"Способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни" - именно так определяется основная цель современного образования в Концепции модернизации российского образования до 2010 года.
Огромное значение в реализации данной цели имеет диалог с родителями младших школьников на основе чётко организованной системы сотрудничества.
Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Но цель их совместной образовательной деятельности - общая.
Основными задачами для учителя начальной школы
являются:
Поэтому основные функции учителя, определяющие всю педагогическую деятельность (аналитическая, организационно-педагогическая, коммуникативная) должны строиться на взаимопонимании, диалоге, партнёрстве с другими полноправными участниками как субъектами. А, значит, современный учитель, как определяется в национальной инициативе "Наша новая школа", должен развивать в ребёнке "способность успешно применять знания, опыт и способы действия в новой (неопределённой) ситуации; проблематизировать ситуацию (ставить задачу), фиксировать дефициты, уметь привлекать ресурсы".
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы - в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности, субъектности в общем доме "школа-семья".
Как мы понимаем, что такое развитие и обучение?
Развитие и обучение: разные цели, разные средства, где обучение - знакомство с тем, как кто-то когда-то применял культурное действие, а развитие - применение или изменение культурного действия в новой ситуации, то есть развитие = качественное изменение: не больше, а иначе, по-другому.
Главным направлением диалогового сотрудничества учителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. К психолого-педагогическому просвещению родителей мы, учителя начальных классов, привлекаем специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.
Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, мы должны не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания самих родителей при выборе тем для их же просвещения.
Приглашая специалистов для просвещения родителей, надо помнить, что от их эрудиции, коммуникабельности, компетентности и любви зависит в будущем степень доверия родителей учителю и развитие предметных, ключевых компетентностей самого ученика. Под компетентностью мы понимаем - способность успешно (результативно), самостоятельно и ответственно действовать в различных ситуациях. Компетентность - это опыт, ставший нашей собственной культурной нормой.
Любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться не только различного рода консультациями, по их запросам, а главное - совместной образовательной деятельностью на условиях партнёрства, когда и учитель, и родитель являются субъектами.
В начальной школе должно произойти знакомство, в первую очередь, и детей, и родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании других учащихся, какими учителями гордится школа. Для этого родительский коллектив класса с учащимися и учителем каждую четверть создаёт программу воспитательной работы, принимает совместные решения по всем вопросам организации класса. Существенную помощь в диалоге педагогов, родителей и учащихся класса оказывает проблемная группа "Кодекс учителя по работе с учениками и родителями" (одним из разработчиков которой мне посчастливилось быть). Продуктом проектной деятельности группы стала разработка этого Кодекса, были сформулированы также Способы рационального реагирования учителя в типичных конфликтных ситуациях.
Учащийся, класс не могут развиваться полноценно без постоянного мониторинга, диагностики результатов педагогической деятельности: предварительной, оперативной, итоговой, в зависимости от ситуаций.
А результаты педагогической деятельности для современной школы определены в национальных инициативах. Это:
- умение учиться, сформированные компетентности
- разные результаты для разных ступеней
- опора на закономерности возрастного развития, передовую науку
- выбор занятий учениками исходя из их интересов
- "неаудиторная занятость"
- новые механизмы достижения "нового качества"
Достичь этого можно лишь в сотрудничестве с родителями, педагогами, учащимися. Для этого необходимы:
- доброжелательные отношения с родителями, всегда помнить, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире;
- совместные, единые требования к ребёнку, без ущемления его прав и свобод;
- выработка оптимальных для ребёнка режима жизни и работы дома;
- информация о продвижении, успехах ребёнка.
Поэтому программу воспитательной работы с классом лучше составлять на весь период обучения в начальной школе, по одним и тем же направлениям:
- Здоровье - физическое, психическое, нравственное "Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе". ("Наша новая школа")
- Семья - в сотрудничестве со школой, общественными организациями.
- Одарённость - реализация индивидуальности каждого ребёнка как субъекта своего развития.
Изменяются только задачи воспитания с учётом возрастного развития учащихся и соответственно - содержание образовательной деятельности.
Работа по программе позволяет за 4 года сформировать у детей взгляды на жизнь, навыки устойчивого культурного поведения, правильное общение в различных коммуникативных ситуациях, сформированные ОУУН и основы субъектности.
Важное значение в развитии ребёнка имеют традиции класса:
- Еженедельная работа с дневниками. Устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю.
- Вступительное сочинение (октябрь) "Моя гимназия". Заключительное сочинение (май) "Самый интересный урок в этом учебном году".
- Поздравление от класса каждому ученику в день рождения.
- Проведение совместных родительских собраний, открытых уроков и внеклассных мероприятий.
- Стало традицией участие родителей и детей в совместных культурных и социальных проектах: "Школьная галерея", "Театральная гостиная", "Снежный городок" и др.
Помогают развитию и социализации ребёнка законы жизни в коллективе, принятые в классе:
- Учись честно говорить о своих ошибках.
- Будь объективным к себе и другим.
- Учись слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы, брать на себя ответственность.
- Умей сопереживать.
- Проявляй терпение и терпимость, будь толерантным.
Взаимодействовать на основе диалога помогают правила успешных отношений педагога и ученика, сформулированные совместно:
- Справедливое и объективное отношение взрослого к ребёнку.
- Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.
- Ответственность каждого, и взрослого, и ребёнка, за своё дело.
Чтобы отношения складывались как партнёрские, к учителю предъявляются тоже высокие требования. Он, как говорится в "Нашей новой школе", должен быть:
- с глубокими психолого-педагогическими знаниями;
- открыт всему новому;
- способен обучать своим "действием".
Только тогда "школа будущего станет "перенастройкой" системы образования на освоение современных компетентностей, отвечающих насущной потребности России, направленной на открытость, инновационность, конкурентоспособность на мировом рынке".