Становление и развитие личности современного школьника происходит на фоне изменений ценностных ориентаций российского общества, растущей в нем потребности в компетентных гражданах, способных обеспечивать сохранение и развитие, как всего общества, так и его отдельных институтов.
Современный школьник, с одной стороны, находится под влиянием различных социальных институтов (семьи, дворовых компаний, школьного класса, клубных сообществ и др.), основной функцией которых является поддержка и развитие исторического наследия, а, с другой стороны, испытывает влияние глобального информационного пространства. Последнее влияние выражается в широком доступе школьника к базам данных, источникам информации, телекоммуникационным сетям. Влияние этих информационных источников влечет за собой готовность школьника осваивать быстрыми темпами соответствующие коммуникационные компетенции.
Вместе с тем, способности школьника в области коммуникационных компетенций однозначно не обуславливают его духовно-нравственное становление. Полезность информации не может быть идентифицирована с ее нравственностью.
Возникает проблема поиска механизмов содействия духовно-нравственному становлению личности школьника, подверженного влиянию глобального информационного пространства.
Проведенные в январе 2009 года в педагогическом коллективе и среди родителей обучающихся МОУ СОШ №3 г.Красный Сулин комплексные исследования показали, что более 4/5 опрошенных родителей (86%) и почти все педагоги (93%) выражают обеспокоенность в связи с безнравственностью, духовной пустотой, “внемыслительной” сущностью источников информации (телевидение, Интернет, средства массовой информации);
- почти все опрошенные (97% родителей) испытывают затруднения в формировании системы семейных ценностей;
- значительное число педагогов (84%) считают актуальной задачу интеграции семьи и школы в целях формирования духовности и нравственности детей и подростков, системы их позитивных жизненных ценностей;
- все опрошенные выделили культурно-исторические традиции Донского края в качестве источника средств противодействия антинравственности глобального информационного пространства, при этом 89% родителей высказали желание именно на этой основе строить свое сотрудничество со школой;
- более 3/4 педагогов (79%) высказали мнение, что воспитание нравственности и духовности подрастающего поколения на основе культурно-исторических традиций Донского края позитивно скажется на мотивации школьников к учению, формированию у них значимых социальных компетенций, становлению более высокого уровня образованности, и, в конечном итоге должно привести к формированию высококультурного, социально активного человека, обладающего общественной доминантой в формировании личных ценностей и приоритетов.
Приведенные результаты опроса свидетельствуют о том, что:
- Участники образовательного процесса обеспокоены недостаточно высоким уровнем духовно-нравственных последствий учебного процесса.
- Ресурсы повышения влияния образования на развитие личности школьника скрываются в области интеграции педагогических усилий школы и семьи.
- Условием качества образования является опора на культурно-исторические традиции региона и исследование влияния на развитие личности глобального информационного пространства.
Анализ предшествующего опыта позволяет выделить ряд противоречий в образовательной среде школы:
Противоречие между растущим уровнем информатизации образовательного процесса и уменьшением доли нравственно-духовного компонента в содержании образования.
Противоречие между традиционной дидактической основой построения содержания взаимоотношений семьи и школы и формирующимся компетентностным дискурсом в системе общественно-экономических отношений в социальных окружениях школы.
Противоречие между растущими личностными запросами обучающихся к качеству и дифференциации образования и низким уровнем личностной значимости образовательной деятельности школы.
Противоречие между формами решения задач воспитания гражданственности+патриотизма подростков и приходящими в школу новыми инновационными формами социально-общественных отношений, основанных на принципах эксперимента, исследования и проектирования.
Противоречие между готовностью школы и готовностью семей обучающихся к позитивному и целенаправленному сотрудничеству и доминированием ситуативного сотрудничества, основанного на решении сюжетных задач усовершенствования школы.
В связи с этим в МОУ СОШ №3 был начат эксперимент, в котором будут осуществляться исследования потенциальных возможностей реализации образовательной программы школы, таящиеся в расширении направлений и углублении содержания процесса взаимодействия образовательного учреждения в интересах личности обучающегося, освоения им ключевых компетенций на регионально-значимом материале.
В предшествующие годы коллектив школы, работая над проблемами: “Гуманизация образовательного процесса” и “Освоение современных образовательных технологий в целях формирования ключевых компетенций личности школьника”, рассматривал взаимодействие с семьей как важный, но не ведущий фактор обеспечения качества образования, его социальной и личностной значимости.
Располагаясь в “сельском” районе города, где превалирует частная застройка, население многонационально и не имеет достаточно высокого образовательного ценза, школе постоянно приходится учитывать особенности института семьи в образовательной практике.
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – интеграция семьи и школы. Интерес понятен: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.
Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Однако время показало, что комфортность условий обучения – вещь необходимая, но недостаточная.
Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.
Школа стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика. У педагогов сложилось понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт – никто не может составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Но взаимодействие семьи и школы, безусловно, повышает воспитательный потенциал обоих.
