Знать: способ выбора о-ё после шипящих в корне слова.
Уметь: обосновывать выбор о-ё после шипящих в корне слова, правильно писать словарные слова, составлять текст по заданной теме с использованием слов изученной орфограммы
Задачи:
развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым орфографическим правилом, которое, я надеюсь, вы сможете сформулировать самостоятельно. А поможет нам в этой работе наша любимая "волшебная" интерактивная доска.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. (слайд 1)
Словарно-орфографическая работа (повторение пройденного).
Итак, мы работаем сегодня с орфографией. Давайте вспомним пройденные недавно орфографические правила.
От чего зависит выбор з-с на конце приставок?
Можно ли проверять безударные гласные в корнях с чередованием?
Расскажите, когда в корне -лаг-, -лож- пишется а, когда - о?
Расскажите о правописании гласной в корне -раст-,
-ращ-, -рос-.
Выполните задание (слайд 2)
Рассмотрите рисунки, сделайте подписи (слайд 3)
Выделите корень, поставьте ударение. Где (после какой буквы) стоит ударная гласная?
Сформулируйте правило "Правописание гласных ё-о после шипящих в корне слова" (слайд 4)
Подберите и запишите однокоренные слова. Звук О, который мы слышим под ударением, в безударной позиции меняется. (слайд 5)
Посмотрите на следующие картинки. Что на них изображено? (слайд 6). Если мы будем подбирать к этим словам однокоренные, то увидим, что гласная, стоящая после шипящей, всегда будет ударной. Это гласная О.
Такие слова предлагается запомнить как слова-исключения. Итак, запишите словарь (слайд 7)
Лексическое значение некоторых слов не всем знакомо, познакомимся с ними (слайд 8)
А я вам предлагаю в выборе гласных о-ё после шипящих в корне слова пользоваться следующим алгоритмом (слайд 9)
В словарную работу следует включить слова, где после шипящей в безударной позиции следует писать О. (слайд 10) Устно составьте с этими словами словосочетания.
Закрепляя изученную орфограмму, выполним словарно-орфографическую работу. (слайд 11)
В конце урока я предлагаю вам выполнить набольшую творческую работу. Составьте и запишите небольшой текст (предложений 5-7) на тему "Осень плачет дождём".(слайд 12) Постарайтесь использовать в работе слова шёл, шорох, шепот, желтый, черный, шелест, но сначала объясните их правописание.
Прослушаем ваши ответы.
Резервное упр. 442
Итоги урока.
Как правильно выбрать гласную о-ё под ударением в корне слова после шипящей.
Какие слова необходимо запомнить.
Какую подсказку в выборе гласной мы нашли.
Домашнее задание: Параграф 86(правило), упр.444, словарь.