Развитие школы невозможно без новых идей, подходов, моделей, педагогических технологий, без совместной работы учёных, педагогов-практиков, родителей, учеников. Каждое нововведение требует апробации, проверки временем. Создание нового опыта, поиск оптимальных решений осуществляется в ходе научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности.
Экспериментальная работа в МОУ СОШ № 1 г. Охи Сахалинской области начиналась с моделирования гуманистической воспитательной системы “ Школа-второй дом”. Педагогический коллектив школы работал по первому пути гипотезы; то есть содержательному компоненту, что означает: выстраивание концепции через интеграцию процессов обучения и воспитания. В ходе экспериментальной работы школа вышла на программы. В обучении: “Искреннее обучение”. В воспитании: “У истоков русской духовности”, “Живи, Земля!”, “ Знание-сила”, “ Путь к Олимпу”, “Забота”. Ведущие педагогические идеи, лежащие в основе воспитания и обучения, выражены словами-символами: Отечество, здоровье, игра, театр, социализация, престиж образования.
Ожидаемый результат: образ школы “ Школа – второй дом”.
Гуманистическая воспитательная система школы появилась из потребностей ребенка, ученика, родителей, педагогов. Ученик был везде: от разработки образа школы до его претворения в жизнь. Школа получила общественное признание: по итогам1998/1999учебного года СОШ № 1 г. Охи стала лауреатом Всероссийского конкурса “ Школа года”. По итогам смотра образовательных учреждений области СОШ №1 г. Охи присвоен памятный знак Администрации Сахалинской области за достижение наилучших результатов в 1999 году. Школа отмечена дипломом 3 степени на 1 Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений в номинации “ общеобразовательная школа” / приказ Министерства образования России от 18.07.2001 № 2732 “ Об итогах 1 Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений”/. Моделирование гуманистической воспитательной системы дало толчок к созданию модели учебной работы “Искреннее обучение”. Экспериментальная работа по этой теме в МОУ СОШ № 1 носит прикладной характер, направлена па разработку и освоение новшеств в учебно-воспитательном процессе. Модель учебно-воспитательного процесса “Искреннее обучение” – индивидуальна, прогностична, технологична, реальна. Приложение 1.
В ходе экспериментальной работы осуществляется апробация новых идей, и их доводка до степени, допускающей широкое применение. Идет обновление школы. Коллектив МОУ СОШ №1 г. Охи считает педагогически целесообразным создание своей системы обучения “Искреннее обучение”, основанной на:
Диалогичности (открытости образования)
Системности
Природо- и культуро-сообразности
(ортобиотичности)
Успешности
Психологического комфорта (обучение “без страха”, обучение в сотрудничестве с учителем, обучение, ориентированное на ученика, обучение, результаты которого понятны ученику и учителю.)
Проблема, которая стоит перед школой: гуманизация педагогического процесса, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, развитие их индивидуальных способностей.
Цель эксперимента:
- создать “открытое обучение”;
- изменить отношения между учителем и учениками;
- добиться комфорта в обучении.
Основной замысел эксперимента предусматривает новую организацию учебного процесса, основанного на расширении прав учащихся (свободный урок, час подтверждения знаний), создание таких условий, при которых учащиеся смогут нормально развиваться, получать качественное образование, приобретут качества, необходимые для успешной социализации в обществе.
Учебно-воспитательный процесс будет строиться на основе изучения личностных особенностей учащихся и их интересов, заказа родителей, возможностей школы и социума. Изменения в учебно-воспитательном процессе будут обеспечены за счет создания образовательной среды, предоставляющей учащимся возможности для самореализации в различных видах деятельности, применения личностно ориентированных и развивающих технологий, методов, форм и средств, учитывающих личностные особенности ребенка (шкала личностного роста учащегося, шкала образовательного роста учащегося ).
Объект эксперимента. Учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет эксперимента. Технология учебно-воспитательного процесса.
Отношения: учитель-ученик; учитель-родитель; ученик-учитель; ученик-ученик; ученик-родитель-ученик; учитель-учитель.
Педагогические целиэксперимента:
- повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, его качество (найти и апробировать новые формы и методы работы с учащимися для формирования способностей к самообразованию и саморазвитию);
- создать благоприятные условия для умственного развития личности, всемерного развития её способностей, для получения учащимися прочных знаний;
- создать предпосылки для развития “ ситуации успеха” в обучении детей с разным уровнем развития.
