"Методическая копилка". Урок биологии к курсу 6-го класса "Растение" по программе И.Н. Пономарева

Разделы: Биология


Задачи: Развивать и углублять понятие о фотосинтезе и дыхании растений; выяснить отличие дыхания от питания растений; установить взаимосвязь между дыханием и фотосинтезом; формировать научное мировоззрение на примерах взаимосвязей, происходящих в растительном организме.

Оборудование: таблицы “Клеточное строение листа”, рис. “Фабрика по производству сахара”, “Строение хлоропласта”, кроссворд, ребус, таблицы “Сравнительная характеристика фотосинтеза и дыхания”.

Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи.

Ход урока

Учитель: Тема нашего урока “Газообмен. Связь между дыханием и фотосинтезом”. Урок будет необычным. Мы проведем с вами путешествие в сказочную страну под названием “Листпландия”. (слайд 2)) Проведем мы наше путешествие по маршруту с остановками. Перед нами стоит вопрос: “Как происходит в листьях газообмен? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в ходе нашего путешествия. На каждой остановке будет задание или вопрос, которое необходимо будет выполнить или найти ответ.

Остановка 1 (слайд 3)

Задание: Разгадайте загадку, и вы узнаете, с чего мы начнем.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Вопросы:

  1. Что такое воздух?
  2. Какие газы входят в его состав?

Дополнение учителя: углекислый газ содержится в воздухе в небольшом количестве. Гораздо больше в воздухе кислорода, на его долю приходится 21% от общего объема воздуха. Движется воздух в листьях по воздушным ходам, образованных клетками.

Остановка 2 (слайд 4)

Задание: Угадайте, как называется процесс образования на свету органических веществ из неорганических? (Фотосинтез.) Этот термин был предложен немецким физиологом Парефарером в 1877 году.

Вопросы:

  1. Что поглощается из воздуха, и что выделяется из листьев при фотосинтезе?
  2. Какое органическое вещество образуется в листьях при фотосинтезе?
  3. В каких клетках происходит этот процесс?
  4. В какое время суток происходит этот процесс? А при электрическом освещении?

Объяснения учителя: Сейчас мы с вами заглянем в фабрику по производству сахара. Хлоропласт по форме напоминает диск. Внутри него имеется хлорофилл в виде гран. В каждой хлоропласте около 50 гран, расположены они в шахматном порядке, чтобы лучше улавливать свет. Этот процесс был доказан немецким ботаником Саксом в 1862–1864 годах. Значит, в каких клетках протекает процесс фотосинтеза?

Остановка 3 (слайд 5)

Задание: на этой остановке, чтобы узнать, что происходит дальше в листьях, мы должны разгадать кроссворд.

1 слово. Наиболее мощный слой многолетнего стебля? (Древесина.)

2 слово. Пластиды растительной клетки, содержащие хлорофилл и осуществляющие процесс фотосинтеза. (Хлоропласт.)

3 слово. Зачаточный побег (почка)

4 слово.

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик.)

5 слово. Наружный слой клеток листа. (Кожица.)

6 слово.

Из куста шиполя,
За ногу тяпуля. (Змея.)

Пояснение учителя о дыхание.

Вопросы:

  1. Ребята, а каким газом дышите вы?
  2. В какое время суток? А растения?

Вернемся к работе нашей фабрики. Нам уже с вами известно, что при наличии кислорода в клетке происходит расщепление сахара. И на его образовании при фотосинтезе была затрачена солнечная энергия. Эта энергия затем никуда не пропала. Она оказалась заключенной в органическом веществе.

В процессе дыхания происходят обратное действие. Органическое вещество разлагается, а энергия освобождается, которая тут же используется на осуществление других жизненных процессов, протекающих в клетках, а так же из воздуха поглощается кислород и образуется углекислый газ и вода. Без этой энергии жизнь невозможна. Не только жизнь растений, но и животных, и человека.

Следовательно, дыхание – жизненно важная функция живого организма. Этот процесс протекает в листохондриях.
А теперь ответьте: что же должно находиться в клетке листа, чтобы этот процесс дыхания происходил? (Сахар и кислород.)

