Учебный проект "Жизнь средневекового общества"

Разделы: История и обществознание


Цель: обучение учащихся самостоятельной деятельности в рамках проекта.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся по теме "Средневековье";
  • создать условия для развития умения учащихся организовать собственную деятельность по проекту (определять цели и задачи исследования);
  • воспитывать у учащихся готовность к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимообогащению.

Оборудование:

Дидактические материалы:

  • Учебник "История средних веков" Брандт М. Ю.,2000г.
  • Учебник "История средних веков" Агибалова Е. В. и Донской Г. В.,1999 г.
  • Толковый словарь.
  • Задания для работы в группах.
  • Иллюстрации событий средневековья.
  • Художественный фильм "История рыцаря".

Технические средства:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран

Ход урока

I. Организационный этап (3 мин)

Приветствие учителя и учащихся.

Учитель: при входе в класс вы получили разноцветные конвертики, проверьте, все ли правильно выбрали место. Цвет конверта должен совпадать с цветом таблички на столе.

Учащиеся: да

II. Мотивационно-ориентировочный этап. (20 мин)

Определение темы урока. Выход на учебную проблему.

Определение темы проекта, его цели и задач.

Учитель: сегодня у нас не совсем обычный урок, мы начнем работу над учебным проектом. Вам эта деятельность знакома, проектами мы занимались, приглашаю вас в новый проект.

Вы все любите смотреть кино. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма "История рыцаря" и ответить на вопрос: какой исторический период в нем представлен? (3 мин)

Учащиеся: (после просмотра) Средние века

Учитель: по каким признакам вы это определили? Выскажите свое отношение к этому периоду.

Учащиеся: перечисляют признаки, по которым они определили исторический период (турнир рыцарский, дама сердца, одежда, предметы быта), высказывают свою точку зрения.

Учитель: впервые "средним веком" (именно так, в единственном числе) этот период истории был назван в XV веке теми, кто мечтал возродить античность. Они считали средний век эпохой, не давшей человечеству ничего, она лишь испортила ясную, звучную латынь древности, превратила в руины ее замечательную культуру.

Историки XV века утверждали "Средние века "темные века" (запись на доске)

Учитель: в конвертах, которые вы получили, фрагменты иллюстрации, соберите их.

Учащиеся: собирают иллюстрации средневековой жизни (приложение 1).

Учитель: на столах у вас лежит задание, прочитайте его (приложение 2). Приступите к его выполнению. (10 мин)

Учащиеся: (по окончанию работы) группы представляют результат работы у доски (иллюстрации проецируются на экране)

III. Актуализация опорных знаний (5 мин)

Учитель: возвращаемся к определению исторического периода "Средние века темные века", можем ли мы однозначно принять это утверждение?

Учащиеся: нет

Учитель: почему?

Учащиеся: учащиеся выдвигают гипотезы (в средневековье происходили различные события плохие и хорошие, они имели разные последствия)

IV. Определение темы проекта и минисследований, постановка задач и выбор методов для исследований. (10 мин)

Учитель: достаточно ли мы знаем о жизни в средневековья, чтобы спорить с историками?

Учащиеся: нет

Учитель: как нам узнать больше о средневековье?

Учащиеся: изучить его.

Учитель: что мы будем изучать в ходе этого проекта?

Учащиеся: жизнь средневекового общества.

Учитель: какова тема нашего проекта?

Учащиеся: Особенности жизни средневекового общества.

Учитель: исходя из темы, мы определяем цель нашего проекта.

Учащиеся: Определить особенности жизни средневекового общества (запись на доске)

Учитель: определите, по иллюстрациям, жизнь каких слоев общества вы будете изучать?

Учащиеся: горожане (так как на рисунке видны городские стены и мощеная улица);

- крестьяне (так как люди находятся вдалеке от города или замка, на поле, вокруг много животных);

- рыцари (на рисунке изображены боевые действия);

- духовенство (с определением данного слоя могут возникнуть проблемы ребятам необходимо помочь, направить);

Сформировались группы для реализации проекта.

Учитель: необходимо определить цель работы группы, она исходит из основной цели проекта: определить особенности жизни средневекового общества

Учащиеся: в группах, самостоятельно определяют цель: изучить особенности жизни :. Учитель: к каждому рисунку вы задали три вопроса, ответив на них, вы раскроете тему своего исследования?

Учащиеся: да (если нет, то учитель корректирует, направляет учащихся)

Учитель: мы наметили задачи для исследования. Ответьте на вопросы:

- какими источниками вы будете пользоваться при изучении темы? (совместно с учащимися определяем примерный круг источников)

- какие методы для решения задач вы будете использовать?

Учащиеся: знакомы с методами работы, совместно с учителем определяют их (поиск информации и систематизации материала).

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.(4 мин)

Учитель:

Удалось ли нам сегодня подготовиться к работе над проектом, почему?

Что было легче на уроке сформулировать тему, цель или задачи работы?

Какие затруднения появились лично у вас?

Что понравилось?

VI. Комментарий домашнего задания (3 мин)

Подготовить выступление-отчет по теме своего мини-исследования, используя задание (приложение 1).

Особенности жизни горожан.

Особенности жизни крестьян.

Особенности жизни духовенства.

Особенности жизни феодалов.