Цель: познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи:
- Образовательная:
1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и
несъедобных грибов;
2) расширение кругозора учащихся.
- Воспитательная:
1) воспитание бережного отношения к природе родного края;
2) воспитание уважения к мнению товарищей;
- Развивающая:
1) развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся; речь, воображение
2) развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса;
Вид урока: урок – игра.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды, раздаточный материал – грибы, плакат «Строение гриба», мультимедийная презентация.
Инновационные технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
-Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу.
-Что необходимо для успешной работы?
2. Изучение нового материала. Презентация (слайд 3. Звучит музыка)
Вступительное слово учителя
- Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
Постановка темы, цели урока.
- Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб) (Слайд 4)
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся за грибами. Что вы хотите узнать о грибах?
Учащиеся: Где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Что можно приготовить из грибов?
Рассказ учителя о грибах: Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое
грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов.
В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.
Богатый урожай собрали люди на полях, в садах и огородах. В лесах созрели ягоды и орехи.
Продолжается и «грибная охота». Главное, чтобы в корзинку попадали только съедобные грибы.
Их варят, жарят, сушат и солят. Заготавливают на зиму.
- Какие грибы вам известны?
- Давайте отправимся в сказку. (Учитель – ведущий, герои – заранее подготовленные дети)
Ведущий: Жили-были Алёнушка и братец Иванушка. (Выходят герои. Алёнушка в ярком сарафане, Иванушка- в расписной рубахе).
Алёнушка: Смотри, братец Иванушка, в избе светлым- светло! Какой денёк хороший: светло, тепло. Берём с тобой по корзинке, и скорее в путь – дорожку, за грибами!
Ведущий:
Потом тропинкою лесной
Они свернули в лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются небес.
Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
Алёнушка: Иванушка, не отходи от меня далеко, а то заблудишься. ( Дети собирают грибы. Иванушка видит бабочку и убегает за ней. Алёнушка не замечает этого и уходит в другую сторону).
Иванушка: Ой, где я? Сестрица Алёнушка, где ты? Ау! (Появляются Ромашка и Гвоздичка ).
Ромашка: Кого ты так громко зовёшь?
Иванушка: Кто вы? Откуда?
Ромашка:
Стоит в поле кудряшка,
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
Иванушка: Я знаю, это ромашка!
Гвоздичка:
Отгадай, кто я?
Красные звёздочки по земле рассыпались?
Иванушка: Это цветы – гвоздики!
Ромашка: Иванушка, а мы знаем, что заблудился. Мы поможем тебе.
Иванушка: Вот спасибо. Но я есть хочу! Вот и гриб с красной шляпкой. Наверное, это сыроежка. (Иванушка. тянется к грибу).
Гвоздичка: Нельзя, Иванушка, это ядовитый гриб!
Иванушка: Ну, почему всё нельзя, да нельзя? А я съем! (Иванушка дотрагивается до гриба. Гриб тут же хватает его за руку).
Гриб – мухомор: Ага, попался! Ты не узнал меня – мухомора. ( слайд 5) Я уведу тебя в царство королевы Бледной поганки. (Уводит Иванушку).
(Появляется грустная Алёнушка. Она зовёт Иванушку.)
Алёнушка: Ау, Иванушка, где ты?
(Появляется гриб Боровик.)
Гриб Боровик: Не печалься, Алёнушка, мы найдем твоего братца Иванушку.
Алёнушка: А ты кто ?
гриб Боровик: Отгадай, кто я?
Под старой сосною,
Где склонился пень - старик,
Окружён своей семьёю
Первым найден…Боровик (слайд 6)
Алёнушка: Вспомнила – боровик! А откуда ты меня знаешь?
гриб Боровик: А я всё знаю! Белый гриб – мечта всех грибников. Растём в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку растём редко, чаще группами. Меня называют царём грибов.
Алёнушка: Ты не видел моего братца Иванушку?
гриб Боровик: Нет, не видел. Но может, мои друзья тебе помогут. Угадай, кто они?
Очень дружные сестрички,
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом
Золотистые…(слайд 7)
Алёнушка: Лисички! Их легко узнать.
Лисички: Мы растём в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Эти грибы не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички. Вот мы какие!
Алёнушка: Дорогие мои, лисички! Не видели ли вы моего братца Иванушку?
Лисички: Мы видели: он в ядовитом царстве.
Алёнушка: А разве такое царство бывает?
гриб Боровик: Есть такое царство! Королева там - Бледная поганка. В её царство попадают те, кто не знает грибы или путает их.
Алёнушка: А как туда пройти?
Лисички: Там опасно! Не ходи туда, Алёнушка!
Алёнушка: А как же Иванушка? Нет, я пойду за ним. Подскажите мне дорогу, пожалуйста.
гриб Боровик: Хорошо. Мы пойдём все вместе выручать Иванушку из беды.
(Все уходят)
Физминутка
Ваня шел, шел, шел –
Подберезовик нашел.
Дима шел, шел, шел –
И лисичку нашел.
Катя шла, шла, шла –
Сыроежку нашла.
