Цели:
- формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку;
- развитие фонематического восприятия;
- уточнение, закрепление представлений о пройденных речевых звуках (гласных и согласных), закрепление их символики;
- закрепление навыка звукового анализа и синтеза односложных слов типа "мак";
- выделение заданного звука из состава слова;
- развитие артикуляционной моторики, поддержание интереса к артикуляционной гимнастике;
- закрепление навыка словообразования (притяжательные прилагательные);
- развитие связной речи (диалогической и монологической);
- закрепление пройденных букв, создание их ярких сценических образов;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный и музыкальный образ.
Оборудование:
- цветик - речецветик (лепестки прикреплены на "липучки"), художественные образы: Звуковики (с символикой гласных звуков), Звуковых дел Мастера (с символикой согласных звуков), домик Язычка (объемный домик с открытым окошком, в котором на пружинке прикреплено изображение Язычка);
- ручеек (атласное полотно), д/и "Включи телевизор" (хвосты зверей), маски - шапочки лисы, волка, зайца, медведя, магнитная доска, символы звуков, буквы, предметные картинки, буквы - плакатики для каждого ребенка, д/и "На что похожа буква?", белые шелковые шарфы (ветерок).
Логопед выходит к детям с "цветиком - речецветиком":
"У меня сегодня, дети,
Вдруг волшебным стал мой дом -
Нежный цветик - речецветик
Расцвел в садике моем.
Лепестки, что краски радуг -
Синий, желтый, красный цвет,
Фиолетовый, оранжевый:
Посмотри! Их ярче нет!
Голубой листок как небо,
А зеленый как трава.
То ли быль, а то ли небыль:
Закружилась голова!
Сколько может мой цветочек
Принести любви и благ,
Если только знаешь точно
Попросить когда и как.
Вы поможете, ребятки,
Мне с цветком моим решить,
Как, куда мы без оглядки
Можем с вами поспешить.
Выбираем лепесток, отрываем лепесток (красный),
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк:
"Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг".
1. Логопед отрывает лепесток красного цвета и под музыку, иллюстрирующую полет лепестка, кладет его на стол, где размещены "Звуковички".
Логопед:
"Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем:
А, У, О, Ы Э, И -
Вот такие все они.
Нет для них нигде преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Вызываем по-порядку
Наши звуки на зарядку.
Звуки очень любят песни,
С песней жить им интересней!"
Логопед указывает на Звуковичков, дети поют их песенки:
"А:"! Пошире рот открой!
Не ленись и громче пой!
Удивленно тянет он:
"А:" Забывчивый какой!
"У:" надул капризно губки,
Их он вытянул, как трубки.
Вот какой он привереда -
Будет дуться до обеда.
"И:" - улыба, весельчак, он смеется звонко так!
На веселом язычке
Скачет звук, как на седле!
Вот в задумчивом сомненье
"Э:" высказывает мненье:
"Э:", не знаю, что сказать,
Может лучше помолчать?!
Округлив большие губы,
"О" прикрыл немного зубы,
Язык поглубже оттянул, спинку выгнул,
"О:" - вздохнул.
"ы" хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья:
"ы:" Поспать еще часок:?
Или, может, выпить сок?
Игра с мячом (дети определяют гласный звук в середине слов: мак, дом, кит, лук, дым:)
2. Логопед отрывает оранжевый лепесток. "Лети, лети, лепесток, через запад:", лепесток "летит" к "звуковому ручейку" (голубая лента на полу)
Логопед: "По камешкам бежит звуковой ручеек. Камешки будут самые разные, но вам нужно отмечать хлопком и останавливаться только на определенных камешках. Камешек "У". (Звучит тихая музыка. Дети идут по кругу. Логопед четко произносит гласные звуки. Услышав "у", дети останавливаются и хлопают в ладоши. Аналогично с др. гласными)
3. Логопед отрывает лепесток синего цвета. "Лети, лети, лепесток, через запад :", лепесток опускается на стол, где расположены "Звуковых дел мастера".
Дети называют звуки на жилетках Мастеров.
Логопед: "Мастера очень трудолюбивые. Они поместили свои звуки в разные слова.
Поиграем со звуками. Назовем слова, в которые Мастера поместили свои звуки".
Дети: "Мы со звуком М играем, слово к слову подбираем" (мыло, муха :)
"Мы со звуком Х играем :" и т.д.
Логопед: "Звуковых дел Мастера очень любят скороговорки. Усядемся на пригорке,
скажем скороговорки. Скороговорка с первого пригорка!"
От топота копыт пыль по полю летит.
Дети несколько раз проговаривают скороговорку, увеличивая темп произнесения. (Скороговорки подбираются таким образом, чтобы детям были доступны все звуки в них.)
- Скороговорка со второго пригорка!
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.
- Скороговорка с третьего пригорка.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: "Ха - ха - ха, ха- ха- ха!"
