"Великая цель образования - это не знания, а действия" Герберт Спенсер
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями.[4] Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений." Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования".[7]
Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас". Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.[1]
Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.
С другой стороны, изучение иностранных языков - важнейшая тенденция современного профессионального образования, целью которого является воспитание человека, способного к деятельности в огромном потоке информации, умеющего работать с разнообразной литературой, осваивать новые технологии и перед преподавателем стоит цель развития творческих способностей детей как составной части развития их творческого мышления. [2] Если эта цель будет достигнута, то будут решены многие задачи обучения, ученики получат прочные и осознанные знания, научаться самостоятельно их добывать и применять на практике. В связи с этим вопросы стимулирования интереса учащихся к изучению иностранных языков и определения роли творческой самостоятельной работы учащихся в их изучении находятся в центре внимания преподавателей иностранных языков нашей школы. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
В современной школе необходимо использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности. Современные инновационные технологии обучения, на наш взгляд, являются наиболее актуальными способами решения поставленной задачи. Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых. Именно такие технологии, направленные среди прочего и на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подхода, применяются в нашей школе.
В практике преподавания иностранных языков, тесно связанной с привнесением в образовательную деятельность новых методик, нами активно используются:
- проектные технологии;
- информационные технологии;
- технологии языковых портфелей;
- технология драматизации
- межпредметная интеграция.
Мы не будем подробно останавливаться на каждой из этих технологий, поскольку об актуальности применения каждой из них написано немало трудов, но отметим лишь одно: практика показала, что целесообразно их комплексное, интегративное использование. В этом случае, педагогу удастся достичь главной цели- не накопления у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становления личности, ее "самостроительство" в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
При использовании проектной технологии обучения, ИЯ становится процессом самостоятельного автономного овладения системой учебной познавательной деятельности. Проектное задание, которое даётся на группу обучаемых, непосредственно связывает овладения определённым предметным знанием с реальным использованием этого знания. Комплексный интегративный характер проектной работы позволяет ученикам выстраивать единую картину мира, собирая для этого ранее полученные знания и навыки и приобретая новые. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым, личностно-мотивированным.
Творческие задания по проекту предполагают нахождение через Интернет информации, её креативное преломление для поставленной цели; для отработки конкретных языковых умений и навыков предлагается работа с языковым портфелем (заполнение языкового паспорта, биографии, досье, что поможет осуществить мониторинг автономной учебной деятельности и получить представление об уровне владения языком. Технология драматизации на завершающем этапе позволяет детям продемонстрировать не только свой творческий потенциал, но и уже полученные и отработанные знания, умения и навыки.
Результаты проведенных мониторингов, подтвердили факт эффективности использования проектной методики и технологии драматизации в деле повышения уровня мотивации и соответственно качества знаний учащихся Использование компьютерных технологий при изучении языка и интерес, проявленный учениками (особенно старшей школы) к попытке проявить себя в написании их первых научных работ, используя средства интеграции с информационными технологиями, был огромен.
Компьютерные технологии - это единый образовательный процесс, основанный на междисциплинарном нетрадиционном содержании, формах и средствах обучения. Здесь на передний план выступает информатизация образования, суть которой в том, что для обучаемого становится доступной большая по объёму информация, представленная в базовых данных, компьютерных программах, различной справочной литературе. Информационные технологии в обучении создают принципиально новую ситуацию в плане формирования автономности обучаемого в процессе изучения ИЯ. С возможностью выхода в Интернет усилилась мотивационная основа языковой учебной деятельности, как например, при установлении прямых контактов с корреспондентом. В 1990-х г.г. в Германии начали практиковать обучение в парах американцев и немцев, изучающих английских язык. На занятиях в условиях мультимедиа - образовательных технологий студенты получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью, составляют сценарии, пишут статьи, проводят телемосты.
Отработка различных навыков, в т.ч. и лексических, грамматических, навыков говорения производится в рамках как написания различного рода работ, так и при непосредственном участии носителей языка. Подобные мероприятия уже дважды проводились у нас в школе и имеют высокую оценку со стороны представителей Британской школы и представителями Оксфордского университета, которые пребывали с визитами в нашей школе. В ходе таких занятий, дети получали бесценный опыт работы как в команде , так и опыт персонального общения если так можно выразиться с "другой культурой".
Языковой портфель рассматривается в современной концепции обучения, как важнейший инструмент формирования автономности обучаемого. В основу идеи разработки языкового портфеля заложено соотнесение российской системы требований к уровням владения иностранным языком с общеевропейскими системами, что является шагом, ведущим к созданию единого общеевропейского образовательного пространства. Языковой портфель содержит лингвистический компонент (знание фонетических, лексических, грамматических и стилистических закономерностей изучаемого языка), социокультурный компонент (страноведческие реалии, национальные традиции, ритуалы, обычаи, принятые образцы и формы речевого общения), прагматический компонент (прагматические параметры высказывания, т.е. адаптация к предмету ситуации, типу адресата, условиям ситуации). Языковой портфель функционален по многим параметрам, и прежде всего, как фактор, стимулирующий автономное непрерывное изучение языков и способствующий развитию многоязычия. Эта технология имеет инновационный характер. Обучаемым интересно определить и оценить свой качественный уровень владения ИЯ, преподавателя - выявить всё новые уровни владения ИЯ и давать им качественную оценку.
Разработка портфолио ученика для 5-6 классов явилась началом работы над языковым портфелем для старшей школы, которую планируется закончить чуть позже. Отметим, что ученики с огромным энтузиазмом отнеслись к возможности заполнения такого рода дневника самоконтроля, что естественным образом так же повысило мотивацию детей к изучению языка.
Нашими учителями проводился ряд уроков, которые демонстрировали основные моменты отработки этапов проектной технологии, над которой мы работали с учащимися разных классов, начиная от проверки уровня остаточных знаний до момента составления их собственных проектов и их защиты. После чего следовал занятия, направленные на отработку и закрепление полученных лексических и грамматических знаний. В итоге, конечным продуктом такой деятельности явилась отработка технологии драматизации, когда учащиеся 5 класса представляли постановку сказки на английском языке к новому году.
Разработка интегрированных уроков, в том числе основанных на идеях "учеников", а в последствии и их собственные разработки уроков, служат не только мощным средством к повышению их мотивированности, но так же преследуют цель достижения интеграции между учебными предметами, что так же можно назвать инновационными технологиями в преподавании.
Осмысление учащимся как субъектом образовательного процесса собственных целей, ценности своих замыслов для личного продвижения в последовательности сменяющих друг друга проектов должно способствовать превращению рутинной деятельности на уроках в систему творческих проектно-деятельностных программ особого рода. Множественность видов деятельности, а главное - переходы между различными по типу регламентации и типу ответственности видами деятельности, создают условия для развития у детей способности: выделять собственную цель, соотносить поставленную цель и условия ее достижения, строить программу действий в соответствии с собственными возможностями; различать виды ответственности внутри собственной учебной работы, что является условием формирования учебной самостоятельности учащихся. [6]
Список литературы.
- Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
- Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. - Ижевск: Удмуртский университет. 2000
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс. 1996
- Дьюи Дж. Школа будущего. - М.: Госиздат. 1996
- Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. - М.: Педагогика. 2000
- Имакаев В.Р. Образование и ось времени // Философия образования и реформа современной школы. - Пермь. 2002
- Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. - М.: Педагогика. 2001, №2