Цель: обучение учащихся самостоятельной деятельности в рамках проекта.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся по теме "Средневековье";
- создать условия для развития умения учащихся организовать собственную деятельность по проекту (определять цели и задачи исследования);
- воспитывать у учащихся готовность к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимообогащению.
Оборудование:
Дидактические материалы:
- Учебник "История средних веков" Брандт М. Ю.,2000г.
- Учебник "История средних веков" Агибалова Е. В. и Донской Г. В.,1999 г.
- Толковый словарь.
- Задания для работы в группах.
- Иллюстрации событий средневековья.
- Художественный фильм "История рыцаря".
Технические средства:
- Компьютер
- Проектор
- Экран
Ход урока
I. Организационный этап (3 мин)
Приветствие учителя и учащихся.
Учитель: при входе в класс вы получили разноцветные конвертики, проверьте, все ли правильно выбрали место. Цвет конверта должен совпадать с цветом таблички на столе.
Учащиеся: да
II. Мотивационно-ориентировочный этап. (20 мин)
Определение темы урока. Выход на учебную проблему.
Определение темы проекта, его цели и задач.
Учитель: сегодня у нас не совсем обычный урок, мы начнем работу над учебным проектом. Вам эта деятельность знакома, проектами мы занимались, приглашаю вас в новый проект.
Вы все любите смотреть кино. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма "История рыцаря" и ответить на вопрос: какой исторический период в нем представлен? (3 мин)
Учащиеся: (после просмотра) Средние века
Учитель: по каким признакам вы это определили? Выскажите свое отношение к этому периоду.
Учащиеся: перечисляют признаки, по которым они определили исторический период (турнир рыцарский, дама сердца, одежда, предметы быта), высказывают свою точку зрения.
Учитель: впервые "средним веком" (именно так, в единственном числе) этот период истории был назван в XV веке теми, кто мечтал возродить античность. Они считали средний век эпохой, не давшей человечеству ничего, она лишь испортила ясную, звучную латынь древности, превратила в руины ее замечательную культуру.
Историки XV века утверждали "Средние века "темные века" (запись на доске)
Учитель: в конвертах, которые вы получили, фрагменты иллюстрации, соберите их.
Учащиеся: собирают иллюстрации средневековой жизни (приложение 1).
Учитель: на столах у вас лежит задание, прочитайте его (приложение 2). Приступите к его выполнению. (10 мин)
Учащиеся: (по окончанию работы) группы представляют результат работы у доски (иллюстрации проецируются на экране)
III. Актуализация опорных знаний (5 мин)
Учитель: возвращаемся к определению исторического периода "Средние века темные века", можем ли мы однозначно принять это утверждение?
Учащиеся: нет
Учитель: почему?
Учащиеся: учащиеся выдвигают гипотезы (в средневековье происходили различные события плохие и хорошие, они имели разные последствия)
IV. Определение темы проекта и минисследований, постановка задач и выбор методов для исследований. (10 мин)
Учитель: достаточно ли мы знаем о жизни в средневековья, чтобы спорить с историками?
Учащиеся: нет
Учитель: как нам узнать больше о средневековье?
Учащиеся: изучить его.
Учитель: что мы будем изучать в ходе этого проекта?
Учащиеся: жизнь средневекового общества.
Учитель: какова тема нашего проекта?
Учащиеся: Особенности жизни средневекового общества.
Учитель: исходя из темы, мы определяем цель нашего проекта.
Учащиеся: Определить особенности жизни средневекового общества (запись на доске)
Учитель: определите, по иллюстрациям, жизнь каких слоев общества вы будете изучать?
Учащиеся: горожане (так как на рисунке видны городские стены и мощеная улица);
- крестьяне (так как люди находятся вдалеке от города или замка, на поле, вокруг много животных);
- рыцари (на рисунке изображены боевые действия);
- духовенство (с определением данного слоя могут возникнуть проблемы ребятам необходимо помочь, направить);
Сформировались группы для реализации проекта.
Учитель: необходимо определить цель работы группы, она исходит из основной цели проекта: определить особенности жизни средневекового общества
Учащиеся: в группах, самостоятельно определяют цель: изучить особенности жизни :. Учитель: к каждому рисунку вы задали три вопроса, ответив на них, вы раскроете тему своего исследования?
Учащиеся: да (если нет, то учитель корректирует, направляет учащихся)
Учитель: мы наметили задачи для исследования. Ответьте на вопросы:
- какими источниками вы будете пользоваться при изучении темы? (совместно с учащимися определяем примерный круг источников)
- какие методы для решения задач вы будете использовать?
Учащиеся: знакомы с методами работы, совместно с учителем определяют их (поиск информации и систематизации материала).
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.(4 мин)
Учитель:
Удалось ли нам сегодня подготовиться к работе над проектом, почему?
Что было легче на уроке сформулировать тему, цель или задачи работы?
Какие затруднения появились лично у вас?
Что понравилось?
VI. Комментарий домашнего задания (3 мин)
Подготовить выступление-отчет по теме своего мини-исследования, используя задание (приложение 1).
Особенности жизни горожан.
Особенности жизни крестьян.
Особенности жизни духовенства.
Особенности жизни феодалов.