Открытый урок по окружающему миру "Учимся различать животных и растения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умения различать растения и животных; продолжить знакомство с миром животных и растений; познакомить с понятиями "хлорофилл", "инопланетянин";
  • развивать речь, внимание, наблюдательность, познавательную активность на уроке;
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, любви к малой Родине, привычку соблюдать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Оборудование: энциклопедия "Все обо всем"; ребус; "жалобные письма" муравьишки, подснежника; аудиозапись; картинки животных и растений; таблицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок
Начинается урок!

-А какой урок сейчас мы с вами выясним, разгадав ребус.

ПРИЗ - З + РОЗА - ЗА + ВОДА - ВО -? (ПРИРОДА)

-Посмотрите сколько у нас гостей, улыбнемся гостям, и друг - другу улыбнемся. И скажем друг другу самые красивые слова, с которых начинается название нашего урока (прилежный, прекрасный, приветливый, приятный)

(Звучит музыка)

-Ребята, к нам еще один гость пожаловал. Кто же он? ИНОПЛАНЕТЯНИН (рисунок)

2. Введение в тему.

-Кто это такой инопланетянин?

-С какой планеты он может прилететь к нам?

-А как называется наша планета?

-А как вы думаете, для чего он пожаловал?

-Он, наверное, хочет узнать, какие живые организмы населяют нашу планету?

-Что необходимо растениям для их жизни? Почему? Докажи.

-Назовите и покажите предметы неживой природы (работа по индивидуальным карточкам)

3. Работа по плакату.

- Давайте, ребята, познакомим нашего инопланетянина с темой нашего урока. А теперь посмотрите и скажите: - Как можно все это назвать одним словом?

- Живые организмы.

- На какие 2 группы можно разделить эти организмы?

- Сегодня мы научимся и научим нашего гостя различать растения и животных

(выбирают и делят на группы)

ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ

4. Игра "Найди лишнее"

-А сейчас поиграем в игру "Найди лишнее"

-Что же лишнее? Почему?

-Что вы можете рассказать о растениях? (По ходу ответов заполняется таблица)

  дышат
  питаются
  размножаются
РАСТЕНИЯ растут
  подвижны
  нуждаются в защите

Рассказ учителя.

- Растения обладают удивительным свойством производить сложные (органические) вещества из простых (неорганических: вода + углекислый газ). Это удивительное свойство благодаря особому веществу хлорофиллу, хранящемуся в листьях и других частях растений. Именно поэтому растения и имеют зеленую окраску. Листья служат растениям для дыхания (растения дышат, как и животные при этом поглощают углекислый газ и выделяют кислород). Корень позволяет всасывать воду из почвы, а стебель поддерживает растение. На листе цветка образуется плод, в котором созревают семена.

(Объяснение по таблице с.4)

5. Открытие детьми нового.

- Прочитайте и подготовьтесь рассказать инопланетянину, чем же являются растения в природе.

Чтение вывода в учебнике стр.4

- Они еще являются кормильцами.

-Какие растения вас окружают? Какие любимые цветы?

6. Работа по группам.

-Отметьте, какие цветы растут на лугу, в саду, комнате, в поле.

7. Физминутка.

Встали и закрыли глазки и представили

-В какой цветок ты хотел бы превратиться. Открыли глазки. Изобрази.

-Инопланетянин хотел бы посмотреть, как вы танцуете "Вальс цветов"

(танец с цветами)

- Молодцы. Все сели. А ты почему не садишься?

- (У меня есть жалоба, подснежник читает жалобу)

"Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Мы, подснежники, радуясь весне, выбираем солнечные склоны и полянки, скорее пробиваемся сквозь оттаявшую землю и расцветаем. Все любуются на нас. Но есть любители срывать нас, собирать нас в букеты. Зачем они это делают? Мы быстро вянем и умираем. А как нам хочется жить! Проснувшиеся от зимней спячки насекомые пусть лакомятся нашей пыльцой. Солнышко пусть ласкает нас своими лучами на радость людям".

Вывод:

- На что жалуется подснежник?

- Люди рвут цветы.

- Как бы вы поступили, увидев подснежник или другой цветок?

8. Стихотворение читает учитель.

Бом-бом - бом.
Начинается погром,
Выезжаем на природу.
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костер и там костер
Банки, склянки, всякий сор.

- Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите: "Почему загрустили пчелки?"

9. Рубрика: Что бы это значило?

-Ребята, инопланетянин не может понять, это означает? (экологические знаки: зачеркнутые цветы, поломанные ветки дерева)

Стихотворение на переносной доске. Читают хором, стоя

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все полянки
И не будет красоты.

10. Тайна животных.

