Цель урока: формировать умение грамотно передавать содержание текста – повествования по коллективно составленному плану и оформлять его на письме.
Задачи урока:
- Образовательные:
отрабатывать навык работы по составлению плана текста-повествования;
учить грамотно пересказывать текст и оформлять его на письме. - Развивающие:
развивать устную и письменную речь учащихся;
развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
развивать коммуникативные умения. - Воспитательные:
прививать любовь к русскому языку;
воспитывать любознательность, пытливость и заинтересованность в процессе учения.
Изложение “Воробьи и розы”.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Вступительная беседа учителя.
Лето – пора цветения многих цветов. Но вот об этом цветке мы будем говорить особо. (Открываю картинку с изображением розы). Роза – символ божественной тайны. Это символ милосердия, душевной чистоты. По легенде роза появилась из белоснежной морской пены. Про розу сочинили много стихов:
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.
(С. Маршак.)
Но речь пойдет не только о розах, а еще...
Загадка.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей).
– А каких мы знаем воробьев? (Крикливые, шумные, суетливые, назойливые).
– Так какое же отношение имеют воробьи к этим великолепным цветам?
– Как вы думаете, на какую тему мы будем писать изложение? (“Воробьи и розы”).
– Не правда ли, странное сочетание? Я буду читать, а вы слушать.
Целевой вопрос:
– Почему так назван текст?
3. Чтение текста учителем:
Воробьи и розы.
(По И.Кайгородову)
В саду были кусты роз. Летом кусты покрывались душистыми цветами. В воздухе
стоял нежный аромат цветущих роз.
Пришла беда! Завелись в розах червячки. Они поедали бутоны и листья. Однажды
стая воробьев облепила кусты. Началась возня и чириканье. Это разведчик нашел
вредителя. Кликнул он клич. Слетелись в сад другие воробьи.
Санитары сделали свое дело чисто. Летом в саду было много красивых: роз.
4. Ответ на целевой вопрос.
– Почему именно такой заголовок придумал автор?
– А как еще можно озаглавить текст?
5. Самостоятельное чтение текста детьми.
– Прочитайте текст про себя и подумайте: сколько в нем частей?
6. Беседа по содержанию каждой части и составление плана.
1 часть.
– Прочитайте 1 часть.
– О чем идет речь в этой части?
– Красота чего задевает, трогает вас при чтении? (Красота роз).
– Как автор описывает летом розы?
– Без каких слов наше представление о них не будет полным? (Душистые, аромат).
– Почему?
– Можно ли опустить в предложении слово “душистыми” (не почувствуем запаха).
– Как лучше озаглавить эту часть? (“Кусты роз”).
2 часть.
– Прочитайте 2 часть.
– О чем идет речь в этой части?
– Каким словом охарактеризовал автор происходящее?
– Почему? Зачитайте, чем грозила эта беда?
– Какие чувства испытывает в данный момент автор?
– Передайте их во время чтения предложения: (Пришла беда!).
– Как лучше озаглавить эту часть? (“Пришла беда”).
3 часть.
– Прочитайте 3 часть.
– Откуда пришла помощь? (Зачитывают: “ Однажды стая воробьев облепила кусты”).
– Сколько было воробьев? (Много).
– Какие слова подсказали ответ на этот вопрос? (Стая, облепили)
– Вспомните, мы вначале говорили, что воробьи шумные, крикливые, суетливые.
Найдите и прочитайте предложение, которое подтверждают, что они действительно такие. (Началась возня и чириканье).
А какое из двух слов доказывает суетливость ? (Возня.)
– А что значит “возня”? (Расшумелись).
– Чем было вызвано их такое поведение?
– Кого автор назвал разведчиком?
– Почему?
– Что он сделал? (Кликнул клич).
– А как можно было сказать по другому? (Обратился с призывом),
– Какое из выражений больше соответствует тексту?
– Что было дальше? (Слетелись в сад другие воробьи).
– Как вы представляете эту картину?
– Попробуем нарисовать ее. (Словесное рисование).
– Какие цвета выберем для кустов роз? Воробьев?
– Что делают воробьи? (Открыты клювики, перышки взъерошены, кто-то дерется).
– Как озаглавить эту часть? (“Слетелись воробьи”).
4 часть.
– Прочитайте 4 часть.
– Как в этом отрывке автор называет воробьев? (Санитары).
– Почему они так названы?
– Как поработали санитары? (Зачит.).
– А что значит чисто? (До единого червячка съели).
– Каков был результат их дружной работы? (Летом в саду было много красивых роз).
– Давайте заменим слово “красивых” другим словом. (Чудесных, прелестных, прекрасных).
– Как озаглавим эту часть? (“Санитары сделали свое дело”).
Физминутка.
7. Подготовка к пересказу текста.
План.
1. Кусты роз.
2.Пришла беда! 4. Санитары сделали свое дело. |
покрывались, аромат червячки, поедали стая, облетели, возня, разведчик, клич, вредитель. чисто прекрасных . |
– Посмотрите, сколько пунктов плана?
– Сколько будет частей в тексте?
– Прочитайте 1 часть и проследите за тем, как автор избегает повторения одних и тех же слов.
– Что захотелось изменить? (Кусты).
– Каким словом можно заменить его во втором предложении? (Они).
– Перечитайте 2 часть.
– Можно ли в 3-ем предложении сказать: “Червяки поедали бутоны и листья?”
– Почему?
– Будем ли что-нибудь менять?
– Перечитайте 3 часть.
– Как назван воробей в этой части?(разведчик).
– Почему именно в этом предложении автор употребил это слов.
– 4 часть.
– Как называет автор воробьев уже в следующем предложении?(санитары).
– Почему именно так?
– Прочитайте предпоследнее предложение.
– Можно ли заменить слово “санитары” словом птички?
– Почему нет?
8. Пересказ текста.
– Прочитайте только 1 часть и подготовьтесь к пересказу.
– Закрываю 1 часть и говорю: “Перескажите содержание 1 части друг другу”.
Аналогично проводится работа с остальными частями.
9. Работа над орфографией.
1. Слова с безударными гласными, проверяемыми ударением:
В саду, цветами, стоял, цветущих, беда, завелись, червячки, они, поедали, облепила, началась, возня, вредители, слетелись, свое.
2. Разделительный мягкий знак:
листья, воробьев, чириканье.
3. Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением: однажды, воробьи,
4. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих: клич
5. Запомнить:
дело
чисто
аромат
много
это
санитары
возня
нашел
6. Правописание чк, чн.
червячки
7. Непроизносимые согласные.
разведчик
8. Правописание жи-ши, ча-ща.
душистыми
началась
10. Пересказ текста по плану.
11. Письмо изложения(самостоятельная запись текста).
Итог урока.