Цели:
- развивать умения различать растения и животных; продолжить знакомство с миром животных и растений; познакомить с понятиями "хлорофилл", "инопланетянин";
- развивать речь, внимание, наблюдательность, познавательную активность на уроке;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края, любви к малой Родине, привычку соблюдать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
Оборудование: энциклопедия "Все обо всем"; ребус; "жалобные письма" муравьишки, подснежника; аудиозапись; картинки животных и растений; таблицы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок!
-А какой урок сейчас мы с вами выясним, разгадав ребус.
ПРИЗ - З + РОЗА - ЗА + ВОДА - ВО -? (ПРИРОДА)
-Посмотрите сколько у нас гостей, улыбнемся гостям, и друг - другу улыбнемся. И скажем друг другу самые красивые слова, с которых начинается название нашего урока (прилежный, прекрасный, приветливый, приятный)
(Звучит музыка)
-Ребята, к нам еще один гость пожаловал. Кто же он? ИНОПЛАНЕТЯНИН (рисунок)
2. Введение в тему.
-Кто это такой инопланетянин?
-С какой планеты он может прилететь к нам?
-А как называется наша планета?
-А как вы думаете, для чего он пожаловал?
-Он, наверное, хочет узнать, какие живые организмы населяют нашу планету?
-Что необходимо растениям для их жизни? Почему? Докажи.
-Назовите и покажите предметы неживой природы (работа по индивидуальным карточкам)
3. Работа по плакату.
- Давайте, ребята, познакомим нашего инопланетянина с темой нашего урока. А теперь посмотрите и скажите: - Как можно все это назвать одним словом?
- Живые организмы.
- На какие 2 группы можно разделить эти организмы?
- Сегодня мы научимся и научим нашего гостя различать растения и животных
(выбирают и делят на группы)
ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ
4. Игра "Найди лишнее"
-А сейчас поиграем в игру "Найди лишнее"
-Что же лишнее? Почему?
-Что вы можете рассказать о растениях? (По ходу ответов заполняется таблица)
дышат | |
питаются | |
размножаются | |
РАСТЕНИЯ | растут |
подвижны | |
нуждаются в защите |
Рассказ учителя.
- Растения обладают удивительным свойством производить сложные (органические) вещества из простых (неорганических: вода + углекислый газ). Это удивительное свойство благодаря особому веществу хлорофиллу, хранящемуся в листьях и других частях растений. Именно поэтому растения и имеют зеленую окраску. Листья служат растениям для дыхания (растения дышат, как и животные при этом поглощают углекислый газ и выделяют кислород). Корень позволяет всасывать воду из почвы, а стебель поддерживает растение. На листе цветка образуется плод, в котором созревают семена.
(Объяснение по таблице с.4)
5. Открытие детьми нового.
- Прочитайте и подготовьтесь рассказать инопланетянину, чем же являются растения в природе.
Чтение вывода в учебнике стр.4
- Они еще являются кормильцами.
-Какие растения вас окружают? Какие любимые цветы?
6. Работа по группам.
-Отметьте, какие цветы растут на лугу, в саду, комнате, в поле.
7. Физминутка.
Встали и закрыли глазки и представили
-В какой цветок ты хотел бы превратиться. Открыли глазки. Изобрази.
-Инопланетянин хотел бы посмотреть, как вы танцуете "Вальс цветов"
(танец с цветами)
- Молодцы. Все сели. А ты почему не садишься?
- (У меня есть жалоба, подснежник читает жалобу)
"Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Мы, подснежники, радуясь весне, выбираем солнечные склоны и полянки, скорее пробиваемся сквозь оттаявшую землю и расцветаем. Все любуются на нас. Но есть любители срывать нас, собирать нас в букеты. Зачем они это делают? Мы быстро вянем и умираем. А как нам хочется жить! Проснувшиеся от зимней спячки насекомые пусть лакомятся нашей пыльцой. Солнышко пусть ласкает нас своими лучами на радость людям".
Вывод:
- На что жалуется подснежник?
- Люди рвут цветы.
- Как бы вы поступили, увидев подснежник или другой цветок?
8. Стихотворение читает учитель.
Бом-бом - бом.
Начинается погром,
Выезжаем на природу.
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костер и там костер
Банки, склянки, всякий сор.
- Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите: "Почему загрустили пчелки?"
9. Рубрика: Что бы это значило?
-Ребята, инопланетянин не может понять, это означает? (экологические знаки: зачеркнутые цветы, поломанные ветки дерева)
Стихотворение на переносной доске. Читают хором, стоя
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все полянки
И не будет красоты.
10. Тайна животных.