Остановка 4 (слайд 6)

Задание: Нужно узнать, через какие клетки происходит газообмен.

Ребята, на этой остановке нам оставили зашифрованное письмо.

А отгадать нам его поможет ключ.

  1. Количество запятых обозначают, что в этом слове нужно отбросить одну или несколько букв в начале или в конце слова.
  2. Если рядом с рисунком стоят цифры и некоторые из них зачеркнуты, значит, в этом слове их не читают. А читают только те буквы, которые указаны цифрами.

Вопрос: Где расположены устьица на листовой пластинке? (слайд 7)

Пояснение учителя: Таким образом, через устьица в клетки листа проникает воздух, кроме того, клетки используют тот кислород, который выделился при фотосинтезе. Однако, если условия при фотосинтезе будут благоприятными, то кислорода выделяется гораздо больше, чем расходуется в процессе дыхания. Через устьячные цели избыток кислорода избыток кислорода из межклетников выходит наружу. Поэтому, как вы думаете, где будет воздух богат кислородом, где больше зеленых растений? Или где меньше зеленых растений?

Обогащение воздуха кислородом очень важно, так как он необходим. Кому же он необходим? Значит через что происходит газообмен?

Вернемся к фабрике по производству сахара.

Принцесса Устьице, очень капризная принцесса. Если на улице очень жарко. Кто знает, что с ней происходит? (Она закрывается?). Но принцесса не только капризна, и еще она очень любит спать ночью. Поэтому встает вопрос: “ Будет ли дальше происходить фотосинтез?”.

А как обстоит дело с дыханием?

Митохондрии продолжают работать и ночью. Они используют кислород, поступающий в межклетники, через устьичные щели еще днем, а так же накопившийся кислород за весь день при фотосинтезе. Таким образом, если и днем принцесса не откроется, дыхание все равно не прекращается. Что бы постоянно для фотосинтеза образовывался углекислый газ. Так как рост растений возможен только при фотосинтезе.

Остановка 5

Задание: теперь давайте установим взаимосвязь между фотосинтезом и дыханием. (слайд 8)

У каждого из вас, на парте, лежит таблица, которая называется “Сравнительная характеристика фотосинтеза и дыхания”. Ответив на эти вопросы, мы с вами установим взаимосвязь этих процессов. Рассмотрев эту таблицу мы можем сделать вывод: “ эти процессы взаимосвязаны, но противоположны.” (слайд 9)

Обобщение урока

Учащимся предлагается ответить на вопросы теста (устно).

Тест

1. Функции газообмена, испарения влаги в листе выполняют клетки:

а) покровной ткани;
б) столбчатой ткани;
в) устьиц;
г) столбчатой ткани.

2. Хлоропласты содержатся в...

а) зеленых пластидах;
б) оранжевых пластидах;
в) бесцветных пластидах;
г) во всех пластидах.

3. В процессе дыхания растение:

а) поглощает кислород;
б) выделяет кислород;
в) поглощает углекислый газ;
г) поглощает воду.

4. Углекислый газ необходим растениям для:

а) размножения;
б) поглощения воды;
в) дыхания;
г) фотосинтеза.

5. Процесс фотосинтеза идет:

а) на свету и в темноте;
б) только на свету;
в) только в темноте;
г) в любое время суток.

6. Дыхание Растений происходит:

а) только в клетках с хлоропластами;
б) только в клетках покровной ткани;
в) только в клетках мякоти листа;
г) во всех клетках.

7. Хлоропласты содержатся в:

а) жилках;
б) в межклетниках;
в) в клетках кожицы листа;
г) в клетках мякоти листа.

8. Перемещение питательных веществ из листа в стебель осуществляется по клеткам

а) покровной ткани;
б) мякоти;
в) проводящей ткани;
г) образовательной ткани.

9. Сидячий лист:

а) не имеет черешка;
б) имеет черешок;
в) имеет одну листовую пластинку;
г) имеет несколько листовых пластинок.

10. Хлорофиллы содержатся в:

а) Бесцветных пластидах;
б) хлоропластах;
в) межклетниках;
г) оранжевых пластидах.