают о себе.

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук,
Вот желтый шар,
Вот оглушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик.

– А теперь попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных. Начинайте со слова “Я”.

Я
умный
аккуратный
смелый
сильный
добрый
веселый
здоровый
счастливый
жизнерадостный
прилежный

– Рассмотрите рисунок из упражнения 61. Ответьте на вопросы, используя слова из слов для справок.

– Скажите, на какие вопросы отвечали эти слова?

Итог.

– Для чего нам нужны имена прилагательные?

Для описания и уточнения.

– Что уточняют имена прилагательные?

Имя существительное.

– С помощью имен прилагательных можно описать у существительных:

величину,
форму,
размер,
цвет,
вкус,
материал и т. д.

– Все это называется одним словом – “признаки”.

– Итак, ответим на главный вопрос урока: “Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?”

Домашнее задание.

– Приближается 8 Марта. Опишите с помощью имен прилагательных свою маму.

Всем спасибо за урок, за активное участие в нем!