Цели:
- учить детей видеть и чувствовать мир;
- воспитывать нравственность, черты характера, доброту, нежность;
- развивать мышление о доброте, память, речь.
Задачи:
- развивать умение работать самостоятельно, творческие способности;
- расширять кругозор;
- воспитывать доброжелательное отношение к ответам других людей;
- воспитывать доброе отношение в коллективе;
- обогатить речь детей.
Оборудование: "Ноктюрн" Ф.Шопена; фонограмма песни в исполнении Шуры "Твори добро"; магнитофон; сочинения детей о доброте; цветок "доброты".
На доске:
- "Доброта - солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели" (И. Грин).
- "Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим" (Сергей Ожегов).
Ход классного часа
Учитель. Добрый день, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена доброте, она так и называется - "Твори добро".
Доброта: Что означает это слово?
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову (чтение высказывания с доски). С. Ожегов - это создатель толкового словаря русского языка.
Какие качества человека определяются в его высказывании?
Ученик. (подходит и вывешивает плакаты).
Отзывчивый
Доброжелательный
Добродетельный
Учитель. Отзывчивый - человек, готовый помочь.
Доброжелательный - желающий добра другому.
Добродетельный - человек, делающий добро другим.
Учитель. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
А сейчас послушайте музыку. Обратите внимание на то, как меняется музыка (звучит ноктюрн Ф. Шопена).
Ученик. Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу.
Учитель. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В течение жизни каждый человек должен обладать не только качествами добродетели, но и множеством других качеств. На одном из первых классных часов мы попытались определить основное качество, без которого человек не может быть человеком.
Ученик.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...
Ученики. Доброта.
Учитель. А вот перед вами цветок "доброты": посмотрите какой он бесцветный, безжизненный. Давайте его оживим, пусть он раскроется и мы увидим какими качествами обладает добрый человек.
Ученики вывешивают эти качества на цветок.
Учитель.
Любовь - чувство сердечной привязанности к родине, людям. Добродушие - добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
Скромность - сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый.
Нежность - это ласковый, проявляющий любовь.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь в трудную минуту.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем.
Трудолюбие - любовь к труду.
Учитель. Послушайте как говорили великие люди о добре (с именами этих людей познакомитесь на уроках литературы и истории в старшей школе). Ученики цитируют высказывания великих людей.
Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины - начало мудрости. (Т.Рабин)
Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту. (Сенека)
Добрые мысли - это прекрасно, а добрые дела - божественно. (Г.Манн)
Доброта - это особый вид истины и красоты. (Оверстрит)
Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые. (З.Бульвер-Литтон)
Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело - радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы. (К.Пеппер)
Ученик. Да, всем - и детям, и взрослым людям - хочется, чтобы все их друзья и все соседи, и даже все незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний. А секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
Учитель. А сейчас вы услышите сочинение о доброте и верных друзьях. Какие слова вы услышали и запомнили?
Ученик. Слова вежливости.
Учитель. А вы, ребята, умеете говорить эти слова и часто ли говорите? Ведь для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться такими словами. Их еще называют волшебными словами, потому что от них людям становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Сценка из рассказа В. Осеевой "Волшебное слово".
Сценка. Старичок и Павлик.
Сидит старичок и что-то чертит зонтиком на полу. Вдруг к нему подходит Павлик.
Павлик. Подвиньтесь.
Садится. Лицо у Павлика сердитое.
Старичок. С тобой что-то случилось?
Павлик. Ну и ладно! А вам-то что? (Косится на старика.)
Старичок. Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
Павлик (сердито). Еще бы! Я скоро совсем из дома убегу.
Старичок. Убежишь?!
Павлик. Убегу. Из-за одной Ленки убегу. (Сжимает кулаки.) Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!
Старичок. Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.
Павлик. Не только из-за этого. Бабушка из-за одной морковки из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой... (с обидой).
Старичок. Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.
Павлик (кричит). Никто меня не жалеет! Брат на лодке едет, а меня не берет. Я ему говорю: "Возьми лучше, все равно от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!" (Стучит по скамейке.)
