Олимпиада по экологии. 3–4-й классы

Разделы: Начальная школа


1 тур

Выполнил________________учени_______________

Задание 1. Отметь знаком “+” верное высказывание.

К живой природе относятся…

а) берёза, гроза, стол, вода;

б) дождь, камень, заяц, книга;

в) стрекоза, осина, лисица, стриж;

г) иней, школа, ромашка, почва.

Задание 2. Отметь знаком “+” верное высказывание.

У какой группы растений семена созревают в шишках?

а) у хвойных растений;

б) у цветковых растений;

в) у лиственных растений;

г) у папоротников.

Задание 3. Отметь знаком “+” верное высказывание.

У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?

а) для защиты от врагов;

б) для добывания корма;

в) для борьбы с соперниками.

Задание 4. Отметь знаком “+” верное высказывание.

Как служат почве дождевые черви?

а) уничтожают вредителей;

б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

Задание 5. Отметь знаком “+” верное высказывание.

Экология - это наука о:

а) веществах и их превращениях;

б) живых организмах;

в) взаимоотношениях животных и растений с окружающей средой.

Задания 6. Отметь знаком “+” верное высказывание.

Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны…

а) для уничтожения следов деятельности человека;

б) для сохранения экологических цепей питания;

в) для украшения людьми своих жилищ;

г) для питания домашних животных.

Задание 7. Отметь знаком “+” верное высказывание.

Поджигая сухую траву на лугах мы…

а) даём расти молодым побегам;

б) повышаем плодородие почвы за счёт золы;

в) наносим непоправимый вред всему сообществу.

Задание 8. Назови основную причину перелёта птиц в тёплые края с приходом осени?

__________________________________________________________

Задание 9. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?

__________________________________________________________

Задание 10. Прочитай текст, найди в нём экологические ошибки и подчеркни их. Обоснуй свой выбор.

Весна в степи

Весной степь особенно красива. Под лучами тёплого солнца тает снег, маленькие степные речки широко разливаются. Степь зацветает и можно увидеть первоцветы: тюльпаны, ковыль, гусиный лук, лапчатку. Над первоцветами кружатся насекомые: комары, пауки, бабочки. В это время года можно встретить и грызунов: сусликов, хомяков, сайгаков, полевых мышей. Растения и животные готовятся к жаркому лету.

__________________________________________________________

Задание 11. Для чего весной любители природы выходят в берёзовые аллеи?

__________________________________________________________

2 тур

Выполнил____________________ учени____________________

Задание 1. Как влияют изменения, происходящие в природе с приходом весны, на жизнь насекомых и птиц?

__________________________________________________________ 

Задание 2. Почему животных, выращенных в домашних условиях или в зоопарках, нельзя выпускать в дикую природу?

__________________________________________________________ 

Задание 3. Запиши как можно больше вариантов группировки данных животных. Дай название каждой группе.

Тигр, верблюд, дятел, гусь, корова, беркут, синица, скворец, ёж, овца, собака, курица.

__________________________________________________________

Задание 4. У сокола, ястреба оперение жёстко, перья упругие. У совы оперение мягкое, рыхлое. Объясни, почему.

__________________________________________________________

Задание 5. Что послужило основанием для выражения “дрожит как осиновый лист”?

__________________________________________________________

Задание 6. Обычно этим занимаются насекомые, а вот с цветками эвкалиптов это делают белки-летяги, с цветками баобабов и бананов (которые открываются ночью)- летучие мыши, с соцветиями кустарников дриада - кенгуру. Что они делают?

__________________________________________________________

Задание 7. Прочитай текст и найди в нём ошибки, совершённые школьниками. Обоснуй свой выбор.

Воскресенье в лесу

Решили мы с одноклассниками в воскресенье поехать в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас и магнитофон. Весёлой и громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Мы полюбовались красотой муравейника и понаблюдали за семьёй лесных ежей. С охапками лесных цветов мы отправились домой. Прогулка удалась на славу!

__________________________________________________________

Задание 8. Ёж и крот относятся к одному разряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот не впадает. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

__________________________________________________________

Задание 9. Почему орешник цветёт весной, а липа - летом?

__________________________________________________________

Задание 10. Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? Покажи это на схеме, которую постарайся придумать самостоятельно.

Задание 11. Что могут сделать школьники для охраны природы?

__________________________________________________________

Ответы

1 тур

Задание 1. в)

Задание 2. а)

Задание 3. б)

Задание 4. б)

Задание 5. в)

Задание 6. б)

Задание 7. в)

Задание 8. У птиц кончается корм, они боятся голода.

Задание 9. Потому, что звери и птицы в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.

Задание 10. 4 ошибки.

1. Ковыль - это не первоцвет.

2. Лапчатка - это не первоцвет.

3. Пауки над цветами не кружатся.

4. Сайгак - это не грызун.

Задание 11. Для того, чтобы проверить: нет ли у берёз опасных ран, оставленных нерадивыми любителями сока. Замеченные ранки закрывают садовым варом.

 2 тур

Задание 1. В природе для насекомых появилась пища - сок и нектар. У зимующих птиц появилась дополнительная пища - насекомые, отпала угроза голода.

Задание 2. Они погибнут, так как не могут самостоятельно добывать пищу, не умеют самостоятельно защищаться от врагов, не смогут выжить в природных условиях данной местности.

Задание 3.

Возможные варианты группировки животных:

1. растительноядные, насекомоядные, хищники;

2. млекопитающие и птицы;

3. домашние и дикие;

4. домашние птицы, домашние млекопитающие, хищные птицы ,хищные млекопитающие.

Задание 4. Сокол и ястреб - дневные хищники, им нужна скорость при охоте, поэтому перья на крыльях у них жёсткие. Сова- ночной хищник, ей нужно бесшумно, медленно летать и обнаруживать добычу, поэтому перья на крыльях у неё мягкие.

Задание 5. Листья осины имеют очень длинные черешки и легко дрожат от малейшего ветерка.

Задание 6. Они их опыляют.

Задание 7.

1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы - деревья”.

3. Трогать яйца птиц в гнезде не следует, птица может не сесть на них больше.

4. Лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

Задание 8. Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землёй пищи достаточно.

Задание 9. Орешник опыляется ветром, а липа - пчёлами.

Задание 10. Оценивается по количеству предложенных учениками зависимостей.

Задание 11. Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зелёные насаждения. Строить домики для птиц весной, а зимой - кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнёзда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнём в лесу.

 Список литературы

  1. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным? Начальная школа , 2008 №8.
  2. Бродовская З.В. Олимпиады по природоведению и экологии в начальной школе.- “Сибирский учитель” - научно-методический журнал, 2001 №5.
  3. Интеллектуальный марафон: Задания. Решения. Материалы.- Самара: Изд-во “ Учебная литература”: Издательский дом “Фёдоров”, 2008.
  4. Начальная школа. Олимпиадные задания. 3-4 класс. Выпуск 2.- авт.-сост. Лободина Н.В.- Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.