Андрей шел, шел, шел –
Боровик нашел.
Данил шел, шел, шел –
Дождевик нашел.
Дворец королевы Бледной поганки. Посередине полянки стоит трон. Выходят гриб Шампиньон и придворные грибы.
Гриб Шампиньон: Добрый день! Меня зовут гриб Шампиньон. (слайд 8)
Я – главный советник королевы Бледной поганки. А знаете почему? Ведь я – съедобный гриб. Но расту я не в лесной чаще, а чистом поле или огороде. Шампиньоны часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластины под шляпкой белые, а у нас – розовые или даже чёрные. Мы очень питательны.
А теперь внимание: её величество Бледная поганка и его величество Мухомор!
(Звучит музыка. Входят Бледная поганка и Мухомор.)
(слайд 9)
Бледная поганка:
Есть королева вредная,
На ней шляпа бледная,
И нога в ботинке,
На чулке пестринки.
Кто к ней прикоснётся,
Тот не проснётся.
Я королева - Бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.
Мухомор: Я гриб мухомор. В отличие от поганки меня природа наградила необыкновенной красотой, но красота обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используются, как средство для уничтожения мух.
Бледная поганка: Ваше величество, не было ли в нашем королевстве каких-либо происшествий?
Мухомор: Было, ваше величество. Сегодня я встретил мальчика, который даже не знал , кто я такой.
Бледная поганка: Какое невежество! Позвать его сюда! Я хочу посмотреть на него.
(Раздаётся шум, появляются: гриб Боровик, Лисички, Алёнушка).
гриб Шампиньон: Что за шум в покоях королевы?
Бледная поганка: Откуда ты пришла, девочка? Зачем пожаловала в наше царство?
Алёнушка: Поклон тебе, королева Бледная поганка! Меня зовут Алёнушка. А пришла я за своим братцем, я знаю, что он у тебя. Верни его пожалуйста.
Мухомор: Известно ли тебе, что твой братец не знает меня – Мухомора. Такой гриб – и не знать! Не отдадим Иванушку!
Алёнушка: Он у меня ещё маленький. Отпустите, пожалуйста.
Бледная поганка: Хорошо, я отпущу. Но при условии, что ты выполнишь мои задания.
Гриб Шампиньон: Загадка первая: какой гриб лето заканчивает?
Алёнушка: Это белый груздь. Он появляется в августе. А это последний месяц лета. (слайд 10)
Гриб Шампиньон: Загадка вторая: какие грибы лечат?
Алёнушка: Во-первых, это гриб чага. Он растёт на берёзах. Им лечат болезни желудка. Многие знают лекарство пенициллин., которым лечат воспаление легких, бронхиты. Пенициллин был получен из обыкновенной зелёной плесени. А это тоже грибы. Грибами лечатся животные, они любят мухоморы. (слайд11)
Бледная поганка: Советник - Шампиньон, задайте Алёнушке вопрос посложнее. Пусть подумает!
Гриб Шампиньон: Из каких частей состоит гриб?
Алёнушка: Да это все знают! Гриб состоит из: шляпки, ножки и грибницы. (слайд 12)
Бледная поганка: (Немного подумавши) Ну, хорошо! Наша гостья хорошо знает грибы. Я выполню своё обещание. Привести Иванушку. (Входит Иванушка)
Бледная поганка: Перед расставанием я хочу устроить вам ещё одно испытание: какие правила грибов вы знаете?
(Если герои затрудняются, то одноклассники помогают)
Алёнушка: Запомните правила: (слайд 13)
Бледная поганка: Что обозначают эти знаки? (слайд 14, 15)
Что нужно сделать? (слайд 16)
Вы нашли в лесу гриб, но не знаете настоящий ли это белый
гриб или ложный?
а/ оставить его на месте;
б/ срезать и взять с собой;
в/ попытаться определить его на вкус;
г/спросить у друзей или родственников;
Что нужно сделать? (слайд 17)
На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете?
а/ пройду мимо;
б/ собью его палкой или ногой, т.к.он вреден для человека;
в/ раздвину траву, чтобы его лучше было видно;
г/ вспомню слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано.
Уничтожая одно, вы приносите вред многим.»
Бледная поганка: Ну, хорошо я отпущу вас! Но помните: природе всё взаимосвязано.
Деревья и грибы дружат между собой. (слайд 18,19)
Алёнушка: Встану вместе с солнышком,
К лесу час ходьбы.
Там в траве под листьями
Ждут меня грибы.
Здравствуй, Лес Березович!
Здравствуй, Дуб и Клён!
А тебе, Боровичок,
До земли поклон!
3. Закрепление изученного
Вопросы:
- Какие виды грибов вам известны?
- Назовите съедобные грибы.
- Какие ядовитые грибы вам известны?
- 5. Для чего нужны грибы?
- Где растут грибы?
- Как правильно собирать грибы?
4. Итог урока
- С чем познакомились?
- Чему учились?
- Что узнали нового?
- Что понравилось?
5.Рефлексия
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- Спасибо всем за урок. Молодцы! (слайд 20)