Мода. Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Тема раздела: Проектирование и изготовление плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Обоснование актуальности данной работы: данная тема всегда актуальна, т.к. знания, полученные на ней, необходимы для развития учащихся и могут быть использованы в жизни.

Цель: познакомить учащихся с понятиями силуэта и стиля в одежде, а также с требованиями, предъявляемыми к одежде.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с историей моды;
  2. Познакомить учащихся с разными стилями и силуэтами в одежде;
  3. Познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к одежде;
  4. Развивать стремление к углублению знаний;
  5. Совершенствовать практические умения и навыки учащихся;
  6. Развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
  7. Развивать творческую инициативу.

Ожидаемый результат: учащиеся будут лучше ориентироваться в силуэтах и стилях одежды, будут знать требования предъявляемые к одежде, что безусловно повлияет на их общую культуру, культуру ношения одежды.

Оснащение урока: рисунки одежды разных эпох, журналы мод, рабочая тетрадь, карандаши, презентация “Мода. Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде”

В ходе урока применялись методические приемы: словесно-иллюстрированный рассказ, постановка проблемы и ее решение, мозговой штурм, практическое задание. Данные методические приемы позволят учащимся быть активными на уроке, что позволит им лучше усвоить новый материал.

Словарь: мода, силуэт, стиль.

Ход урока

I. Организация урока.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и цели урока. (Слайд2).
  3. Повторение пройденного материала.

II. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстрированный рассказ.

Во время рассказа учитель демонстрирует рисунки, слайды одежды разных эпох. Основные понятия, с которыми мы сегодня познакомимся мода, силуэт и стиль.

Известный французский кутюрье Пьер Карден дал такое определение моде: “Мода – это способ выражения. Другими словами, мода – это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте”. Мода рождается, живет и умирает. Весь этот процесс длится сравнительно недолго (Слайд 3).

Когда-то считали средней продолжительностью жизни моды7–10 лет, но в последнее время срок сократился. В период наибольшего увлечения какой-либо модой резко возрастал престиж того или иного мастера. Так, в XVIII веке, когда в моду вошли самые сложные прически, был особенно знаменит парикмахер Даге. Он ухитрялся размещать на головах своих клиенток настоящие натюрморты из фруктов, овощей, цветов (Слайд 4).

У каждой новой моды был соавтор – человек, который первый решался надеть на себя созданную одежду. Мы не знаем имени человека, создавшего популярный покрой “реглан”. Но известно, что он был разработан специально для барона Реглана, лишившегося при Ватерлоо правой руки. Можно было бы привести немало примеров – забавных и поучительных, рассказывающих о том, как возникла та и иная мода.

Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся ее происхождением и возрастом. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века. Оказывается, уже тогда выделяли людей сильных и удачливых. Им отдавались самые лучшие шкуры, изготавливались особые украшения. От плащей-шкур, берет свое начало плечевая одежда, а поясная одежда от набедренных повязок первобытных людей (Слайд 5).

Через тысячелетия эта одежда трансформировалась. Например, в мужские и женские костюмы греков. Они представляли собой несколько кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали фигуру человека (Слайд 6). Этот костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, называвшейся хитоном, и верхней накидки (плащ четырехугольной формы), именуемой гиматией (Слайд). Более длинный и широкий гиматий назывался пеплос – большой кусок шерстяной материи.

Одежда жителей древнего Египта была, напротив, в основном облегающей фигуру. Египтяне носили льняной передник прямоугольной формы, который обматывался различным образом вокруг нижней части тела и держался на бедрах при помощи кушака или пояса (Слайд 7). От такой поясной одежды берет свое происхождение передник, юбки, штаны.

Несколько позже этот примитивный костюм передник был заменен более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым краям оставлялись отверстия для рук. Этот костюм назывался у древних египтян и римлян туникой.

Первые сведения об одежде времен Древней Руси относятся к периоду между VII–XII столетиями. Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи – горничные. Горничные рубахи шили из яркой шелковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8–10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застегивавшийся до горла, с длинными рукавами и с пристегнутым воротом (ожерельем) (Слайд 8).

Эволюцию моды можно проследить через историю костюма. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей (Слайд).