- А вот какой рассказ услышал инопланетянин во время нашей прогулки по нашей планете.

Лягушонок прыгал и кричал:

- Я зеленый - значит, я - растение.

- Что ему ответит умный утенок Крик?

- А почему?

- Давайте, отметим основные признаки, относящиеся к животным (по вопросам учебника)

11. Работа по таблице.

-Чем дышат животные?

-Они могут выделять кислород сами?

-Они едят готовую пищу? Какую? (животные и растения)

Вывод:

- Значит, животные едят готовую пищу, это растения, или других животных. Следовательно, животные - это едоки.

- Что они умеют делать в отличие от растений (бегать, прыгать лежать, плавать) картинки.

Наш внимательный друг инопланетянин предлагает нам послушать маленький рассказ (аудиозапись).

Рассказ

"Во время лесных каникул встретились на берегу реки уточка Утена и утенок Добряк. Наши герои подружились, Утена плакала, а Добряк с удовольствием возился в песочке, выискивая букашек и червяков. Дружба их крепла на берегу реки. Но у самой воды заметил нечто непонятное, подошел поближе и увидел Утену.

- Что с тобой, ну ты и раскрасилась, замаскировалась, к карнавалу готовишься, так еще рано - удивился Добряк. В ответ Утена заплакала".

-Ребята, сравните рисунки и скажите, в чем проявилась жестокость людей? (с.5)

-Почему заплакала Утена?

-Можно ли ей помочь?

12. Музыка.

Вбегает Муравьишка, читает жалобу.

"Мы, муравьи, часто страдаем от жестоких людей. Хочется сказать им:

Разорить муравейник - не труд,
Но вредители лес сожрут.
Запомни, и млад, и стар,
Муравей - лесной санитар.
Будь бережлив и зорок.
Мал муравей, да дорог".

- Инопланетянин просит поднять руки, кто не будет разорять муравейники?

- Кто будет охранять природу?

- А вот Инопланетянин утверждает, что надо поступать так!

- Разоряйте птичьи гнезда!

- Ловите диких животных и уносите домой!

- Вы согласны с ним?

- Да, действительно вы будете беречь природу?

- Инопланетянин очень рад за вас и просит вас отгадать загадку.

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все ж
Без него мы жить не можем. (Воздух)

13. Сценка.

Учитель: Ребята, я что-то волнуюсь, сегодня к нам обещал прилететь Карлсон. Но его все нет и нет, может что-то случилось? Может у него моторчик забарахлил? Или он объелся сладкого и у него заболел живот?

Карлсон: (молчит)

Учитель: Ребята, Карлсон, все-таки прилетел, но, по-моему, он заболел. А я думала, Карлсоны никогда не болеют, но ведь они всегда такие румяные, в меру упитанные. Сейчас дадим ему лекарство. Правда, оно горькое, но хорошо лечит.

Карлсон: (молчит, кряхтит, стонет, кашляет)

Учитель: Ну, хорошо, Карлсон, дорогой, мы будем тебя лечить твоим любимым лекарством, только скажи, что с тобой случилось?

Карлсон: Я надышался грязным воздухом.

Учитель: Ну, где же ты дышал грязным воздухом?

Карлсон: Я пролетал над городом, а там столько труб заводов, машин:

Учитель: Ребята, как вы думаете, в нашем городе много машин?

(Ответы учащихся)

Учитель: Карлсон, но что делать? Ведь мы не можем прожить без заводов, автомобилей. Как вы думаете ребята?

(Ответы учащихся)

Карлсон: Надо больше сажать зеленых насаждений.

14. Практический итог. Стр.4 (карточки)

-Так ли это? Отвечаем хором ("нет", "да").

1. Старайтесь костры разжечь под деревьями (нет).

2. Всегда закрывайте водопроводные краны (да).

3. После обеда в лесу необходимо собрать мусор, завернуть и бросить под куст (нет).

4. Если вы увидели гнездо птицы, нужно подойти потрогать его, взять птенцы в руки (нет).

5. Весной в лесу нельзя громко петь, кричать, шуметь, включать магнитофон (да).

А почему?

6. Домашний мусор надо всегда выбрасывать в лес (нет).

7. Опавшие листья надо тщательно собрать и сжечь (нет).

Итог:

- Вы прекрасно справились с этим заданием. Инопланетянин доволен. Он много узнал о нашей планете. Ему нравится на нашей планете. Берегите ее.

        Планета-дом.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно
Берегите свою планету
Ведь другой, похожей нету. (Хором)

Литература:

  1. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1-го класса "Я и мир вокруг". Часть 1. А.А.Вахрушев.
  2. Занимательное природоведение. - М., Омега, 1997.

Приложение.