Главной задачей, которую решает педагогический коллектив школы и родительская общественность, является выработка взаимопонимания. Основным принципом работы с родителями является отказ от репрессивного характера общения.
Взаимодействие семьи и школы необходимо:
- для выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка с целью создания максимально приемлемых условий для его развития;
- для выработки общей методики и техники необходимых воспитательных воздействий на ребенка, для координации и корректировки их в различных жизненных ситуациях;
- для установления эмоционально-положительных взаимоотношений, ведь известно, что воспитание протекает успешно в доброжелательной, радостной атмосфере взаимопонимания и расположенности в эмоционально-положительным контактам.
Педагогов и родителей школы объединяет идея сотрудничества и сотворчества. В условиях совместной продуктивной и творческой учебно-воспитательной и проектно-организационной деятельности происходит становление и развитие единства мотивационно-смысловой, нравственной и интеллектуально-коммуникативной сферы личности всех участников детского и взрослого сообществ – учащихся, учителей, родителей.
Родительская общественность вместе с педагогическим коллективом школы:
создает общность взрослых и детей, объединенных едиными целями, многообразной совместной творческой деятельностью, гуманными демократическими отношениями;
формирует единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;
культивирует среди учащихся и родителей чувство солидарности, уверенности в себе, ответственности, защищенности;
совместно с педагогами школы разрабатывает стратегию воспитания детей.
Для обеспечения успешного взаимодействия педагогов и родителей определены два руководящих принципа.
Принцип сотрудничества:
- считаться с родителями как с активным фактором, а не пассивным элементом педагогической системы;
- знать и учитывать личные качества родителей и на основе этого формировать оптимальные социально-педагогические связи, создавать рабочую высокопродуктивную атмосферу в школе;
- ценить в родителях компетентность, инициативу, ответственность;
- максимально развивать и поддерживать инициативу, творческие способности родителей, умение проявить их в школьном коллективе;
- поощрять достижения и личный вклад каждого родителя в дела школы.
Принцип уважения и доверия:
- уважать человека в себе и уважать человека в родителях;
- предоставлять родителям свободу выбора;
- создавать атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
- бережно и чутко относиться к родителям, избегать противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети;
- не ограничивать отношения с родителями только должностными обязанностями, вникать в их жизнь, духовный мир и стремления.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общечеловеческих и учебных навыков.
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
- в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
- в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Из вышеизложенного следует, что для успешного взаимодействия с родителями необходимо:
- исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей;
- фиксировать внимание при общении с родителями не на подробностях проблемы, а на способах ее решения;
- вести общение в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, то есть не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать.
Ключом деятельности педагогического коллектива является интерес к человеку. Какие интересные у нас дети! Как интересно они развиваются! Какие интересные вещи с ними происходят! Как интересно за ними наблюдать! Как интересно помогать им преодолевать трудности! Задачей школы является поддержание и развитие этого интереса в семье. Педагоги помогают родителям увидеть ребенка в его природосообразности, учат наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.
Таким образом, становится актуальной задача содействия освоению школьниками адекватных реакций на вызовы окружающей действительности на основе культурно-исторических традиций Донского края, к которым относятся:
- толерантность как следствие многоукладности, этнического многообразия Донского края (в моем классе учатся дети четырех национальностей и трех религиозных конфессий);
- уважительное, бережное отношение к истории, к исторически сложившимся традициям, к природе Донского края;
- демократия и открытость социальных групп, широкое общественное самоуправление;
- сохранение и поддержка семьи как источника гуманистического мировоззрения личности растущего человека, позитивных общественных ценностей;
- интеграция семьи и других социальных институтов (учреждений культуры, образования, общественных организаций и др.) при выработке программ общественного развития;
- поддержка молодежи, молодежной инициативы;
- осознание жителями Дона ответственности за судьбу страны (“На Дону решается судьба России!”);
- поддержка образования и культуры, художественной самодеятельности, занятий спортом и физкультурой;
- социальная ответственность бизнеса, его активное участие в решении социальных проблем;
- приоритетное развитие инновационных технологий, к которым в современных условиях следует отнести ИКТ, а также пропедевтику технологического восприятия мира, формируемую предметным образованием по курсам “математика” и “физика”.
Опора на культурно-исторические традиции Донского края, которые в ходе эксперимента могут уточняться и формулироваться в иных терминах, требует определения ключевых компетенций личности школьника, которые выступают ориентиром для формирования целей и задач эксперимента.