2. Беседа с учащимися по вопросам:

– Как вы думаете, какое направление моды будет через десять лет?

3. Практическое задание: сделать в тетради наброски моды будущего.

4. Словесно-иллюстрированный рассказ:

Костюмы прошедших веков и более современные мы легко отличаем по характерному силуэту.

Первое, что фиксирует беглый взгляд, брошенный на идущего мимо человека, – это силуэт прохожего. А “рисует”, создает силуэт одежда. Или она облегает фигуру, или она свободная, или даже “летящая”.

Силуэт – это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его “тень”. Однако через определенные промежутки времени линии силуэта повторяются, но в разных вариациях (Слайд9).

Меняется мода, меняется и силуэт. Если вы хотите выглядеть современно, необходимо, прежде всего, найти свой силуэт, соответствующий времени (Слайд10).

Несмотря на все своеобразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписывать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. На протяжении последних десятилетий постоянно в моде можно выделить четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный (Слайд11).

Прямой силуэт – наиболее “универсальный”, его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур. Одежда прямого силуэта может быть узкой, вытянутой или более широкой.

Полуприлегающий силуэт – слегка подчеркивает формы фигуры. При этом одежда может быть короткой или более длинной.

Приталенный силуэт – можно уподобить двум “встречным” треугольникам или трапециями и он интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа одежды. Приталенный силуэт возможен при узком или свободном лифе, расширенной или зауженной юбкой .

В силуэте “трапеция” расширение происходит от линии плеча или проймы. Значительное расширение одежды книзу лучше выглядеть на фигурах относительно высокого роста, худощавых.

Силуэт овальный предлагается модой редко и долго не удерживается, так как он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым.

5. Практическое задание: определить по журналам мод силуэт разных видов одежды.

Определить, какая геометрическая фигура соответствует данному фасону одежды (Слайд12).

6. Словесно-иллюстративный рассказ о силе в одежде.

Продолжим нашу тему и поговорим о стиле. Стиль лат. stilus – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру. Стиль – это манера одеваться (Слайд13).

Одежда по своему характеру может быть деловая, нарядная, непринужденно-спортивная. Характер одежды зависит от стиля. Различают три основных стиля: романтический, классический, спортивный.

Романтический стиль.

Романтический стиль – самый женственный и мягкий. Конечно, и он имеет исторические корни. В его основе лежит художественный стиль 19 века – романтизм.

Одежда романтического стиля украшает женщину, подчеркивает красоту фигуры, придает образу как возвышенность, загадочность и утонченность, так и кокетливость, чувственность. Благодаря прилегающему силуэту одежда мягко обтекает фигуру, делает ее грациозной и изящной. Романтический стиль позволяет декорировать костюм подрезами, разрезами, рюшами, оборками, воланами, кружевами (Слайд14).

Классический стиль.

Классический стиль характеризуется особой гармонией функционального и эстетического в решении официального делового костюма.

Классический стиль костюма складывается постепенно, в нем органически сливаются традиции с наиболее ценными для людей данного периода достижениями в развитии костюма (целесообразность форм, соответствие его объемов пропорциям фигуры человека, соразмерность деталей между собой, лаконичность и ясность линий конструктивных членений). Общая сдержанность подчеркивается строгостью тканей.

Этот полуприлегающий силуэт одежды современен при любых направлениях моды. Иногда этот стиль называют английским стилем (Слайд15).

Спортивный стиль.

Для костюма спортивного стиля характерны свободные формы, обеспечивающие активное движение, геометричность линий, укрупненность и выразительность накладных деталей и фурнитуры, обилие отделочных строчек. Спортивный стиль сложился под влиянием моды на удобную гигиеническую спортивную одежду. В спортивном стиле может быть выполнен как деловой костюм, так и комплект повседневной одежды. Наиболее оптимальными силуэтными формами, обеспечивающими динамику движения, являются: прямая, трапециевидная, прямоугольная, квадратная и овальная форма. В отличие от классического стиля, в спортивном стиле цветовая гамма не регламентируется. Она разнообразна и непредсказуема (Слайд16).

Кроме основных стилей существуют следующие стили:

Фольклорный стиль.