Старичок. Что же не берет тебя брат?
Павлик. А почему вы все спрашиваете?
Старичок (гладя бороду). Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... (Павлик раскрыл рот.) Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза.
Павлик. А какое слово?
Старик, наклонясь к уху Павлика, что-то ему шепчет. Затем говорит громко.
Старичок. Это волшебное слово, но не забудь, как нужно его говорить.
Павлик (весело). Я попробую, я сейчас же попробую.
Вскакивает и убегает. Затем поднимается и уходит старик.
Учитель. Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказал старик Павлику?
Ученики. Пожалуйста.
Учитель. А какие еще вы знаете волшебные слова?
Ученик 1.
"Добрый день!"
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Ученик 2.
"Здравствуйте!"
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Ученик 3.
"Спасибо!"
За что мы говорим "спасибо"?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы -
Кому сказали? Сколько раз?
Ученик 4.
"Будьте добры..."
Будьте добры, -
Это я говорю по секрету.
Будьте добры, -
И не ждите за это конфету.
Будьте добры, -
Без игры и во время игры.
Если сумеете,
Будьте скорее добры.
Ученик 5.
"Доброго пути".
Нам желают:
- Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему-нибудь.
Ученик 6.
"Пожалуйста".
Отменить, что ли, слово "пожалуйста"?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.
Ученик 7.
"Простите".
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать.
Но если я все же забуду -
Простите, я больше не буду.
Учитель. А теперь давайте немного поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили наш небольшой веселый урок вежливости. Итак, я вам буду читать загадки-складки, а вы мне хором говорите ответ.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого...
Ученики. Спасибо.
Учитель.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит...
Ученики. Добрый день.
Учитель.
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы...
Ученики. Спасибо.
Учитель.
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь...
Ученики. Здравствуйте.
Учитель.
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим...
Ученики. Простите, пожалуйста.
Учитель.
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят...
Ученики. До свидания.
Учитель. Спасибо. Пожалуйста. Будьте любезны. Добрые слова - это цветы человеческой души и не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад
Добреют взрослые и дети
И улыбнутся вам спешат.
Ученики поют песню "От улыбки:".
Учитель. Доброта - это самое ценное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость. Давайте вспомним некоторые из них (ученики называют пословицы).
l. He одежда красит человека, а его добрые дела.
2. Торопись на добрые дела, а худое само приспеет.
3. Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.
4. Добрые слова дороже богатства.
5. Не хвались серебром, а хвались добром.
6. Кто добро творит, тому бог отплатит.
7. В ком добра нет, в том и правды мало.
8. He ищи красоты - ищи доброты.
Ученик.
В каждом из нас есть маленькое солнце - доброта. Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Понять и исполнить
Желание другого -
Одно удовольствие,
Честное слово.
А добро, сделанное втайне, отплатится явно.
Ученик.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Учитель. Да, много дел ждет вас во взрослой жизни, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей, поднимают им настроение, делают их веселыми.
Учитель. Я предлагаю вам подвести итог и проверить себя: добрый ли вы человек. Перед вами тест (см. ниже). Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: "да" или "нет". А сейчас в заключение нашего классного часа Павлик подарит вам конверт со словами, которые он полюбил, и они очень помогли ему в жизни. Дома вы заглянете в этот конверт и прочитаете эти слова, и постарайтесь ими пользоваться в дальнейшей вашей жизни.
ТЕСТ.
- У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить всё, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?______________________________________
- Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?____________________________________________________
- Твой партнёр плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?___________________________________________________________
- Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?_____________________________________________________
- Часто ли ты используешь злые шутки?_______________________________
- Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?_________________________________________________
- Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?__________________________________________
- С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?_________________________________________________________
- Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?_____________________________________________________
- Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?___________________________________________________
- Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев. например)?______________________________________________________
- Станешь ли ты передразнивать кого-то. чтобы развеселить своих друзей?_________________________________________________________
Подсчёт очков.
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,3,4,7,11 и за отрицательный ответ на вопросы:2,5,6,8,9,10,12.
Результаты:
Больше 8 очков.
Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков.
Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков.
Тебе предстоит сложная работа над собой.