1 тур
Выполнил________________учени_______________
Задание 1. Отметь знаком “+” верное высказывание.
К живой природе относятся…
а) берёза, гроза, стол, вода;
б) дождь, камень, заяц, книга;
в) стрекоза, осина, лисица, стриж;
г) иней, школа, ромашка, почва.
Задание 2. Отметь знаком “+” верное высказывание.
У какой группы растений семена созревают в шишках?
а) у хвойных растений;
б) у цветковых растений;
в) у лиственных растений;
г) у папоротников.
Задание 3. Отметь знаком “+” верное высказывание.
У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?
а) для защиты от врагов;
б) для добывания корма;
в) для борьбы с соперниками.
Задание 4. Отметь знаком “+” верное высказывание.
Как служат почве дождевые черви?
а) уничтожают вредителей;
б) перерабатывают опавшие листья;
в) роют подземные ходы.
Задание 5. Отметь знаком “+” верное высказывание.
Экология - это наука о:
а) веществах и их превращениях;
б) живых организмах;
в) взаимоотношениях животных и растений с окружающей средой.
Задания 6. Отметь знаком “+” верное высказывание.
Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны…
а) для уничтожения следов деятельности человека;
б) для сохранения экологических цепей питания;
в) для украшения людьми своих жилищ;
г) для питания домашних животных.
Задание 7. Отметь знаком “+” верное высказывание.
Поджигая сухую траву на лугах мы…
а) даём расти молодым побегам;
б) повышаем плодородие почвы за счёт золы;
в) наносим непоправимый вред всему сообществу.
Задание 8. Назови основную причину перелёта птиц в тёплые края с приходом осени?
__________________________________________________________
Задание 9. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?
__________________________________________________________
Задание 10. Прочитай текст, найди в нём экологические ошибки и подчеркни их. Обоснуй свой выбор.
Весна в степи
Весной степь особенно красива. Под лучами тёплого солнца тает снег, маленькие степные речки широко разливаются. Степь зацветает и можно увидеть первоцветы: тюльпаны, ковыль, гусиный лук, лапчатку. Над первоцветами кружатся насекомые: комары, пауки, бабочки. В это время года можно встретить и грызунов: сусликов, хомяков, сайгаков, полевых мышей. Растения и животные готовятся к жаркому лету.
__________________________________________________________
Задание 11. Для чего весной любители природы выходят в берёзовые аллеи?
__________________________________________________________
2 тур
Выполнил____________________ учени____________________
Задание 1. Как влияют изменения, происходящие в природе с приходом весны, на жизнь насекомых и птиц?
__________________________________________________________
Задание 2. Почему животных, выращенных в домашних условиях или в зоопарках, нельзя выпускать в дикую природу?
__________________________________________________________
Задание 3. Запиши как можно больше вариантов группировки данных животных. Дай название каждой группе.
Тигр, верблюд, дятел, гусь, корова, беркут, синица, скворец, ёж, овца, собака, курица.
__________________________________________________________
Задание 4. У сокола, ястреба оперение жёстко, перья упругие. У совы оперение мягкое, рыхлое. Объясни, почему.
__________________________________________________________
Задание 5. Что послужило основанием для выражения “дрожит как осиновый лист”?
__________________________________________________________
Задание 6. Обычно этим занимаются насекомые, а вот с цветками эвкалиптов это делают белки-летяги, с цветками баобабов и бананов (которые открываются ночью)- летучие мыши, с соцветиями кустарников дриада - кенгуру. Что они делают?
__________________________________________________________
Задание 7. Прочитай текст и найди в нём ошибки, совершённые школьниками. Обоснуй свой выбор.
Воскресенье в лесу
Решили мы с одноклассниками в воскресенье поехать в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас и магнитофон. Весёлой и громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Мы полюбовались красотой муравейника и понаблюдали за семьёй лесных ежей. С охапками лесных цветов мы отправились домой. Прогулка удалась на славу!
__________________________________________________________
Задание 8. Ёж и крот относятся к одному разряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот не впадает. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
__________________________________________________________
Задание 9. Почему орешник цветёт весной, а липа - летом?
__________________________________________________________
Задание 10. Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? Покажи это на схеме, которую постарайся придумать самостоятельно.
Задание 11. Что могут сделать школьники для охраны природы?
__________________________________________________________
Ответы
1 тур
Задание 1. в)
Задание 2. а)
Задание 3. б)
Задание 4. б)
Задание 5. в)
Задание 6. б)
Задание 7. в)
Задание 8. У птиц кончается корм, они боятся голода.
Задание 9. Потому, что звери и птицы в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.
Задание 10. 4 ошибки.
1. Ковыль - это не первоцвет.
2. Лапчатка - это не первоцвет.
3. Пауки над цветами не кружатся.
4. Сайгак - это не грызун.
Задание 11. Для того, чтобы проверить: нет ли у берёз опасных ран, оставленных нерадивыми любителями сока. Замеченные ранки закрывают садовым варом.
2 тур
Задание 1. В природе для насекомых появилась пища - сок и нектар. У зимующих птиц появилась дополнительная пища - насекомые, отпала угроза голода.
Задание 2. Они погибнут, так как не могут самостоятельно добывать пищу, не умеют самостоятельно защищаться от врагов, не смогут выжить в природных условиях данной местности.
Задание 3.
Возможные варианты группировки животных:
1. растительноядные, насекомоядные, хищники;
2. млекопитающие и птицы;
3. домашние и дикие;
4. домашние птицы, домашние млекопитающие, хищные птицы ,хищные млекопитающие.
Задание 4. Сокол и ястреб - дневные хищники, им нужна скорость при охоте, поэтому перья на крыльях у них жёсткие. Сова- ночной хищник, ей нужно бесшумно, медленно летать и обнаруживать добычу, поэтому перья на крыльях у неё мягкие.
Задание 5. Листья осины имеют очень длинные черешки и легко дрожат от малейшего ветерка.
Задание 6. Они их опыляют.
Задание 7.
1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.
2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы - деревья”.
3. Трогать яйца птиц в гнезде не следует, птица может не сесть на них больше.
4. Лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Задание 8. Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землёй пищи достаточно.
Задание 9. Орешник опыляется ветром, а липа - пчёлами.
Задание 10. Оценивается по количеству предложенных учениками зависимостей.
Задание 11. Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зелёные насаждения. Строить домики для птиц весной, а зимой - кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнёзда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнём в лесу.
Список литературы
- Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным? Начальная школа , 2008 №8.
- Бродовская З.В. Олимпиады по природоведению и экологии в начальной школе.- “Сибирский учитель” - научно-методический журнал, 2001 №5.
- Интеллектуальный марафон: Задания. Решения. Материалы.- Самара: Изд-во “ Учебная литература”: Издательский дом “Фёдоров”, 2008.
- Начальная школа. Олимпиадные задания. 3-4 класс. Выпуск 2.- авт.-сост. Лободина Н.В.- Волгоград: Учитель, 2010.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
- Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.