4. Логопед отрывает желтый лепесток. "Лети, лети, лепесток, через запад :", лепесток "летит" к наборному полотну, на котором расположены картинки(мак, кот, кит и т.п.) и цветные фишки для звукового анализа слов.
Логопед выкладывает звуковую схему слова, дети находят соответствующую картинку, подставляют под схему буквы, читают слово. Затем дети выкладывают звуковые схемы двух слов.
5. Логопед отрывает голубой лепесток. "Лети, лети, лепесток, через запад :", лепесток опускается около домика Язычка (Объемный домик, в открытое окошко которого видно изображение Язычка, прикрепленного ко дну с помощью прцжинки.)
Логопед:
Ротик - домик,
Губы - двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет веселый Язычок.
Дети садятся на стульчики перед настенными зеркалами и выполняют упражнения артикуляционной гимнастики (мод музыкальное сопровождение и стихи, которые читает логопед):
Наш веселый Язычок повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо, наш веселый Язычок.
Тик-так, часики идут, тик-так, песенку поют.
А потом наш Язычок пошел гулять, на крылечке загорать.
Язык широким положи и спокойно подержи,
Язык иголочкой потом потянем тонким острием.
На крылечке полежал, на качели побежал:
Есть качели на лугу: вверх-вниз, вверх, вниз,
Я качаться побегу: вверх-вниз, вверх-вниз.
Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой.
Логопед: Дальше бой чистоговорок
Разрешите мне начать.
Кто-то пусть чисто говорит,
Остальных прошу молчать.
Дети:
- Са-са-са - в лесу бегает лиса
- Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка
- Ло-ло-ло - светит солнышко, тепло и т.д.
6. Логопед отрывает зеленый лепесток. "Лети, лети, лепесток, через запад,:", лепесток приземляется около волшебного телевизора.
Логопед: "К нам в гости спешат звери. Какие же звери к нам придут в гости, угадаем - посмотрим в телевизор. Чьи это хвосты? (Дети угадывают волка, лису, зайца, медведя., называя притяжательные прилагательные: лисий хвост, заячий хвост :) Дети надевают маски угаданных зверей и рассказывают о своем звере (описательные рассказы)
- Я - волк. У меня серая шерсть, 4 лапы, хвост и острые зубы. Я - хищник.
- Я - лиса. У меня пушистый хвост, рыжая шубка. Я очень хитрая.
- Я - заяц. У меня длинные уши, маленький хвостик. Зимой я белый, а летом - серый. Я - трусишка.
- Я - медведь. У меня коричневая шерсть. Я люблю мед. Я сильный и большой.
7. Логопед отрывает фиолетовый лепесток. "Лети, лети, лепесток, через запад :", лепесток опускается на крышу домика-теремка.
Дети надевают на себя буквы-плакатики (пройденные за учебный год буквы)
Инсценировка сказки "Теремок букв".
Дети поют:
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Муз. руководитель поет:
Буква А к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Ребенок (буква А) поет:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Логопед: "Никто не ответил букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить"
Дети поют:
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Муз. руководитель поет:
Буква У к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Ребенок (буква У) поет:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
В окошке теремка появляется буква А: "Это я, буква А. А ты кто?"
Буква У: "Я буква У. пусти меня к себе жить!"
Аналогично к теремку прибегают остальные гласные буквы.
Логопед: "Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали:"
Ребенок: "Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим как гласные песни петь".
Дети пробуют пропеть свои буквы: "Ничего не получается!"
Гласные: "Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом. Согласны?"
Дети (кивают головами): "Согласны, согласны!"
Гласные: "А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными".
Танец-приглашение (согласная буква приглашает гласную). В конце танца дети парами поворачиваются в круг лицом и пропевают получившиеся слоги, затем меняются местами и вновь пропевают слоги (ма-ам, ту-ут и т.д.)
Дети, не снимая с себя буквы-плакатики, поют частушки про буквы ("На что похожа буква?", а логопед в этот момент показывает соответствующую картинку):
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко -
Ноги ставит широко.
На калитку посмотри-
Чем она не буква И!?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали.
Крепче за руки держись,
Таня с Ваней, подружись! И т.д.
Логопед (держит в руках облетевший цветик - речецветик):
Логопед: "Что же делать? Как же быть? Без цветка нам скучно жить!
Разлетелись лепестки от моего цветка. Как их собрать? Может быть, весенний ветер поможет нам?
Дети с легкими шарфами кружатся в танце "Весенний ветер".
Во время танца логопед незаметно для детей собирает разлетевшиеся лепестки.
Логопед: "Налетел весенний ветер и собрал мой речецветик".
Логопед говорит о том, что цветик - речецветик будет стоять в группе и детей ждут другие приключения с этим волшебным цветком.
На память дети получают маленькие копии речецветика.