На доске записаны пословицы и поговорка: "Где путь по прямой, там не езди по кривой", "Ум без догадки гроша не стоит", "Победа приходит к настойчивым".
Учитель: Подумайте, какие знания и умения вы получили за время учебы, умеете ли вы применять полученные знания и умения при решении нестандартных задач, в нестандартных ситуациях, помогает ли вам сообразительность и такой "инструмент" математики, как логическое мышление. Попробуйте свои силы в математическом многоборье и постарайтесь ответить хотя бы на часть вопросов.
I. РАЗМИКА "Ум без догадки гроша не стоит".
Каждая команда получает по 10 карточек на которых написаны слога, буквы, предлога: ЦА, НАУ, А, ЕМ, РИЦ, К, А, МАТ,-,АТИК.
-Задание: Из этих карточек составить утверждение.
-Ответ: "Математика-царица наук" или "математика-наука цариц".
II. Конкурс "Умение везде найдет применение".
В этом конкурсе ребята смогут продемонстрировать умение концентрировать внимание, глазомер, быстрота реакции, математические знания.
а) Какому сапожку подойдет заплатка из имеющихся заготовок? б) Сколько здесь прямоугольников?
Ответ: 18
III. Переменка.
Проводится для того, чтобы сохранить хорошее настроение, математический настрой.
Немного из истории -рассказываем о римской нумерации. После сообщения выполняйте задание:
Как из трех спичек, не ломая ах, получить четыре? Каждая команда получает по З карандаша.
Ответ: IV.
2)Как из шести спичек составить 4 треугольника? Ответ: составить треугольную пирамиду.
3) Даны неверные римские равенства
Как, переложив 1 палочку, исправить ошибки? а)_V-V=_ б)X=V__-___ в) V_-V_=X_ Ответ: а)V_-V=_; б)X-V__=___; в)V+V_=X_
V. Конкурс "Была бы охота - заладится всякая работа".
Известно что в математике: ав= ва, авс=вас,но мяу=яму И все же ,если в слове "рагу" переставить буквы, то можно получить новое осмысленное слово "угар ". Пример других таких пар слов: соха-хаос, мать-тьма.
Задание: Найдите новое осмысленное слово, составленное из букв данного слова:
рост- лапоть-
руда- карета-
брак- шнурок-
камыш- травушка-
рамка- иголка-
Ответы: сорт, удар (дура), краб, мышка марка, пальто, ракетка, коршун, ватрушка, логика.
VI. Геометрическмй конкурс: "Сложи квадрат"
Каждая команда получает комплект состоящий из 7 фигур
Задание: Из данных фигур составить квадрат?
VII. Конкурс: "Один в поле не воин"
а)Разгадать кроссворд:
По горизонтали: 1. Во сколько раз сумма чисел 135 и 108 больше разности этих чисел. 4. Знак, который используют для записи чисел. 5. Результат вычитания. 7. Действие, с помощью которого число можно уменьшить в несколько раз. 8. Математические знаки, с помощью которых можно изменить порядок действий в примере.
По вертикали: 2. Наименьшее четырехзначное число. 3. Единица измерения времени. 6. Часть прямой.
Ответы: по горизонтали: 1. Девять. 4. Цифра. 5. Разность. 6. Деление. 8. Скобки. По вертикали: 2. Тысяча. 3. Минута. 6. Отрезок.
б)Вот задача не для робких Вычитай, дели и множь, Плюсы ставь, а также скобки! Верим, к финишу прийдешь!
5 5 5 5 = 3, 5 5 5 5 = 4, 5 5 5 5 = 5, 5 5 5 5 = 6, 5 5 5 5 = 7, 5 5 5 5 = 30, 5 5 5 5 = 50, 5 5 5 5 = 120.
Ответы: (5+5+5):5=3, (5x5-5):5=4, 5x(5-5)+5=5, (5x5+5):5=6, (5+5):5+5=7, (5:5+5)x5=30, 5x5+5x5=50, 5x5x5-5=120
VII. Конкурс "И один в поле воин"
Каждый член команды получает карточку. Заметив закономерность, продолжить ряд:
а) 1,0,1,0,0,1,0,0,0,: б)2,1,4,3,6,5,8,7,: в) 1,9,3,11,5,13,: г) 5,6,15,12,25,18,:
По ходу "боя" подводятся итоги.
Подводится общий итог. Награда победителей.