К вопросу о культурно-исторических традициях в воспитании

Разделы: Классное руководство


Становление и развитие личности современного школьника происходит на фоне изменений ценностных ориентаций российского общества, растущей в нем потребности в компетентных гражданах, способных обеспечивать сохранение и развитие, как всего общества, так и его отдельных институтов.

Современный школьник, с одной стороны, находится под влиянием различных социальных институтов (семьи, дворовых компаний, школьного класса, клубных сообществ и др.), основной функцией которых является поддержка и развитие исторического наследия, а, с другой стороны, испытывает влияние глобального информационного пространства. Последнее влияние выражается в широком доступе школьника к базам данных, источникам информации, телекоммуникационным сетям. Влияние этих информационных источников влечет за собой готовность школьника осваивать быстрыми темпами соответствующие коммуникационные компетенции.

Вместе с тем, способности школьника в области коммуникационных компетенций однозначно не обуславливают его духовно-нравственное становление. Полезность информации не может быть идентифицирована с ее нравственностью.

Возникает проблема поиска механизмов содействия духовно-нравственному становлению личности школьника, подверженного влиянию глобального информационного пространства.

Проведенные в январе 2009 года в педагогическом коллективе и среди родителей обучающихся МОУ СОШ №3 г.Красный Сулин комплексные исследования показали, что более 4/5 опрошенных родителей (86%) и почти все педагоги (93%) выражают обеспокоенность в связи с безнравственностью, духовной пустотой, “внемыслительной” сущностью источников информации (телевидение, Интернет, средства массовой информации);

  • почти все опрошенные (97% родителей) испытывают затруднения в формировании системы семейных ценностей;
  • значительное число педагогов (84%) считают актуальной задачу интеграции семьи и школы в целях формирования духовности и нравственности детей и подростков, системы их позитивных жизненных ценностей;
  • все опрошенные выделили культурно-исторические традиции Донского края в качестве источника средств противодействия антинравственности глобального информационного пространства, при этом 89% родителей высказали желание именно на этой основе строить свое сотрудничество со школой;
  • более 3/4 педагогов (79%) высказали мнение, что воспитание нравственности и духовности подрастающего поколения на основе культурно-исторических традиций Донского края позитивно скажется на мотивации школьников к учению, формированию у них значимых социальных компетенций, становлению более высокого уровня образованности, и, в конечном итоге должно привести к формированию высококультурного, социально активного человека, обладающего общественной доминантой в формировании личных ценностей и приоритетов.

Приведенные результаты опроса свидетельствуют о том, что:

  1. Участники образовательного процесса обеспокоены недостаточно высоким уровнем духовно-нравственных последствий учебного процесса.
  2. Ресурсы повышения влияния образования на развитие личности школьника скрываются в области интеграции педагогических усилий школы и семьи.
  3. Условием качества образования является опора на культурно-исторические традиции региона и исследование влияния на развитие личности глобального информационного пространства.

Анализ предшествующего опыта позволяет выделить ряд противоречий в образовательной среде школы:

Противоречие между растущим уровнем информатизации образовательного процесса и уменьшением доли нравственно-духовного компонента в содержании образования.

Противоречие между традиционной дидактической основой построения содержания взаимоотношений семьи и школы и формирующимся компетентностным дискурсом в системе общественно-экономических отношений в социальных окружениях школы.

Противоречие между растущими личностными запросами обучающихся к качеству и дифференциации образования и низким уровнем личностной значимости образовательной деятельности школы.

Противоречие между формами решения задач воспитания гражданственности+патриотизма подростков и приходящими в школу новыми инновационными формами социально-общественных отношений, основанных на принципах эксперимента, исследования и проектирования.

Противоречие между готовностью школы и готовностью семей обучающихся к позитивному и целенаправленному сотрудничеству и доминированием ситуативного сотрудничества, основанного на решении сюжетных задач усовершенствования школы.

В связи с этим в МОУ СОШ №3 был начат эксперимент, в котором будут осуществляться исследования потенциальных возможностей реализации образовательной программы школы, таящиеся в расширении направлений и углублении содержания процесса взаимодействия образовательного учреждения в интересах личности обучающегося, освоения им ключевых компетенций на регионально-значимом материале.

В предшествующие годы коллектив школы, работая над проблемами: “Гуманизация образовательного процесса” и “Освоение современных образовательных технологий в целях формирования ключевых компетенций личности школьника”, рассматривал взаимодействие с семьей как важный, но не ведущий фактор обеспечения качества образования, его социальной и личностной значимости.

Располагаясь в “сельском” районе города, где превалирует частная застройка, население многонационально и не имеет достаточно высокого образовательного ценза, школе постоянно приходится учитывать особенности института семьи в образовательной практике.

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – интеграция семьи и школы. Интерес понятен: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.

Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Однако время показало, что комфортность условий обучения – вещь необходимая, но недостаточная.

Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

Школа стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика. У педагогов сложилось понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт – никто не может составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Но взаимодействие семьи и школы, безусловно, повышает воспитательный потенциал обоих.

