Обучающее изложение по коллективно составленному плану (текст повествовательного характера с элементами описания, 3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: формировать умение грамотно передавать содержание текста – повествования по коллективно составленному плану и оформлять его на письме.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    отрабатывать навык работы по составлению плана текста-повествования;
    учить грамотно пересказывать текст и оформлять его на письме.
  2. Развивающие:
    развивать устную и письменную речь учащихся;
    развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
    развивать коммуникативные умения.
  3. Воспитательные:
    прививать любовь к русскому языку;
    воспитывать любознательность, пытливость и заинтересованность в процессе учения.

Изложение “Воробьи и розы”.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Вступительная беседа учителя.

Лето – пора цветения многих цветов. Но вот об этом цветке мы будем говорить особо. (Открываю картинку с изображением розы). Роза – символ божественной тайны. Это символ милосердия, душевной чистоты. По легенде роза появилась из белоснежной морской пены. Про розу сочинили много стихов:

О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.
(С. Маршак.)

Но речь пойдет не только о розах, а еще...

Загадка.

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей).

– А каких мы знаем воробьев? (Крикливые, шумные, суетливые, назойливые).

– Так какое же отношение имеют воробьи к этим великолепным цветам?

– Как вы думаете, на какую тему мы будем писать изложение? (“Воробьи и розы”).

– Не правда ли, странное сочетание? Я буду читать, а вы слушать.

Целевой вопрос:

– Почему так назван текст?

3. Чтение текста учителем:

Воробьи и розы.

(По И.Кайгородову)

В саду были кусты роз. Летом кусты покрывались душистыми цветами. В воздухе стоял нежный аромат цветущих роз.
Пришла беда! Завелись в розах червячки. Они поедали бутоны и листья. Однажды стая воробьев облепила кусты. Началась возня и чириканье. Это разведчик нашел вредителя. Кликнул он клич. Слетелись в сад другие воробьи.
Санитары сделали свое дело чисто. Летом в саду было много красивых: роз.

4. Ответ на целевой вопрос.

– Почему именно такой заголовок придумал автор?

– А как еще можно озаглавить текст?

5. Самостоятельное чтение текста детьми.

– Прочитайте текст про себя и подумайте: сколько в нем частей?

6. Беседа по содержанию каждой части и составление плана.

1 часть.

– Прочитайте 1 часть.

– О чем идет речь в этой части?

– Красота чего задевает, трогает вас при чтении? (Красота роз).

– Как автор описывает летом розы?

– Без каких слов наше представление о них не будет полным? (Душистые, аромат).

– Почему?

– Можно ли опустить в предложении слово “душистыми” (не почувствуем запаха).

– Как лучше озаглавить эту часть? (“Кусты роз”).

2 часть.

– Прочитайте 2 часть.

– О чем идет речь в этой части?

– Каким словом охарактеризовал автор происходящее?

– Почему? Зачитайте, чем грозила эта беда?

– Какие чувства испытывает в данный момент автор?

– Передайте их во время чтения предложения: (Пришла беда!).

– Как лучше озаглавить эту часть? (“Пришла беда”).

3 часть.

– Прочитайте 3 часть.

– Откуда пришла помощь? (Зачитывают: “ Однажды стая воробьев облепила кусты”).

– Сколько было воробьев? (Много).

– Какие слова подсказали ответ на этот вопрос? (Стая, облепили)

– Вспомните, мы вначале говорили, что воробьи шумные, крикливые, суетливые.

Найдите и прочитайте предложение, которое подтверждают, что они действительно такие. (Началась возня и чириканье).

А какое из двух слов доказывает суетливость ? (Возня.)

– А что значит “возня”? (Расшумелись).

– Чем было вызвано их такое поведение?

– Кого автор назвал разведчиком?

– Почему?

– Что он сделал? (Кликнул клич).

– А как можно было сказать по другому? (Обратился с призывом),

– Какое из выражений больше соответствует тексту?

– Что было дальше? (Слетелись в сад другие воробьи).

– Как вы представляете эту картину?

– Попробуем нарисовать ее. (Словесное рисование).

– Какие цвета выберем для кустов роз? Воробьев?

– Что делают воробьи? (Открыты клювики, перышки взъерошены, кто-то дерется).

– Как озаглавить эту часть? (“Слетелись воробьи”).

4 часть.

– Прочитайте 4 часть.

– Как в этом отрывке автор называет воробьев? (Санитары).

– Почему они так названы?

– Как поработали санитары? (Зачит.).

– А что значит чисто? (До единого червячка съели).

– Каков был результат их дружной работы? (Летом в саду было много красивых роз).

– Давайте заменим слово “красивых” другим словом. (Чудесных, прелестных, прекрасных).

– Как озаглавим эту часть? (“Санитары сделали свое дело”).

Физминутка.

7. Подготовка к пересказу текста.

План.

1. Кусты роз.

2.Пришла беда!
3. Слетелись воробьи.

4. Санитары сделали свое дело.
 

покрывались,
аромат
червячки, поедали
стая, облетели, возня, разведчик, клич,
вредитель.
чисто
прекрасных .

– Посмотрите, сколько пунктов плана?

– Сколько будет частей в тексте?

– Прочитайте 1 часть и проследите за тем, как автор избегает повторения одних и тех же слов.

– Что захотелось изменить? (Кусты).

– Каким словом можно заменить его во втором предложении? (Они).

– Перечитайте 2 часть.

– Можно ли в 3-ем предложении сказать: “Червяки поедали бутоны и листья?”

– Почему?

– Будем ли что-нибудь менять?

– Перечитайте 3 часть.

– Как назван воробей в этой части?(разведчик).

– Почему именно в этом предложении автор употребил это слов.

4 часть.

– Как называет автор воробьев уже в следующем предложении?(санитары).

– Почему именно так?

– Прочитайте предпоследнее предложение.

– Можно ли заменить слово “санитары” словом птички?

– Почему нет?

8. Пересказ текста.

– Прочитайте только 1 часть и подготовьтесь к пересказу.

– Закрываю 1 часть и говорю: “Перескажите содержание 1 части друг другу”.

Аналогично проводится работа с остальными частями.

9. Работа над орфографией.

1. Слова с безударными гласными, проверяемыми ударением:

В саду, цветами, стоял, цветущих, беда, завелись, червячки, они, поедали, облепила, началась, возня, вредители, слетелись, свое.

2. Разделительный мягкий знак:

листья, воробьев, чириканье.

3. Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением: однажды, воробьи,

4. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих: клич

5. Запомнить:

дело
чисто
аромат
много
это
санитары
возня
нашел

6. Правописание чк, чн.

червячки

7. Непроизносимые согласные.

разведчик

8. Правописание жи-ши, ча-ща.

душистыми
началась

10. Пересказ текста по плану.

11. Письмо изложения(самостоятельная запись текста).

Итог урока.