- А вот какой рассказ услышал инопланетянин во время нашей прогулки по нашей планете.
Лягушонок прыгал и кричал:
- Я зеленый - значит, я - растение.
- Что ему ответит умный утенок Крик?
- А почему?
- Давайте, отметим основные признаки, относящиеся к животным (по вопросам учебника)
11. Работа по таблице.
-Чем дышат животные?
-Они могут выделять кислород сами?
-Они едят готовую пищу? Какую? (животные и растения)
Вывод:
- Значит, животные едят готовую пищу, это растения, или других животных. Следовательно, животные - это едоки.
- Что они умеют делать в отличие от растений (бегать, прыгать лежать, плавать) картинки.
Наш внимательный друг инопланетянин предлагает нам послушать маленький рассказ (аудиозапись).
Рассказ
"Во время лесных каникул встретились на берегу реки уточка Утена и утенок Добряк. Наши герои подружились, Утена плакала, а Добряк с удовольствием возился в песочке, выискивая букашек и червяков. Дружба их крепла на берегу реки. Но у самой воды заметил нечто непонятное, подошел поближе и увидел Утену.
- Что с тобой, ну ты и раскрасилась, замаскировалась, к карнавалу готовишься, так еще рано - удивился Добряк. В ответ Утена заплакала".
-Ребята, сравните рисунки и скажите, в чем проявилась жестокость людей? (с.5)
-Почему заплакала Утена?
-Можно ли ей помочь?
12. Музыка.
Вбегает Муравьишка, читает жалобу.
"Мы, муравьи, часто страдаем от жестоких людей. Хочется сказать им:
Разорить муравейник - не труд,
Но вредители лес сожрут.
Запомни, и млад, и стар,
Муравей - лесной санитар.
Будь бережлив и зорок.
Мал муравей, да дорог".
- Инопланетянин просит поднять руки, кто не будет разорять муравейники?
- Кто будет охранять природу?
- А вот Инопланетянин утверждает, что надо поступать так!
- Разоряйте птичьи гнезда!
- Ловите диких животных и уносите домой!
- Вы согласны с ним?
- Да, действительно вы будете беречь природу?
- Инопланетянин очень рад за вас и просит вас отгадать загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все ж
Без него мы жить не можем. (Воздух)
13. Сценка.
Учитель: Ребята, я что-то волнуюсь, сегодня к нам обещал прилететь Карлсон. Но его все нет и нет, может что-то случилось? Может у него моторчик забарахлил? Или он объелся сладкого и у него заболел живот?
Карлсон: (молчит)
Учитель: Ребята, Карлсон, все-таки прилетел, но, по-моему, он заболел. А я думала, Карлсоны никогда не болеют, но ведь они всегда такие румяные, в меру упитанные. Сейчас дадим ему лекарство. Правда, оно горькое, но хорошо лечит.
Карлсон: (молчит, кряхтит, стонет, кашляет)
Учитель: Ну, хорошо, Карлсон, дорогой, мы будем тебя лечить твоим любимым лекарством, только скажи, что с тобой случилось?
Карлсон: Я надышался грязным воздухом.
Учитель: Ну, где же ты дышал грязным воздухом?
Карлсон: Я пролетал над городом, а там столько труб заводов, машин:
Учитель: Ребята, как вы думаете, в нашем городе много машин?
(Ответы учащихся)
Учитель: Карлсон, но что делать? Ведь мы не можем прожить без заводов, автомобилей. Как вы думаете ребята?
(Ответы учащихся)
Карлсон: Надо больше сажать зеленых насаждений.
14. Практический итог. Стр.4 (карточки)
-Так ли это? Отвечаем хором ("нет", "да").
1. Старайтесь костры разжечь под деревьями (нет).
2. Всегда закрывайте водопроводные краны (да).
3. После обеда в лесу необходимо собрать мусор, завернуть и бросить под куст (нет).
4. Если вы увидели гнездо птицы, нужно подойти потрогать его, взять птенцы в руки (нет).
5. Весной в лесу нельзя громко петь, кричать, шуметь, включать магнитофон (да).
А почему?
6. Домашний мусор надо всегда выбрасывать в лес (нет).
7. Опавшие листья надо тщательно собрать и сжечь (нет).
Итог:
- Вы прекрасно справились с этим заданием. Инопланетянин доволен. Он много узнал о нашей планете. Ему нравится на нашей планете. Берегите ее.
Планета-дом.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно
Берегите свою планету
Ведь другой, похожей нету. (Хором)
Литература:
- Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1-го класса "Я и мир вокруг". Часть 1. А.А.Вахрушев.
- Занимательное природоведение. - М., Омега, 1997.