Цели урока:
Общеобразовательные:
- изучение понятий алгоритмической структуры “цикл” и блок-схемы;
- закрепить эти понятия при решении задач;
- отработать навыки решения алгоритмических задач с использованием “циклов”.
Развивающие:
- развитие умения работы с циклами и составления блок-схем;
- развитие умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
- развитие умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала;
- развитие алгоритмической культуры;
- развитие творческой активности учащихся, интереса к предмету.
Воспитательные:
- воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
- развитие навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной деятельности.
Оборудование: ПК, мультимедийная установка, программа графический исполнитель “Кенгуренок”.
План урока
- Приветствие учеников, постановка проблемы.
- Изложение нового материала.
- Закрепление знаний (практическая работа).
- Предоставление ученикам домашнего задания.
- Подведение итогов.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
1. Приветствие учеников, постановка проблемы (10 мин). |
|||
Здравствуйте ребята!
Начнем наш урок с решения следующей задачи: К реке подошли шестьдесят солдат. Им нужно переправиться через реку. Рядом с берегом плавают два мальчика в лодке. Но лодка такая маленькая, что она может поднять только двух мальчиков или одного солдата. Как солдатам переправиться через реку и вернуть лодку мальчикам? (Слайд 2) Кто может предложить решение? А давайте поступим следующим образом: выпишем все команды, указывая просто, кто переправляется через реку. Что это за команды могут быть? (Слайд 3)
А теперь забудем о 59 солдатах, и решим задачу только для одного солдата. И будем помнить, что мальчики должны получить лодку обратно. (Слайд 4)
А теперь, когда задача о переправе одного солдата решена, совсем нетрудно найти решение и главной задачи. Что нужно сделать для этого? Если мы будем записывать все эти команды, то успеем ли мы за урок их все записать? Может быть, есть какой либо выход из этой ситуации?
Действительно в информатике существует такое понятие как “цикл”. И сегодня на уроке мы и будем изучать данное понятие. Тема нашего урока: “Циклы и блок-схема”. На уроке мы должны изучить алгоритмическую структуру “цикл”, также понятие блок-схемы. (Слайд 5) |
Ученики встают, приветствуя учителя.
Солдат ДВА МАЛЬЧИКА Повторить туже последовательность команд 60 раз. Наверняка, нет. Я думаю, что в информатике существует какой-то способ записи таких алгоритмов с повторением одной и той же серии команд.
Ученики записывают тему урока в тетрадях. |
||
2. Изложение нового материала (30 мин). | |||
Рассмотрим определения: Цикл – алгоритмическая структура, в которой тело цикла выполняется многократно. Тело цикла – последовательность команд, входящая в алгоритмическую структуру “цикл”. (Слайд 6) Запишем формат команды цикл: <условие> повторять, <тело цикла> конец цикла. Условие может быть двух видов:
Пока условие истинно тело цикло выполняется. Давайте вместе попробуем решить такую задачу: Расчертить все поле горизонтальными линиями. Начальное положение исполнителя – в левом верхнем углу и смотрит на юг.(Слайд 8)
Ребята, какие действия должен выполнять исполнитель?
Какую команду нам надо использовать, что бы нарисовать линию? Мы знаем, сколько линий исполнитель должен нарисовать? Для этого мы будем использовать тоже цикл, но с каким условием? Таким образом, алгоритм решения задачи будет таким (Слайд 9): впереди не край, повторять поворот пока впереди не край, повторять шаг конец цикла поворот поворот пока впереди не край, повторять прыжок конец цикла поворот прыжок конец цикла Блок-схема – графический способ описания алгоритма. Блок – схема состоит из:
Внутри каждого блока записывается выполняемое действие. Сама форма блока показывает на характер выполняемой операции. Существует 4 элемента блок-схемы (Слайд 11) (учитель показывает):
Команда цикла изображается не отдельным блоком, а целой структурой: (Слайд 12)
Давайте вместе решим следующую задачу (Слайд 13): Исполнитель должен нарисовать горизонтальную линию. Какую команду будем использовать? Какое будет условие? Текс программы будет таким: впереди не край, повторять шаг конец цикла Сейчас вам необходимо для этого алгоритма построить блок-схему
(учитель показывает
|
Ученики записывают в тетрадь то, что им диктует учитель.
Цикл Нет Впереди не край
Записывают в тетради.
Цикл Впереди не край
Ученики подсказывают учителю, как рисовать блок-схему |
||
3. Закрепление знаний (практическая работа) (35 мин). |
|||
Сейчас садитесь за компьютеры по одному и выполняете
практическую работу. Она будет состоять из трех заданий. Практическое
задание выполняется в графическом исполнителе “Кенгуренок”. (Слайд
14) 1. Составить программу рисования прямоугольной рамки вдоль края листа, исходя из любого начального состояния исполнителя.
2. Расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями.
3. Нарисовать лестницу из левого верхнего угла поля до правого нижнего угла поля.
|
Школьники садятся за компьютеры по одному и выполняют
практическое задание.
|
||
4. Предоставление ученикам домашнего задания (5 мин). |
|||
Ребята открываем дневники и записываем домашнее
задание: § 43 д/з № 6 ((Слайд 15) Домашнее задание № 6. 1. Начальное состояние: исполнитель находится в нижнем правом углу и смотрит вверх. Где будет исполнитель после выполнения следующих программ? А) программа поход 1 впереди не край повторять прыжок конец цикла поворот пока впереди не край повторять прыжок конец цикла Б) программа поход 2 впереди не край повторять прыжок поворот прыжок поворот поворот поворот конец цикла 2. Записать блок-схемы алгоритмов из задачи № 1. 3. Составить программу, переводящую ГРИС в произвольный угол поля из любого исходного положения. 4. Придумать задачу для ГРИС, для решения которой необходимо использовать циклы. Учитель комментирует задачи домашнего задания. |
Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание. (Текст задач получают на отдельном листе индивидуально каждый). | ||
5. Подведение итогов (5 мин). |
|||
1. Ребята, что нового вы узнали
и чему научились на этом уроке?
2. Какие трудности вы испытывали при выполнении практических заданий? |
Мы узнали, что такое алгоритмическая структура “цикл” и
блок-схема, научились работать с “циклами” при решении задач. Называют самые трудные моменты заданий. |
Список литературы:
- Алгоритмика. 5-7 классы / А.К. Звонкин, А.Г. Кулаков, С.К. Ландо, А.Л. Семенов, А.Х. Шень. – М.: Дрофа, 1996. – 304 с.: ил.
- Информатика. Базовый курс. 7–9 классы / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, л. В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 390 с.: ил.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.– 304 с.: ил.
- Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович. – М.: “БИНОМ. Лаборатория знаний”, 2004. –304 с.: ил.