Цель: улучшение физического, психологического и эмоционального состояния учащихся коррекционного класса.
Задачи:
- формирование навыка правильной осанки;
- профилактика заболеваний опорно- двигательного аппарата;
- повышение работоспособности организма;
- создание высокого эмоционального фона.
Пояснительная записка.
Данная программа предусматривает решение взаимосвязанных оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач посредством подбора и использования наиболее важных физических упражнений.
В школьном возрасте необходимо сформировать мощный мышечный корсет для поддержания туловища, внутренних органов, создать базу для преодоления дальнейших силовых нагрузок.
Дифференцированная двигательная деятельность использование элементов ритмической и силовой гимнастики наряду с другими видами физических упражнений.
Ритмическая гимнастика занимает одно из первых мест по оздоровительной направленности среди многообразия физических упражнений. Она неизбежно повышает резервы здоровья.
Упражнения силовой гимнастики включают в себя упражнения для проработки всех мышечных групп без снарядов и с подручными предметами; упражнения с сопротивлением и висы; упражнения для развития крепости и выносливости различных групп мышц без отягощения и с отягощением.
Прогнозируемые результаты.
Благодаря систематическим занятиям и различным нагрузкам у детей укрепляются мышцы, что способствует укреплению всего опорно-двигательного аппарата, снижается риск простудных заболеваний, происходит снятие мышечного и эмоционального напряжения. У школьников должна сформироваться привычка следить за своей осанкой при выполнении любой деятельности.
Учебный методический план
№ п/п | Темы занятий | Количество занятий |
1. | Вводное занятие. Беседа о правилах техники безопасности на занятиях. | 4 |
2. | Понятие "правильная осанка". | 4 |
3. | Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые у вертикальной плоскости (стены). | 6 |
4. | Выработка навыка "правильной осанки". | 2 |
5. | Упражнения, направленные на развитие внимания, снятие эмоционального напряжения. | 6 |
6. | Упражнения с гимнастической палкой. | 4 |
7. | Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия. | 4 |
8. | Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые на большом мяче. | 4 |
9. | Дыхательная гимнастика. | 8 |
10. | Использование элементов ритмической и силовой гимнастики. | 10 |
11. | Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые с удержанием предметов на голове. | 4 |
12. | Игры, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения. | 7 |
13. | Игровые задания, направленные на развитие зрительной памяти. | 5 |
ИТОГО: | 68 |
Методика проведения занятий.
В ВВОДНОЙ части занимающей 5 - 7 минут, решаются следующие задачи:
1. Умеренное общетонизирующее воздействие;
2. Организация внимания занимающихся в целях подготовки их к выполнению сравнительно сложных по координации движений;
3. Фиксация внимания на осанке.
Для решения этих задач применяются упражнения: ходьба, кратковременный бег, общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения с фиксацией правильной осанки.
ОСНОВНАЯ часть имеет два раздела.
Первый продолжается 15 - 20 минут. В нем решаются следующие задачи:
1. Коррекция основных и сопутствующих проявления дефекта осанки;
2. Укрепление отдельных мышечных групп;
3. Совершенствование деятельности дыхательной и сердечно - сосудистой систем.
Для решения этих задач применяются упражнения: специальные корригирующие, общеразвивающие без отягощения и с набивными мячами, гантелями, с сопротивлением на простейших гимнастических снарядах.
Во втором отделе основной части занятия, который длится 10 - 15 минут решаются следующие задачи:
1. Осознание мышечно-суставных ощущений правильной осанки;
2. Формирование навыка правильной осанки;
3. Совершенствование координации движений и двигательных навыков на фоне сохраняемой правильной осанки;
4. Совершенствование дыхательной деятельности, сердечно - сосудистой и других систем, органов.
Для решения этих задач применяются специальные упражнения способствующие осознанию мышечно-суставных ощущений правильной осанки, формированию и закреплению навыка правильного положения тела во время игр, ходьбы, бега, прыжков и т.д.
Для сохранения правильной осанки очень важно уметь расслаблять и напрягать отдельные группы мышц. Поэтому следует использовать упражнения на расслабление и комбинации с упражнениями на напряжение мышц. Например, проверив стоя у стены положение головы, плеч, таза при правильной осанке надо отойти от стены и выполнить упражнение на расслабление мышц (расслабление "падение" туловища с переходом в положение расслабленного приседа), затем, быстро выпрямившись, принять положение правильной осанки.
В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ части занятия продолжительностью 3 - 5 минут решаются следующие задачи:
1. Некоторое снижение уровня протекания вегетативных функций;
2. Совершенствование умения постоянно сохранять правильную осанку.
3. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Средства обучения
- гимнастические скакалки,
- гимнастические скамейки,
- гимнастические маты,
- канат,
- гимнастические палки,
- мячи разных размеров,
- мячики, набитые ватой,
- гантели,
- музыкальный центр,
- тренажеры (силовая станция, велотренажер и т.д.).
Программа рассчитана на четыре учебных года.
Используемая литература:
- "Начальная школа" 1998 г. № 1
- "Дошкольное воспитание" 2002 г. № 2
- "Физическая культура в школе" 2003 г. № 4, 2004 г. № 5
- М.Д. Рипа, В.И. Велитченко, С.С. Волкова "Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе" "Просвещение" - М. 1988 г.