Стиль, навеянный мотивами народного творчества, – фольклорный, одно из тех звеньев, которые связывают прошлое нашего народа с настоящим и будущим. Фольклорный стиль – это разнообразие вышивки и отделки, яркие чистые краски. В его арсенале – деревенские юбки с оборками и воланами, блузы с вышивкой, жилеты и вязаные свитеры, овчинные полушубки и сапоги, разноцветные платки и длинные шарфы. В современном фольклорном стиле одежды используются элементы национального костюма. Применяются при отделке изделий вышивка, мережка, кружево, рюши, шнуровка, плетение... Иногда встречаются аппликация и лоскутная техника. Самый распространенный рисунок – геометрический, хорошо сочетающийся со структурой ткани. В него вкрапляют цветные бусины, бисер и т.д. (Слайд17).

Стиль "кантри".

Стиль кантри появился на Диком Западе. Основные элементы этого стиля были обусловлены образом жизни, которого придерживались лихие ковбои и фермеры. Они носили джинсы, кожаные штаны с бахромой по бокам в ансамбле с таким же жилетом. Украшением был небрежно повязанный на шее платок. Стала очень популярной и модной рубашка в клетку. Буйные головы ковбоев спасали от солнца кожаные шляпы. Женщины одевались не менее живописно и красочно: они носили длинные, цветастые ситцевые платья, отделанные кружевом. Кроме платьев в стиле кантри, были длинные юбки и блузки (Слайд18).

Авангардный стиль.

Авангард – нечто крайнее в моде. Авангардная одежда поражает своей необычностью как максимальное выражение моды и опережение ее по времени. Модели часто создаются в единственном экземпляре. Они не подлежат длительному использованию (Слайд19).

Стиль "Сафари".

"Сафари" – стиль, появившийся в 60-е годы, который вобрал в себя элементы тропической военной униформы. "Сафари" – это стиль одежды для отдыха и путешествий.

Одежда "сафари" снабжена массой функциональных деталей: накладными карманами со складкой посередине, клапанами и погончиками, кулисками, отстрочками, ремнями и сумками, имитирующими кустарную выделку. Стиль "сафари" подразумевает некоторую нарочитую небрежность: неотутюженность, завернутые рукава, истертые поверхности кожи. Можно использовать и украшения (правда, их не должно быть много), имитирующие кустарную выделку: подвески из кости, кожаные шнурки, неровные, плохо обточенные бусины и т.д. (Слайд20).

7. Практическое задание: по журналам мод определить стили в современной одежде (Слайд21).

8. Беседа с учащимися по вопросам:

– В каком стиле необходимо идти на деловую встречу и почему?

– В одежде какого стиля вы сейчас одеты?

– В одежде какого стиля нельзя ходить на дискотеку?

– Какие требования вы бы предъявили к своей одежде?

9. Требования, предъявляемые к одежде: (Слайд22)

Гигиенические: одежда должна создавать благоприятный микроклимат; быть легкой, мягкой, прочной, не мнущейся; обеспечивать свободу движения и дыхания; легко стираться чиститься, гладиться. Эксплуатационные: одежда должна быть удобной конструкции, высокого качества обработки; быть прочной за счет укрепления отдельных узлов с помощью прокладки, бортовки, подкладки.

Эстетические: одежда должна соответствовать современному направлению моды; учитывать индивидуальные особенности фигуры; характера, возраста; быть красивой, чистой, отглаженной.

III. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

– Какие силуэты можно выделить в современной моде?

– По каким признакам можно отличить одежду классического стиля от романтического стиля?

– Назовите стили в одежде, которые вы узнали сегодня на уроке?

IV. Итог урока.

Учитель. Итак, какие же выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока? Что вы узнали нового? Как вы будете применять эти знания?

Выставление оценок, их аргументация.

V. Домашнее задание: а) оформить на альбомном листе “ Основные силуэты в современной моде” б) оформить на альбомном листе “Мода будущего”.

Используемая литература и ресурсы:

  1. htt //www.1 september.ru – Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.
  2.  Пушкарева Н. Л. Женщины древней Руси. М., “Мысль”, I999.
  3. Орлова Л. Азбука моды – Москва. “Просвещение”. 1988г.