Интегрированный урок обучения грамоте, развитию речи и технологии в 4-м классе по теме "Согласные звуки [з], [з']. Зимние картины" (школа-2100)

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

- познакомить с новыми согласными звуками [з],[з'], буквой З; – продолжить формирование представления о сезонных изменениях природы, занятиях и забавах людей зимой;

- продолжить работу по формированию:

а) фонематического слуха учащихся;

б) умения анализировать и характеризовать звук; в) плавного слогового чтения;

г) умения отвечать на вопросы учителя;

д) коммуникативных качеств личности, дисциплины учебного труда, ответственность за результаты своего труда;

- развивать творческое воображение и мелкую моторику рук.

Общие понятия: признаки зимы, погода зимой, осадки зимой, животные зимой, зимние забавы людей; буква, звук, звуковая схема, симметричные фигуры.

Оборудование урока: презентация к уроку, картины с изображением зимнего леса, зимних детских забав, зверей в лесу, карточки игры “Лото” и “Наборщик”, звуковики, контуры деревьев для симметричного вырезания, ножницы, фон для аппликации.

Форма организации: интегрированный урок.

Этап урока Ход урока
учитель
Ход урока
ученики
Примечания
1 Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Вижу класс мой хоть куда!
Сядьте ровно, ножки вместе,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.

- Тему сегодняшнего урока я вам пока не скажу, пусть это останется тайной. А хотите разгадать эту тайну?

Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется “Наборщик”.

У вас на столах есть карточки со словами, переставьте в них буквы так, чтобы получились слова. Прочитайте их.

- К какому времени года относятся эти слова?

Учащиеся читают карточки, переставляют буквы, получают слова и читают их.

Ответ учеников: к зиме.

Слайд № 2. Презентация

Получаются слова: ветер, санки, лыжи, мороз, гололед, сугроб, коньки.

2 Итак, мы сегодня восхищаемся с вами красотами зимы! (учитель читает стихотворение и показывает иллюстрации)

У дедушки Года, у старого деда,
Есть внучки четыре прекрасные девы.
Садись поудобнее, слушай, дружок,
Про каждую внучку послушай стишок. Зима

Как старшая внучка красива собою!
Зовется Зимою, Зимой ледяною!
Лицо белоснежно и волосы белые,
Всю сахарной, снежной Зима землю делает.
Как только пора для Зимы заступает,
Свои сундучки она вновь открывает.
Есть пять ледяных у нее сундуков:
В одном спит метель – это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин – стеклянных горошин,
А в третьем спит вьюга, в четвертом – снежинки
И иней в последнем- в хрустальной корзинке.
И эти богатства Зима всем раздарит.
Украсит леса, с Новым годом поздравит.
Оденет деревья в хрустальный наряд,
Который сверкает и радует взгляд!

(Е.Ртищева)

- Что вы представляете себе, когда я произношу слово ЗИМА?

А у кого из ребят зима – это самое люмое время года?

Ответы учеников

 

 

 

Ответы учеников

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Учитель вывешивает на доску картинки с изображением зимы и зимних развлечений.

3 Знакомство с новыми звуками [з],[з']

- Выделите первый звук в слове

ЗИМА, дайте характеристику звуку. Для этого откройте конверты со звуковиками и оденьте их.

Повторите за мной чистоговорку с новыми звуками [з], [з'].

Звонко лес звенел зимой.
Заяц бегал под сосной.
Заяц звал своих зайчат.
Зайцы завтракать хотят.

Проводится игра “Лото”

У вас на столах карточки желтого цвета, на которых написаны слова и звуки. Прочитайте их и выполните мое задание:

- выйдите к доске те ребята, у которых на карточке написаны звуки;

- выйдите к доске те ребята, у которых в словах на карточке звук твердый.

- выйдите к доске те ребята, у которых в словах на карточке звук твердый.

- почему к доске вышли не все ребята?

Учащиеся достают звуковиков, анализируют звук и одевают его.

Учащиеся повторяют за учителем и выделяют новые звуки

К доске выходят два ученика со звуками [з] и [з'].

Учащиеся читают свои слова и объясняют правильность выбора

Учащиеся читают свои слова и объясняют правильность выбора

Не во всех словах дети обнаружили изучаемый звук.

На доске висит большой звуковик, с помощью которого ученик дает характеристику звука.

Слайд № 6

Проблемно-поисковое чтение

Взаимопроверка в парах

4 Обогащение словарного запаса слов детей.

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес.
Где много всяких сказочных чудес.
Где замела метелица дорожки,
Где косолапый мишка спит в берлоге.
Где в ледяном дворце живет сама
Красавица – волшебница Зима.

Давайте представим, что вы очутились в зимнем лесу и попробуем наши чувства выразить красивыми словами.

Зима какая? волшебная, пушистая, чудесная, студеная, вьюжная и т.д.

Зима что сделала? пришла, украсила, заколдовала, покрыла, налетела и т.д.

А в какие зимние забавы вы любите играть?

Перечеркнут снег лыжней.
Тонкий и прямой.
До чего у нас в краю
Хорошо зимой!
Интересно резать лед
Звонкими коньками,
Сбросив варежки, лепить
Мокрый снег руками.
Ледяную крепость брать
В жарком поединке,
Чтобы вам за воротник
Сыпались снежинки.
Вместе с нами бой ведут
И девчонки тоже
На снегурочек они
В зимний день похожи!
И на солнце блещет лед
Весело и строго.
И зовет тебя вперед
Зимняя дорога!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Я мороза не боюсь,
Я с ним крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть

У учащихся на столах конверты с карточками, на которых написаны красивые слова о зиме.

Дети их достают и читают.

Рассказы учеников.

Дети изображают движения на коньках, лыжах, игры в снежки и бросание их в цель.

Cлайд № 7

Cлайд № 8

Учитель читает стихотворение.

Cлайд № 9

Учитель изображает движения при катании на коньках, лыжах, Дети свободно передвигаются по классу. По команде возвращаются на свои места.

5

Творческая работа.

А сейчас я вам расскажу, как можно изобразить зимний пейзаж в аппликации. Для этого мы берем зимний фон и, используя прием симметричного вырезания, создаем собственный зимний пейзаж.

Учащиеся делятся на группы, выбирают понравившийся фон для будущей аппликации и вырезают контуры деревьев разной формы. Затем располагают детали на зимнем фоне и приклеивают их.

После проходит выставка получившихся работ. Каждая группа рассказывает о своем пейзаже у доски и дарит комплименты другим.

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами

Слайд № 10

6

Подведение итогов. Спасибо за урок! Рефлексия. Слайд № 11

Работы учеников 1-го класса