Повторение и обобщение по теме "Лексика и фразеология"

Разделы: Русский язык


Цель: систематизировать изученное по разделу "Лексика и фразеология".

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (упр. 105).

О чем рассказывается в тексте домашнего упражнения? Как вы озаглавили текст?

Что мы называем фразеологизмами? Какие фразеологические обороты вы нашли? Какими членами предложения они являются?

С какими орфограммами вы работали, выполняя домашнее задание?

Проверяемая безударная гласная: ценились, сохранялись, деревянных, обозначает;

- непроверяемая безударная гласная: материей, выражение;

- соединительная гласная: рукописные

- правописание окончаний прилагательных, глаголов: тонкой, напоминает

- О-Е-Ё после шипящих: кожей, дощечек

3. Задача сегодняшнего урока - обобщить и закрепить знания по теме "Лексика и фразеология". Записываем число и тему урока. Начнем урок с лексико-орфографического диктанта.

1. Ограниченное земельное пространство (территория). 2. Устанавливаемое на сцене, съемочной площадке живописное изображение места и обстановки сценического действия (декорация). 3. Прозрачные краски, разводимые водой (акварель). 4. Ряд полок в несколько рядов (стеллаж). 5. Описание жизни (биография). 6. Небольшая (до 50 страниц) книжка, обычно общественно-политического или научно-популярного характера (брошюра). 7.То, что основано на творческом воображении, художественном вымысле (фантастика). 8. Рисунок, поясняющий текст (иллюстрация). 9.Нижний этаж зрительного зала (партер). 10.Составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов, например, книг (каталог).

К какому пласту лексики, на ваш взгляд, относятся все слова лексико-орфографического диктанта? (заимствованные) (Повторенные лексические понятия постепенно вывешиваются на магнитную доску в течение урока) Какие слова мы называем заимствованными?

4. Чтобы правильно употреблять иноязычные слова в речи, мы должны знать их лексическое значение и умело сочетать с другими словами. Это замечание справедливо для всех слов языка. Можно ли рубить вату, пить дерево? Значение слова мы можем выявить, анализируя сочетаемость слов.

Соедините существительные правой колонки с прилагательными левой колонки и запишите полученные словосочетания.

шелковистая поступок шелковистая травушка
именитый пейзаж именитый боярин
героический столпотворение героический поступок
вавилонское пейзаж вавилонское столпотворение
говорливый травушка говорливый ручеёк
прекрасный боярин прекрасный пейзаж

В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в переносном значении? Подберите синонимы, чтобы объяснить их лексическое значение (шелковистая - нежная, мягкая, молодая; говорливый - журчащий). Вспомните, как называется прием, который использует поэт, чтобы образнее, ярче представить картину природы, явление? (метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту).

Какие слова, по-вашему, эмоционально окрашенные? (героический, прекрасный, именитый - одобрение, восхищение; травушка, ручеёк - ласка, любовь (с уменьшительно-ласкательными суффиксами - выделите их); столпотворение - отрицательная оценка)

Какие слова, на ваш взгляд, являются нейтральными? (пейзаж, поступок).

Вавилонское столпотворение. Что это за выражение? Составьте и запишите с ним предложение. Подчеркните фразеологизм как член предложения. Расскажите о происхождении данного фразеологизма. Приведите примеры других фразеологических оборотов. Как они появились в русском языке.

Нам встретилось слово боярин. Найдите в толковых словариках ваших учебников его лексическое значение. Какая пометка есть перед словарной статьей? (устар.) Какие слова мы называем устаревшими?

5. Выполним задание: распределить слова в две колонки 1 - историзмы, 2 - архаизмы (1 ученик - у доски, остальные - на листочках с последующей взаимопроверкой)

Рамена, долонь, бояре, лапти, треуголка, очи, выя, поместье, десница, светец, перст, кибитка.

6. Работа с текстом. Выразительно прочитайте текст. Какие лексические явления есть в тексте (диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова)? Самостоятельно выполните задание (срез знаний).

Егорушка уже третий год был подмастерьем у извес..ного на всю округу кузнеца Матвея Алексеевича. Изба мальчугана находилась на окраине города, и каждое утро, отпр..вляясь на работу, он преодолевал расстояние почти в версту, переб..рался через мшары. Путь был долгим и трудным, потому Егорка, если было время, перев..лив через яр, отдыхал на сугреве. Прийдя в кузницу, он раздувал мехами горн, нак..лял железный прут и, пока не было мастера, подходил к наковальне с тем, чтобы самому попробовать выковать незатейливый наконеч(?)ник.

Задание: Выпишите из текста диалектные, профессиональные и устаревшие слова. Графически объясните орфограммы на месте пропусков и скобок

7. "Будьте редактором"

Знаете ли вы, кто такой редактор? Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги, статьи и т.д. Выполняя это задание, вы будете редактором. Найдите и исправьте ошибки.

1. Футболисты прилагали все силы, чтобы выиграть финальный матч, но в последнюю минуту защитники считали ворон, и вся команда села в лужу. 2. Наши лыжники пришли у финишу первыми, высунув язык на плечо. 3. Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания. 4. Мы с сестрой громом аплодисментов встретили бабушку. 5. Воздвигнута поражающая своим великолепием овощная база.

8. Итоги урока:

Что изучает лексика?

О каких явлениях лексики мы сегодня не говорили? (не вынесены на магнитную доску) Жаргонизмы, неологизмы, антонимы, омонимы (дать определение)

Какие из этих явлений изучают слово с точки зрения его происхождения, сферы употребления, лексического значения?

Зачем нам необходимо изучать лексику?

По своему составу лексика современного русского языка очень многообразна. Богатая и разнообразная лексика русского языка собирается и описывается в словарях. Словари - это поистине великая сокровищница русского языка и истории нашего народа, его жизни и культуры. И если вы не знаете лексического значения слова, вам следует обратиться к словарю. Завершая разговор о лексике, мы делаем вывод, что язык наш велик. И хотелось бы, чтобы вы бережно относились к каждому слову, умело употребляя его в речи.

9. Домашнее задание: составить лексический диктант:

1 вариант - используя слова лексики, связанные со сферой их употребления в речи;

2 вариант - используя слова лексики с точки зрения их происхождения.