Реализация познавательно-творческого потенциала студентов в освоении проектной технологии

Разделы: Технология


Важной целью системы общего и профессионального образования стала подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях. Овладение опытом творческой деятельности предполагает формирование определённой готовности к поиску решения новых проблем (технических, эстетических, педагогических, жизненных).

Обновление содержания гуманитарного образования, трудового обучения и развития дошкольников, учащихся строится на гипотезе преобладания и актуальности в современной художественной культуре пространственных искусств, проектных технологий и дизайна. Доминирующей в этой системе является познавательно-творческая, проектная деятельность (метод проектов).

Концепция метода проектов в рамках образовательной области “Технология” (художественный труд) предполагает получение необходимых знаний и ответов на возникшие вопросы самостоятельно, своими силами, формирование технологической культуры и жизненно-практических умений. Элементы проектной деятельности должны постоянно присутствовать в учебном процессе, а в программе по технологии им отводится обязательное фиксированное место, начиная со второго по одиннадцатый классы.

Погружение учащихся в проектную деятельность сопровождается определёнными трудностями, недостаточной методической компетентностью и информированностью педагогов.

Для овладения проектным подходом в качестве средства и метода обучения будущим педагогам необходимо встретиться с ним как с предметом изучения, овладеть методикой проектной деятельности и самим научиться проектировать. С этой целью в курсе методики преподавания технологии в начальной школе отводится значительное место для освоения технологии учебного проектирования, а также практическое освоение технологии на занятиях практикума по ручному художественному труду и конструированию для будущих воспитателей, решается проблема реализации творческого потенциала личности будущего педагога через научно-методическое исследование и практическую деятельность.

Образовательная траектория на занятиях методики строится на основе различных видов деятельности студентов:

  • сопоставительный анализ содержания учебных программ по трудовому обучению для начальной школы и дошкольному образованию с целью оценки их эффективности для развития детского творчества;
  • выделение блоков-модулей, разделов, тем для проектной деятельности учащихся;
  • накопление банка проектов с выделением единого творческого (технического или эстетического) задания, вариантов проектов по различным уровням сложности и оценка ресурсов их выполнения;
  • определение условий запуска проектов;
  • изучение этапов технологии проектной деятельности;
  • разработка моделей уроков активного типа, творческих занятий с дошкольниками;
  • подбор и разработка дидактического материала (заданий и игр творческого характера, алгоритмов–ориентиров, памяток–подсказок, контрольных вопросов и тестов);
  • моделирование педагогических ситуаций (приём “урок в уроке”): проведение творческих разминок, этюдов, тренировочных упражнений по формированию проектной культуры, фрагментов уроков творчества и фантазии, использование игровых методик и способов стимулирования творческой активности;
  • организация исследования творческой одарённости детей в процессе педагогической практики и отражение результатов диагностики в курсовых и выпускных квалификационных работах студентов.

На практических занятиях осуществляется освоение “азбуки” проектирования, включающей систему последовательных компонентов (технологических шагов): потребность - мотив - цель - задачи - информация - идея - план действий - операции рефлексия - оценка; алгоритм технологии проектирования и др.

В основу занятий-практикумов положена самостоятельная поисковая деятельность студентов на всех этапах проектирования. На стадии предпроектного исследования осуществляется наблюдение и анализ объектов природы и предметного окружения; проводятся мини-исследования по определению замысла на основе изучения потребности; ведется поиск и сбор информации из истории вопроса, традиций, ретроспективных и перспективных взглядов на предметный мир, его целесообразность с опорой на метод дизайна, экспресс-исследование материалов, экспериментирование с ними и процессами их обработки.

На основе приобретённого опыта, новой информации из различных областей наук, овладения художественными техниками, приёмами комбинаторики и формотворчества осуществляется мысленное (виртуальное) и эскизное проектирование, которое находит отражение в различных формах моделирования: графическая модель, 2-х и 3-х мерные макеты и модели. Одним из результатов проектной деятельности является изделие (продукт) и дизайн-папка, сопровождающая творческий процесс и содержащая результаты аналитико-синтетической, технологической деятельности, техническую документацию и резюме по дизайну.

Средством моделирования дизайн-проекта может быть использование компьютерной программы (CAD), позволяющей варьировать форму, цвет, размеры, соотношения элементов конструкции, овладеть основами дизайна.

Занятия по разработке проектов строятся по принципу творческой мастерской в обстановке раскованности, свободы выбора, обсуждения проблем и многовариантных замыслов, диалога и консультаций с педагогом и с участниками творческих групп. В процессе такой деятельности принцип инструкционизма (работа по предписанию, по инструкциям) заменяется самостоятельным обдумыванием и построением конструкций объектов – конструкционизмом. Презентация и защита творческих проектов проходит на зачётных занятиях в форме творческого экзамена, выставки работ, конкурсов и олимпиад.

Комплекс проблемно-поисковых методов и средств в процессе проектирования (мозговая атака, синектика, морфологический анализ, метод “Нелогичные связи” и др.) позволяет учащимся освоить ряд мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) и помогает педагогу организовать эвристическую и развивающую среду, приобрести методические навыки и раскрыть свой познавательно-творческий потенциал.

Самоорганизация творческого процесса, овладение основами исследовательской деятельности, технологической культуры, коммуникации и рефлексии, смелость и раскованность в действиях открывают путь к самореализации и активной адаптации человека в различных сферах деятельности.