Происхождение человека

Разделы: Биология


Цели:

  • Обучающие: систематизировать знания школьников по основным группам доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.
  • Развивающие: создать условия для развития мыслительных способностей и интеллектуальных умений в процессе сравнения человека с другими млекопитающими и знакомствами с фактами других наук.
  • Воспитательные: создать условия для формирования у школьников умений применять знания о факторах антропогенеза.

Оборудование:

  • печатные таблицы к курсу “Общая биология”.
  • Таблицы, выполненные на электронных носителях (систематическое положение человека, происхождение человека).
  • К/ф “Происхождение человека”.
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки биологии”, 11 класс.

Литература:

  • А. Варшавский “В поисках предков”.
  • В. Корсунская “Три великих жизни”.
  • Р. Ранов “Древнейшие страницы истории человечества”.

Учебники.

  • Библия.
  • П. Вуд, Л. Вачек, Д. Хэмблин, Дж. Н. Леонард “Возникновение человека”.
  • Й. Аугуста, З. Буриан “Жизнь древнего человека”.
  • Ф. Энгельс “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”.

Ход урока

1. Введение в урок

Учитель. Мы закончили рассмотрение вопросов, связанных с развитием органического мира. Не менее интересным является вопрос “Происхождение человека”.

Стихотворение:

Мы откуда появились?
Звезд далёких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем?
Надел душой Создатель?
Или разум как зарница
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки.
НО откуда б мы ни взялись,
Раз, возникнув Человеком,
Надо, чтоб мы им оставались.

Антропогенез – историческое развитие человека. Проблема антропогенеза относится к числу сложнейших естественно-научных и философских проблем.

Биологический аспект проблемы является в происхождении и эволюции рода Номо, в определении места человека разумного в животном мире, т.е. речь идет об эволюции человека как биологического вида и факторах, которые обусловили этот процесс.

Философская сторона проблемы состоит в возникновении качественно нового существа в истории органического мира – человека мыслящего, наделенного сознанием и речью, в появлении социальных институтов: труда, общественного производства, общества со всеми присущими ему атрибутами.

2. Изучение нового материала

Учитель. На разных этапах становление человеческого общества и у разных народов этот вопрос рассматривался по-разному.

Выступления учащихся:

  1. легенды о сотворении человека
  2. страницы библии
  3. взгляды К. Линнея, Ж.Б. Ламарка “Три великих жизни”, Ч.Дарвина

Учитель. Сегодня человек, как биологический вид занимает определенное место в системе органического мира. /Работа со схемой на электронных носителях/

Систематическое положение человека

царство животные
тип хордовые
класс млекопитающие
отряд приматы
семейство люди
род человек
вид человек разумный

Учитель. Однако, до настоящего времени говорить о безоговорочно принятой всеми теории антропогенеза нельзя. Неправильно вести речь о проблемах антропогенеза, которые связаны со следующими вопросами (вопросы записаны на электронных носителях):

  • Кто предок человека?
  • Когда появился человек?
  • Каковы движущие силы антропогенеза?
  • Где прародина человечества?
  • Каковы этапы эволюции человека?
  • Перспективы антропогенеза?

Учитель. Обращаю внимание на слова Ч.Дарвина: “Если человек от бога, то как низко он пал; если люди от обезьяны, то как высоко они поднялись”.

Учитель. Поиском ответов на эти вопросы мы будем заниматься на уроках по данной теме.

Проблема урока: доказываем животное происхождение человека. Как животные предки стали людьми.

3. Работа в группах (2 мин.)

Учащиеся используют литературу, таблицы, схемы.

Схемы (см. Приложение 2)

Выступления представителей групп.

  1. Эмбриологические доказательства.
  2. Сравнительно-анатомические.
  3. Биохимические.
  4. Генетические.
  5. Сходство с человекообразными обезьянами. (К/ф “Происхождение человека”)

Учитель. Кокой вывод мы можем сделать, прослушав и проанализировав ваши выступления?

Предполагаемый ответ-обобщение:

“Предки человека – животные”.
“Человек имеет животное происхождение”.

Учитель. Рассматриваем вторую проблему: как животные предки стали людьми. (Электронные носители.)

Факторы антропогенеза

Биологические Социальные
1. Наследственная изменчивость 1. Трудовая деятельность
2. Борьба за существование 2. Общественный образ жизни
3. Естественный отбор 3. Развитие сознания
4. Изоляция 4. Речь
5. Популяционные волны
6. Дрейф генов

Биологические факторы открыты Ч.Дарвиным (наследственная изменчивость, естественный отбор) и дополнены в современной теории эволюции (популяционные волны, изоляция). Биологические движущие силы играли главную роль на ранних этапах антропогенеза и привели к формированию биологических предпосылок появления человека как социума: прямохождению освобождению передних конечностей и увеличению головного мозга (объема).

Социальная сущность человека связана с трудовой деятельностью, которая отличается осмысленностью, наличием цели. Разделение труда привело к формированию общества, появлению речи – второй сигнальной системы.

Труд способствовал развитию у предков современного человека мышления. В свою очередь общественный образ жизни, речь и мышление способствовали развитию труда, поэтому главной движущей силой антропогенеза является труд.

Работа по вопросам с источником “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф. Энгельса. Приложение 1.

4. Подведение итогов. Рефлексия

Выставление оценок.

5. Домашнее задание

Учебник, стр. 465–468. Подготовить выступления по группам “Стадии эволюции человека”, “Человеческие расы”.