Диалог родителей, педагогов, учащихся начальной школы как развитие субъектности участников образовательного процесса

Разделы: Начальная школа


"Способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни" - именно так определяется основная цель современного образования в Концепции модернизации российского образования до 2010 года.

Огромное значение в реализации данной цели имеет диалог с родителями младших школьников на основе чётко организованной системы сотрудничества.

Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Но цель их совместной образовательной деятельности - общая.

Основными задачами для учителя начальной школы являются:

  • формирование воспитывающей среды, обеспечивающей индивидуальное развитие каждого ребёнка;
  • организация всех видов групповой, коллективной деятельности классного коллектива;
  • обеспечение благоприятного психологического климата в классе.

Поэтому основные функции учителя, определяющие всю педагогическую деятельность (аналитическая, организационно-педагогическая, коммуникативная) должны строиться на взаимопонимании, диалоге, партнёрстве с другими полноправными участниками как субъектами. А, значит, современный учитель, как определяется в национальной инициативе "Наша новая школа", должен развивать в ребёнке "способность успешно применять знания, опыт и способы действия в новой (неопределённой) ситуации; проблематизировать ситуацию (ставить задачу), фиксировать дефициты, уметь привлекать ресурсы".

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы - в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности, субъектности в общем доме "школа-семья".

Как мы понимаем, что такое развитие и обучение?

Развитие и обучение: разные цели, разные средства, где обучение - знакомство с тем, как кто-то когда-то применял культурное действие, а развитие - применение или изменение культурного действия в новой ситуации, то есть развитие = качественное изменение: не больше, а иначе, по-другому.

Главным направлением диалогового сотрудничества учителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. К психолого-педагогическому просвещению родителей мы, учителя начальных классов, привлекаем специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.

Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, мы должны не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания самих родителей при выборе тем для их же просвещения.

Приглашая специалистов для просвещения родителей, надо помнить, что от их эрудиции, коммуникабельности, компетентности и любви зависит в будущем степень доверия родителей учителю и развитие предметных, ключевых компетентностей самого ученика. Под компетентностью мы понимаем - способность успешно (результативно), самостоятельно и ответственно действовать в различных ситуациях. Компетентность - это опыт, ставший нашей собственной культурной нормой.

Любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться не только различного рода консультациями, по их запросам, а главное - совместной образовательной деятельностью на условиях партнёрства, когда и учитель, и родитель являются субъектами.

В начальной школе должно произойти знакомство, в первую очередь, и детей, и родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании других учащихся, какими учителями гордится школа. Для этого родительский коллектив класса с учащимися и учителем каждую четверть создаёт программу воспитательной работы, принимает совместные решения по всем вопросам организации класса. Существенную помощь в диалоге педагогов, родителей и учащихся класса оказывает проблемная группа "Кодекс учителя по работе с учениками и родителями" (одним из разработчиков которой мне посчастливилось быть). Продуктом проектной деятельности группы стала разработка этого Кодекса, были сформулированы также Способы рационального реагирования учителя в типичных конфликтных ситуациях.

Учащийся, класс не могут развиваться полноценно без постоянного мониторинга, диагностики результатов педагогической деятельности: предварительной, оперативной, итоговой, в зависимости от ситуаций.

А результаты педагогической деятельности для современной школы определены в национальных инициативах. Это:

  • умение учиться, сформированные компетентности
  • разные результаты для разных ступеней
  • опора на закономерности возрастного развития, передовую науку
  • выбор занятий учениками исходя из их интересов
  • "неаудиторная занятость"
  • новые механизмы достижения "нового качества"

Достичь этого можно лишь в сотрудничестве с родителями, педагогами, учащимися. Для этого необходимы:

  • доброжелательные отношения с родителями, всегда помнить, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире;
  • совместные, единые требования к ребёнку, без ущемления его прав и свобод;
  • выработка оптимальных для ребёнка режима жизни и работы дома;
  • информация о продвижении, успехах ребёнка.

Поэтому программу воспитательной работы с классом лучше составлять на весь период обучения в начальной школе, по одним и тем же направлениям:

  • Здоровье - физическое, психическое, нравственное "Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе". ("Наша новая школа")
  • Семья - в сотрудничестве со школой, общественными организациями.
  • Одарённость - реализация индивидуальности каждого ребёнка как субъекта своего развития.

Изменяются только задачи воспитания с учётом возрастного развития учащихся и соответственно - содержание образовательной деятельности.

Работа по программе позволяет за 4 года сформировать у детей взгляды на жизнь, навыки устойчивого культурного поведения, правильное общение в различных коммуникативных ситуациях, сформированные ОУУН и основы субъектности.

Важное значение в развитии ребёнка имеют традиции класса:

  • Еженедельная работа с дневниками. Устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю.
  • Вступительное сочинение (октябрь) "Моя гимназия". Заключительное сочинение (май) "Самый интересный урок в этом учебном году".
  • Поздравление от класса каждому ученику в день рождения.
  • Проведение совместных родительских собраний, открытых уроков и внеклассных мероприятий.
  • Стало традицией участие родителей и детей в совместных культурных и социальных проектах: "Школьная галерея", "Театральная гостиная", "Снежный городок" и др.

Помогают развитию и социализации ребёнка законы жизни в коллективе, принятые в классе:

  • Учись честно говорить о своих ошибках.
  • Будь объективным к себе и другим.
  • Учись слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы, брать на себя ответственность.
  • Умей сопереживать.
  • Проявляй терпение и терпимость, будь толерантным.

Взаимодействовать на основе диалога помогают правила успешных отношений педагога и ученика, сформулированные совместно:

  • Справедливое и объективное отношение взрослого к ребёнку.
  • Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.
  • Ответственность каждого, и взрослого, и ребёнка, за своё дело.

Чтобы отношения складывались как партнёрские, к учителю предъявляются тоже высокие требования. Он, как говорится в "Нашей новой школе", должен быть:

  • с глубокими психолого-педагогическими знаниями;
  • открыт всему новому;
  • способен обучать своим "действием".

Только тогда "школа будущего станет "перенастройкой" системы образования на освоение современных компетентностей, отвечающих насущной потребности России, направленной на открытость, инновационность, конкурентоспособность на мировом рынке".