Главной задачей, которую решает педагогический коллектив школы и родительская общественность, является выработка взаимопонимания. Основным принципом работы с родителями является отказ от репрессивного характера общения.

Взаимодействие семьи и школы необходимо:

  • для выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка с целью создания максимально приемлемых условий для его развития;
  • для выработки общей методики и техники необходимых воспитательных воздействий на ребенка, для координации и корректировки их в различных жизненных ситуациях;
  • для установления эмоционально-положительных взаимоотношений, ведь известно, что воспитание протекает успешно в доброжелательной, радостной атмосфере взаимопонимания и расположенности в эмоционально-положительным контактам.

Педагогов и родителей школы объединяет идея сотрудничества и сотворчества. В условиях совместной продуктивной и творческой учебно-воспитательной и проектно-организационной деятельности происходит становление и развитие единства мотивационно-смысловой, нравственной и интеллектуально-коммуникативной сферы личности всех участников детского и взрослого сообществ – учащихся, учителей, родителей.

Родительская общественность вместе с педагогическим коллективом школы:

создает общность взрослых и детей, объединенных едиными целями, многообразной совместной творческой деятельностью, гуманными демократическими отношениями;

формирует единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;

культивирует среди учащихся и родителей чувство солидарности, уверенности в себе, ответственности, защищенности;

совместно с педагогами школы разрабатывает стратегию воспитания детей.

Для обеспечения успешного взаимодействия педагогов и родителей определены два руководящих принципа.

Принцип сотрудничества:

  • считаться с родителями как с активным фактором, а не пассивным элементом педагогической системы;
  • знать и учитывать личные качества родителей и на основе этого формировать оптимальные социально-педагогические связи, создавать рабочую высокопродуктивную атмосферу в школе;
  • ценить в родителях компетентность, инициативу, ответственность;
  • максимально развивать и поддерживать инициативу, творческие способности родителей, умение проявить их в школьном коллективе;
  • поощрять достижения и личный вклад каждого родителя в дела школы.

Принцип уважения и доверия:

  • уважать человека в себе и уважать человека в родителях;
  • предоставлять родителям свободу выбора;
  • создавать атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
  • бережно и чутко относиться к родителям, избегать противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети;
  • не ограничивать отношения с родителями только должностными обязанностями, вникать в их жизнь, духовный мир и стремления.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общечеловеческих и учебных навыков.

Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

  • в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
  • в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Из вышеизложенного следует, что для успешного взаимодействия с родителями необходимо:

  • исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей;
  • фиксировать внимание при общении с родителями не на подробностях проблемы, а на способах ее решения;
  • вести общение в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, то есть не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать.

Ключом деятельности педагогического коллектива является интерес к человеку. Какие интересные у нас дети! Как интересно они развиваются! Какие интересные вещи с ними происходят! Как интересно за ними наблюдать! Как интересно помогать им преодолевать трудности! Задачей школы является поддержание и развитие этого интереса в семье. Педагоги помогают родителям увидеть ребенка в его природосообразности, учат наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Таким образом, становится актуальной задача содействия освоению школьниками адекватных реакций на вызовы окружающей действительности на основе культурно-исторических традиций Донского края, к которым относятся:

  • толерантность как следствие многоукладности, этнического многообразия Донского края (в моем классе учатся дети четырех национальностей и трех религиозных конфессий);
  • уважительное, бережное отношение к истории, к исторически сложившимся традициям, к природе Донского края;
  • демократия и открытость социальных групп, широкое общественное самоуправление;
  • сохранение и поддержка семьи как источника гуманистического мировоззрения личности растущего человека, позитивных общественных ценностей;
  • интеграция семьи и других социальных институтов (учреждений культуры, образования, общественных организаций и др.) при выработке программ общественного развития;
  • поддержка молодежи, молодежной инициативы;
  • осознание жителями Дона ответственности за судьбу страны (“На Дону решается судьба России!”);
  • поддержка образования и культуры, художественной самодеятельности, занятий спортом и физкультурой;
  • социальная ответственность бизнеса, его активное участие в решении социальных проблем;
  • приоритетное развитие инновационных технологий, к которым в современных условиях следует отнести ИКТ, а также пропедевтику технологического восприятия мира, формируемую предметным образованием по курсам “математика” и “физика”.

Опора на культурно-исторические традиции Донского края, которые в ходе эксперимента могут уточняться и формулироваться в иных терминах, требует определения ключевых компетенций личности школьника, которые выступают ориентиром для формирования целей и задач эксперимента.

