Программное содержание:
- Продолжать закреплять знания детей о свойствах воздуха. Развивать отзывчивость и желание делиться с другими своими знаниями. Продолжать развивать познавательный интерес к такому привычному объекту как воздух.
- Знакомить детей с ещё одним свойством воздуха: удерживать летающие объекты, в частности птиц.
- Поддерживать интерес детей к экспериментированию.
- Формировать желание проводить уже знакомые опыты самостоятельно.
- Уточнить представления детей об охране здоровья.
Ход урока
Дети с воспитателем спускаются в зимний сад. Там сидит Незнайка и чихает. Воспитатель: ребята, посмотрите, кто к нам опять пришёл в гости. Здороваются.
Незнайка: здоровается и чихает.
Воспитатель: Что с тобой случилось Незнайка? Незнайка: Ничего. (Чихает.)
Воспитатель: Ребята, а чем это так пахнет? (Ответы детей) почему же у нас в зимнем саду пахнет духами? Может, быть их кто-то разлил?
Незнайка: Я ничего не разливал. (Крутится, пряча духи за спиной, дети это замечают).
Воспитатель: Для чего ты взял духи? Я их приготовила для проведения опыта.
Незнайка: Мне понравился флакон, и я его понюхал.
Воспитатель: Ребята объясните Незнайке можно ли брать и нюхать неизвестные вещества? (Нет) Почему? (Потому что во флаконе может находиться ядовитое вещество и можно отравиться или получить ожог, у некоторых людей бывает аллергическая реакция на запахи.)
Незнайка: Теперь я больше не буду брать незнакомые флаконы. А то я так расчихался, что у меня даже горло заболело. Что же мне теперь делать? Дети объясняют, что нужно взять цветы ромашки и залить горячей водой, а затем полоскать горло этим раствором.
Незнайка: А как вы узнали, что здесь чем-то пахнет? (Мы почувствовали запах) Но я ведь только тут в уголке побрызгал, а вы стоите далеко.
Дети: Воздух переносит запахи.
Незнайка: А, я вспомнил, когда я был у вас в гостях вы мне о воздухе рассказывали и даже показали игрушки, в которых он есть.
Воспитатель: Тебе понравилось с нами играть? Может, ты и сегодня у нас останешься, а наши ребята тебе опыты покажут.
Незнайка: Конечно, с удовольствием.
Воспитатель: ребята, давайте наденем халаты и приступим к проведению опытов. А поможет нам вот эта схема. Незнайка ты уже видел эту схему, может, ты расскажешь, что здесь изображено? Незнайка отвечает неправильно.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке. Что обозначает эта схема?
Ребёнок рассказывает и говорит, что для проведения этого опыта нужны целлофановые пакеты.
Воспитатель: Возьмите пакеты. Предлагаю устроить соревнование "Кто больше воздуха поймает". (Дети набирают в пакеты воздух) Незнайка и ты возьми пакет и принимай участие в соревновании.
Воспитатель: А теперь расскажите Незнайке, что обозначает эта схема?
Дети объясняют Незнайке, что людям, растениям и животным нужен воздух. Затем они приступают к проведению опыта "Люди дышат воздухом" и приглашают Незнайку. (Для опыта используются баночки с водой и соломинки. Дети дуют в соломинку и в воде появляются пузырьки воздуха)
Воспитатель: Объясните, пожалуйста, что обозначает эта схема?
Ребёнок объясняет, что воздух бывает холодным и тёплым. Холодный воздух на улице, а тёплый в детском саду.
Незнайка: А что же нагревает воздух в вашем помещении? (Ответы детей) Воспитатель: Незнайка, а можешь ты опустить салфетку в воду, чтобы она не намокла?
Незнайка: Конечно. (Он делает опыт, но салфетка намокает) Ой, что-то не получилось.
Воспитатель: А наши ребята могут опустить салфетку в воду, и она останется сухой. Покажите Незнайке, пожалуйста.
Опыт "Сухой из воды". (Для опыта необходима стеклянная банка, бумажная салфетка, таз с водой. Салфетка помещается в банку, затем банку ровно опускают в таз с водой.)
Воспитатель: Незнайка, ты путешествовал с друзьями на воздушном шаре и, наверное, много интересного видел. Расскажи нам.
Незнайка: Когда мы летели на шаре, я видел много летящих птиц. Но вот никак не мог понять, как они летят по воздуху.
Воспитатель: как вы думаете, что помогает птице летать.(Крылья, хвост) Правильно, крыло птицы большое и плоское. На что оно похоже? (Ответы детей) Вот у нас есть листы бумаги они плоские как крыло птицы. Возьмите по листу и попробуйте отпустить его. Как летит лист? (Ответы детей) А теперь сомните лист и отпустите его. Как он летел? Какой лист дольше держался в воздухе гладкий или мятый? (Гладкий) Почему?
Воспитатель: Правильно, гладкий лист опирается на воздух как крыло птицы и плавно летит. Значит, воздух может удерживать предметы. Давайте, зарисуем это на схеме. (Дети рисуют)
Незнайка: Вы мне опять так много рассказали, а откуда вы знаете так много? (Ответы детей)
Незнайка: Мне было очень интересно с вами проводить опыты, а сейчас я побегу покажу их своим друзьям.
Воспитатель: Предлагаю подарить нашу схему Незнайке, чтобы ему легче было рассказывать и показывать. Дети прощаются с Незнайкой и идут в группу.