Программа "Корригирующая гимнастика в коррекционном классе"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: улучшение физического, психологического и эмоционального состояния учащихся коррекционного класса.

Задачи:

  • формирование навыка правильной осанки;
  • профилактика заболеваний опорно- двигательного аппарата;
  • повышение работоспособности организма;
  • создание высокого эмоционального фона.

Пояснительная записка.

Данная программа предусматривает решение взаимосвязанных оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач посредством подбора и использования наиболее важных физических упражнений.

В школьном возрасте необходимо сформировать мощный мышечный корсет для поддержания туловища, внутренних органов, создать базу для преодоления дальнейших силовых нагрузок.

Дифференцированная двигательная деятельность использование элементов ритмической и силовой гимнастики наряду с другими видами физических упражнений.

Ритмическая гимнастика занимает одно из первых мест по оздоровительной направленности среди многообразия физических упражнений. Она неизбежно повышает резервы здоровья.

Упражнения силовой гимнастики включают в себя упражнения для проработки всех мышечных групп без снарядов и с подручными предметами; упражнения с сопротивлением и висы; упражнения для развития крепости и выносливости различных групп мышц без отягощения и с отягощением.

Прогнозируемые результаты.

Благодаря систематическим занятиям и различным нагрузкам у детей укрепляются мышцы, что способствует укреплению всего опорно-двигательного аппарата, снижается риск простудных заболеваний, происходит снятие мышечного и эмоционального напряжения. У школьников должна сформироваться привычка следить за своей осанкой при выполнении любой деятельности.

Учебный методический план

№ п/п Темы занятий Количество занятий
1. Вводное занятие. Беседа о правилах техники безопасности на занятиях. 4
2. Понятие "правильная осанка". 4
3. Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые у вертикальной плоскости (стены). 6
4. Выработка навыка "правильной осанки". 2
5. Упражнения, направленные на развитие внимания, снятие эмоционального напряжения. 6
6. Упражнения с гимнастической палкой. 4
7. Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия. 4
8. Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые на большом мяче. 4
9. Дыхательная гимнастика. 8
10. Использование элементов ритмической и силовой гимнастики. 10
11. Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые с удержанием предметов на голове. 4
12. Игры, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения. 7
13. Игровые задания, направленные на развитие зрительной памяти. 5
  ИТОГО: 68

Методика проведения занятий.

В ВВОДНОЙ части занимающей 5 - 7 минут, решаются следующие задачи:

1. Умеренное общетонизирующее воздействие;

2. Организация внимания занимающихся в целях подготовки их к выполнению сравнительно сложных по координации движений;

3. Фиксация внимания на осанке.

Для решения этих задач применяются упражнения: ходьба, кратковременный бег, общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения с фиксацией правильной осанки.

ОСНОВНАЯ часть имеет два раздела.

Первый продолжается 15 - 20 минут. В нем решаются следующие задачи:

1. Коррекция основных и сопутствующих проявления дефекта осанки;

2. Укрепление отдельных мышечных групп;

3. Совершенствование деятельности дыхательной и сердечно - сосудистой систем.

Для решения этих задач применяются упражнения: специальные корригирующие, общеразвивающие без отягощения и с набивными мячами, гантелями, с сопротивлением на простейших гимнастических снарядах.

Во втором отделе основной части занятия, который длится 10 - 15 минут решаются следующие задачи:

1. Осознание мышечно-суставных ощущений правильной осанки;

2. Формирование навыка правильной осанки;

3. Совершенствование координации движений и двигательных навыков на фоне сохраняемой правильной осанки;

4. Совершенствование дыхательной деятельности, сердечно - сосудистой и других систем, органов.

Для решения этих задач применяются специальные упражнения способствующие осознанию мышечно-суставных ощущений правильной осанки, формированию и закреплению навыка правильного положения тела во время игр, ходьбы, бега, прыжков и т.д.

Для сохранения правильной осанки очень важно уметь расслаблять и напрягать отдельные группы мышц. Поэтому следует использовать упражнения на расслабление и комбинации с упражнениями на напряжение мышц. Например, проверив стоя у стены положение головы, плеч, таза при правильной осанке надо отойти от стены и выполнить упражнение на расслабление мышц (расслабление "падение" туловища с переходом в положение расслабленного приседа), затем, быстро выпрямившись, принять положение правильной осанки.

В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ части занятия продолжительностью 3 - 5 минут решаются следующие задачи:

1. Некоторое снижение уровня протекания вегетативных функций;

2. Совершенствование умения постоянно сохранять правильную осанку.

3. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Средства обучения

  • гимнастические скакалки,
  • гимнастические скамейки,
  • гимнастические маты,
  • канат,
  • гимнастические палки,
  • мячи разных размеров,
  • мячики, набитые ватой,
  • гантели,
  • музыкальный центр,
  • тренажеры (силовая станция, велотренажер и т.д.).

Программа рассчитана на четыре учебных года.

Используемая литература:

  1. "Начальная школа" 1998 г. № 1
  2. "Дошкольное воспитание" 2002 г. № 2
  3. "Физическая культура в школе" 2003 г. № 4, 2004 г. № 5
  4. М.Д. Рипа, В.И. Велитченко, С.С. Волкова "Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе" "Просвещение" - М. 1988 г.