К таким современным качествам (компетенциям) личности учащегося будем относить:
- способность к исследовательской деятельности, к анализу и сравнению фактов, явлений, объектов реальной жизни, установлению причинно-следственных связей;
- способность к упорядочению и систематизации объектов и явлений;
- устойчивый интерес к изучению истории семьи, малой Родины, Донского края…, к краеведению (литературному, экологическому, экономико-географическому и др.);
- умение строить отношения с другими людьми, принимать и исполнять различные позитивные социальные роли;
- способность быть законопослушным, следовать демократическим принципам при решении проблем правовыми способами;
- устойчивое стремление к свободе и самореализации при освоении новых деятельностей;
- способность принимать решения и нести ответственность за их последствия;
- устойчивую привычку обращаться к историческим фактам, закономерностям при выборе способов решения личных нравственных
- стремление к социальной активности, к улучшению общественных отношений;
- приоритетное освоение технологически насыщенных сфер деятельности в области информационных технологий и естественно-математического образования.
- Нуждаются в исследовании и осмыслении следующие вопросы:
- уровень осмысления родителями (законными представителями) обучающихся воспитательных условий и влияний на личность, создаваемых семьей;
- направления, формы и средства взаимодействия семьи и школы в обеспечении условий развития личности ребенка;
- корреляционная зависимость уровня интеграции семьи со школой и качества образования;
- представления семей обучающихся о все более доминирующей внепросвещенческой (неинформационной) функции школьного образования;
- система показателей, используемых семьей и школой в оценке качества образования, в оценке качества деятельности друг друга;
- категориальный аппарат семейного воспитания, его аксиология и индивидуальные особенности в различных социальных группах родителей обучающихся;
- инновационные формы (день родительского самоуправления, издание многотиражной газеты “Родительский вестник” и др.) мотивации родительской общественности к более активному и заинтересованному сотрудничеству со школой;
- готовность родительской общественности к восприятию инновационных технологий и оценки качества образования детей и подростков;
- новообразования в психике всех участников образовательного процесса в связи с их включенностью в экспериментальную работу;
- нормативно-правовое регулирование отношений школы с семьями обучающихся, с самими обучающимися по вопросам их образования .
В условиях эксперимента, несомненно, произойдет преобразование образовательной среды школы, когда культурообразность станет если не единственной, то ведущей формой существования “учебного предмета” как фактора развития личности обучающегося, в связи, с чем необходимо полное и осознанное понимание культуры семейных отношений, культуры краеведения, культуры сотрудничества со стороны всех участников образовательного процесса.
Из всего разнообразия определений культуры и представлений о культуре (Э.Сапир, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, Е.И.Пассов, Б.А.Успенский и др.), мы отобрали три существенных ориентира, три аспекта, или три субкультуры, могущих претерпеть изменения в ходе эксперимента:
- культура знания;
- культура прагматических действий;
- культура быта (отношений с людьми, ценностных ориентаций).
Знания-информация касаются окружающего мира как объекта восприятия (непрерывно изменяющегося, но зримого, звучащего, объективно существующего мира). Прагматический аспект культуры – это уметь действовать в соответствии с традициями, видеть эти традиции, а лучшие из них – поддерживать. Традиции прагматических действий воплощаются в системе используемых технологий, среди которых первостепенную и растущую роль должны занять технологии проектного, исследовательского обучения и информационно-деятельностные технологии. Третий аспект культуры характеризует динамизм первых двух . Знания и прагматические умения связаны – в картине мира и в поведении носителя культуры – с целым контекстом, ситуацией, ценностями, отношениями, оценками. Они вовлекаются в процесс выстраивания и проживания отношений с людьми данного культурного пространства, задают отношения с миром.
В ходе эксперимента необходимо исследовать движение школы от культуры, построенной на приоритете коллективной деятельности, к культуре, в основе которой лежит нравственное развитие личности, от “культуры полезности” к “культуре достоинства”, от силовой педагогики к педагогике, основанной на диалоге, от культуры “историко-патриотической просвещенности” к культуре исторического мышления.
Возможными проявлениями процесса культурологического развития подростка является:
- изменяющаяся способность к исследовательской деятельности, к анализу и сравнению фактов, явлений, объектов реальной жизни, установлению причинно-следственных связей;
- изменяющаяся способность к упорядочению и систематизации объектов и явлений;
- устойчивый интерес к изучению истории семьи, малой Родины, Донского края…, к краеведению (литературному, экологическому, экономико-географическому и др.);
- умение растущего человека строить отношения с другими людьми, принимать и исполнять различные позитивные социальные роли;
- растущая способность школьника быть законопослушным, следовать демократическим принципам при решении проблем правовыми способами;
- устойчивое стремление к свободе и самореализации при освоении новых деятельностей;
- все более явная способность обучающегося принимать решения и нести ответственность за их последствия;
- появление привычки обращаться к историческим (в т.ч. – семейным, истории школы и т.п.) фактам, закономерностям при выборе способов решения личных нравственных проблем;
- стремление к социальной активности, к улучшению общественных отношений.
Таким образом, проводимая работа призвана содействовать развитию обучающегося в контексте культуры посредством расширения пространства, средств и методов развития и познания на личностно значимом для школьника уровне.