Цели:
- добиться усвоения основных характеристик вращательного движения (центростремительное ускорение, центростремительная сила, линейная и угловая скорость, период и частота), выделить особенности криволинейного движения;
- развить навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы на примере работы с иллюстрациями и демонстрацией учебного материала; логического мышления при постановке и решении учебных проблем;
- подготовить к аттестации по предмету;
- добиться понимания диалектического характера законов природы и процесса познания на примере формулирования определений, выяснения связей между величинами.
Средства обучения: компьютер, мультипроектор, презентация к уроку, раздаточный материал.
В механике примеры учат не меньше, чем правила. И. Ньютон
1. Вводная часть. Актуализация знаний.
Слайд 3 Юмористический рисунок. Представление криволинейного движения.
А если серьёзно, то и в заданиях ЕГЭ встречаются вопросы, требующие знаний особенностей криволинейного и прямолинейного движения.
Слайд 4, 5 Задания из вариантов государственного тестирования (если дети внимательно читали §18, то могут ответить на вопросы).
Вы сможите ответить на вопросы, изучив материал сегодняшнего урока.
2. Объявление темы и целей урока.
Слайд 6, 7 Работа в тетрадях(дети записывают тему урока)
Приведите примеры движения тела по окружности, с которыми вы уже встречались.
Слайд 8 некоторые примеры движения тела по окружности.
В любой точке криволинейной траектории существует скорость и сила, как они направлены?
Слайд 9 (рис. 33 учебника стр. 67)
Записать в тетрадях. Вывод: скорость – по касательной к траектории, а сила – к центру, т.е. к точке О.
3. Изучение нового материала.
Работа с учебником (§19) Вывод: значит, мгновенная скорость в любой точке криволинейной траектории направлена по касательной в этой точке (подчеркнуть эти слова в учебнике, повторить несколько раз).
Изучение криволинейного движения сводится к изучению движения тела по окружности.
Слайд 10 Пример движения тела по окружности.
Рис. 38 стр.69 Что мы замечаем? Вывод: направление движения частиц совпадает с касательной к окружности.
Скорость величина векторная? Чем характеризуются векторные величины?
Вывод: модулем и направлением (подчеркнуть в учебнике).
Слайд 11 рассмотрим рис.39 на стр. 70.
Объяснение учителем материала.
Слайд 12
Слайд 13 Посмотрим видиофрагмент. Ответить на вопрос: от каких величин зависит центростремительное ускорение и как зависит?
Слайд 14 Работа с формулой (записать в тетрадь). Закрепить зависимость: если скорость увеличивается в 2 раза, в 4 раза, как изменится ускорение?
Если радиус увеличится в 2 раза, уменьшится в 4 раза, как изменится ускорение?
Слайд 15 В каком случае центростремительное ускорение наибольшее 1, 2, 3?
Объяснить почему.
Слайд 16 А куда направлена сила? Как она называется?
Зачитать вывод на стр. 72 Как находится модуль силы?
Слайд 17 Посмотрим видиофрагмент.
4. Дополнительная информация. Объяснение учителя. Работа детей с тетрадями.
Движение тела по окружности с постоянной скоростью
Тело делает один оборот, путь – длина окружности
Cлайд 18 Определение периода и частоты вращения
, - линейная скорость
Слайд 19 Итоговая таблица формул. Проследить зависимость величин.
5. Слайд 20 Ответить на вопрос задания ЕГЭ.
6. Итог урока. Какие новые знания вы получили на уроке?
7. Д/з. §19 упр. 18 (1, 2).
8. Проверка знаний и закрепление знаний. Тестирование (раздаточный материал).
Слайд 22, 23 Резервное время.
Самопроверка и самооценка знаний учащимися (2 варианта, 5 вопросов).
И тут в мой разум грянул блеск с высот,
Неся свершенье всех его усилий. А. Данте
Литература
1. Учебники “Физика-9” А.В. Перышкин, М.М. Балашов, Н.М. Шахмаев.
2. Законы физики Б.Н. Иванов.
3. Задания ЕГЭ.
4. Поурочные разработки по физике В.А. Волков.
5. Мультимедийное учебное пособие нового образца (физика, основная школа 7-9 кл. часть 2).
Приложение 1 (видео)
Приложение 2 (видео)