К таким современным качествам (компетенциям) личности учащегося будем относить:

  • способность к исследовательской деятельности, к анализу и сравнению фактов, явлений, объектов реальной жизни, установлению причинно-следственных связей;
  • способность к упорядочению и систематизации объектов и явлений;
  • устойчивый интерес к изучению истории семьи, малой Родины, Донского края…, к краеведению (литературному, экологическому, экономико-географическому и др.);
  • умение строить отношения с другими людьми, принимать и исполнять различные позитивные социальные роли;
  • способность быть законопослушным, следовать демократическим принципам при решении проблем правовыми способами;
  • устойчивое стремление к свободе и самореализации при освоении новых деятельностей;
  • способность принимать решения и нести ответственность за их последствия;
  • устойчивую привычку обращаться к историческим фактам, закономерностям при выборе способов решения личных нравственных
  • стремление к социальной активности, к улучшению общественных отношений;
  • приоритетное освоение технологически насыщенных сфер деятельности в области информационных технологий и естественно-математического образования.
  • Нуждаются в исследовании и осмыслении следующие вопросы:
  • уровень осмысления родителями (законными представителями) обучающихся воспитательных условий и влияний на личность, создаваемых семьей;
  • направления, формы и средства взаимодействия семьи и школы в обеспечении условий развития личности ребенка;
  • корреляционная зависимость уровня интеграции семьи со школой и качества образования;
  • представления семей обучающихся о все более доминирующей внепросвещенческой (неинформационной) функции школьного образования;
  • система показателей, используемых семьей и школой в оценке качества образования, в оценке качества деятельности друг друга;
  • категориальный аппарат семейного воспитания, его аксиология и индивидуальные особенности в различных социальных группах родителей обучающихся;
  • инновационные формы (день родительского самоуправления, издание многотиражной газеты “Родительский вестник” и др.) мотивации родительской общественности к более активному и заинтересованному сотрудничеству со школой;
  • готовность родительской общественности к восприятию инновационных технологий и оценки качества образования детей и подростков;
  • новообразования в психике всех участников образовательного процесса в связи с их включенностью в экспериментальную работу;
  • нормативно-правовое регулирование отношений школы с семьями обучающихся, с самими обучающимися по вопросам их образования .

В условиях эксперимента, несомненно, произойдет преобразование образовательной среды школы, когда культурообразность станет если не единственной, то ведущей формой существования “учебного предмета” как фактора развития личности обучающегося, в связи, с чем необходимо полное и осознанное понимание культуры семейных отношений, культуры краеведения, культуры сотрудничества со стороны всех участников образовательного процесса.

Из всего разнообразия определений культуры и представлений о культуре (Э.Сапир, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, Е.И.Пассов, Б.А.Успенский и др.), мы отобрали три существенных ориентира, три аспекта, или три субкультуры, могущих претерпеть изменения в ходе эксперимента:

  • культура знания;
  • культура прагматических действий;
  • культура быта (отношений с людьми, ценностных ориентаций).

Знания-информация касаются окружающего мира как объекта восприятия (непрерывно изменяющегося, но зримого, звучащего, объективно существующего мира). Прагматический аспект культуры – это уметь действовать в соответствии с традициями, видеть эти традиции, а лучшие из них – поддерживать. Традиции прагматических действий воплощаются в системе используемых технологий, среди которых первостепенную и растущую роль должны занять технологии проектного, исследовательского обучения и информационно-деятельностные технологии. Третий аспект культуры характеризует динамизм первых двух . Знания и прагматические умения связаны – в картине мира и в поведении носителя культуры – с целым контекстом, ситуацией, ценностями, отношениями, оценками. Они вовлекаются в процесс выстраивания и проживания отношений с людьми данного культурного пространства, задают отношения с миром.

В ходе эксперимента необходимо исследовать движение школы от культуры, построенной на приоритете коллективной деятельности, к культуре, в основе которой лежит нравственное развитие личности, от “культуры полезности” к “культуре достоинства”, от силовой педагогики к педагогике, основанной на диалоге, от культуры “историко-патриотической просвещенности” к культуре исторического мышления.

Возможными проявлениями процесса культурологического развития подростка является:

  • изменяющаяся способность к исследовательской деятельности, к анализу и сравнению фактов, явлений, объектов реальной жизни, установлению причинно-следственных связей;
  • изменяющаяся способность к упорядочению и систематизации объектов и явлений;
  • устойчивый интерес к изучению истории семьи, малой Родины, Донского края…, к краеведению (литературному, экологическому, экономико-географическому и др.);
  • умение растущего человека строить отношения с другими людьми, принимать и исполнять различные позитивные социальные роли;
  • растущая способность школьника быть законопослушным, следовать демократическим принципам при решении проблем правовыми способами;
  • устойчивое стремление к свободе и самореализации при освоении новых деятельностей;
  • все более явная способность обучающегося принимать решения и нести ответственность за их последствия;
  • появление привычки обращаться к историческим (в т.ч. – семейным, истории школы и т.п.) фактам, закономерностям при выборе способов решения личных нравственных проблем;
  • стремление к социальной активности, к улучшению общественных отношений.

Таким образом, проводимая работа призвана содействовать развитию обучающегося в контексте культуры посредством расширения пространства, средств и методов развития и познания на личностно значимом для школьника уровне.