Гипотеза
Если учебно-воспитательный процесс в школе будет построен на принципах “Искреннего обучения”, на основе изучения реальных учебных возможностей учащихся, на установлении дидактических причин слабой успеваемости, с применением новых технологий, форм и методов учебной работы, планирования и организации УВП в соответствии с личностными особенностями ребенка это значительно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса, его качество, т.е. будет создано “ открытое обучение”, изменены отношения между учителем, учащимися и родителями.
Задачи эксперимента
- создать благоприятные условия для умственного развития личности;
- обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям;
- создать условия для развития творческого потенциала учителей, преобразуя методическую деятельность в исследовательскую;
- продолжить внедрение проблемно-исследовательских методов обучения в УВП;
- сСоздать пакет диагностических материалов (учитель, ученик, родитель).
Ожидаемые результаты
Учебно-воспитательный процесс, созданный в ходе эксперимента на принципах искреннего обучения обеспечит ученику
- саморазвитие, самовоспитание, самореализацию;
- нормальное “взросление”;
- реализацию прав;
- комфортность и эмоциональное благополучие;
- социализацию;
- сохранение здоровья.
Обеспечит учителю
- повышение престижа, усиление потребности в поиске новых методов обучения;
- овладеть диагностиками исследования личности учащегося;
- развитие творческого потенциала учителей, преобразование методической деятельности учителя в исследовательскую.
Основным результатом эксперимента станет создание модели учебно-воспитательного процесса “ Искреннее обучение”, создание нормативно- правового обеспечения модели.
Критерии оценки ожидаемых результатов
Ученик
|
Учитель
|
Этапы эксперимента:
Подготовительный этап
Разработка модели искреннего обучения, прогноз
результатов, анализ состояния УВП в школе,
потребностей педагогов, постановка и
обоснование проблемы, какие реальные условия
есть в школе, что необходимо сделать, чтобы
запустить программу эксперимента.
Практический этап
Апробация модели “Искреннее обучение”
Обобщающий этап
Анализ результатов и соотнесение их с
заявленными целями эксперимента, описание хода и
результатов эксперимента. Новые подходы,
условия, принципы, пути и способы формирования
личности ребенка, его развития.
Внедренческий этап
Социализация педагогического результата;
выявление спектра условий осуществления
эксперимента и реализация его на практике,
оформление результатов эксперимента.
Опыт экспериментальной работы в школе ориентирован на обновление школы, на развитие и совершенствование гуманистических отношений между всеми участниками педагогического процесса, способствует поиску нетрадиционных форм учебно-познавательной деятельности и переходу в работе с детьми от всех к каждому;
Приоритетными направлениями в работе с педагогами является изучение психолого-педагогических основ инновационной деятельности, применяются различные методики
оценки результативности педагогической деятельности (анкета успешности учителя, квалификационная карта учителя и др.) Опытно-экспериментальная работа в школе коснулась реорганизации системы управления образовательным процессом, всей жизнедеятельности школы.
В настоящее время структура управленческих звеньев, система управленческих отношений, социально-психологический климат в педагогическом коллективе обеспечивает устойчивое и достаточно эффективное управление, решение задач повышения уровня образования, создание условий для формирования ключевых компетенций учителя и ученика.
Для управления школой характерен мотивационный подход, “мягкие” формы и методы управленческого воздействия, система контроля, которая включает элементы мотивации и консультирования, самоконтроля и взаимоконтроля на добровольной основе, выявление и обобщение оригинальных идей передового опыта учебно-воспитательной и развивающей деятельности. Работают учителя-исследователи по проблеме. Школа вышла на создание программы оздоровления обучающихся и сотрудников школы “ Здоровье без лекарств”, на создание программы по управлению процессом социализации личности учащегося.
Представленная модель УВП “Искреннее обучение” технологична и может быть использована в практике других школ.
Критерии технологичности:
- Концептуальность (в основе концепции заложены научные теории ЛОО)
- Системность (определены цели, спланирован результат, простроена логика процессов, взаимосвязь всех частей, целостность).
- Управляемость (создание условий для достижения цели, четко спланированы действия учителя, ученика, возможно варьирование средствами и методами обучения)
- Эффективность (гарантируется успешность ученика и учителя при минимальных затратах)
- Воспроизводимость (Модель может быть использована в общеобразовательных учреждениях любого типа и вида)