Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма.

Задачи:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
  • проверить сформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;
  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
  • воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование:

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;
  • карточки с образцами написания букв;
  • опорные карточки с определением работы “ь” знака в различных словах;
  • опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание мотивации на учебную деятельность.

Приветствие (дети декламируют, стоя).

В мир родного языка
Отправляемся мы снова.
И его большие тайны
Мы разгадывать готовы.

II. Чистописание.

Слово учителя.

Урок русского языка должен проводиться четко. Мы с вами сегодня будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Прослушайте первый инструктаж. Слушаем очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить.

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу.

Актуализация знаний.

Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?

Ученики: Шипящие согласные звуки.

Учитель: Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.

Ученики: [ч‘] [щ‘] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску).

Учитель: Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).

Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте еще вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами (ча, ща, чу, щу, жи, ши ).

На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.

• Ученики записывают слоги и сочетания с данными буквами. (Можно негромко включить музыку).

• Записать пословицу, красиво, каллиграфически. Объяснить орфограммы, вставить пропущенные буквы. Разъяснить смысл пословицы. Можно ли отнести эту пословицу к учебе? (Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).

Что п_сеешь, то и п_жнешь.

III. Обобщение знаний о мягком знаке.

Учитель: Прочитайте две другие пословицы.

• Ученье – путь к уменью.

• Ученье – луч света, а неученье – тьма.

Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком)

А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?

Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим для чего нужен “ь” знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.)

Задание 1.

Записать транскрипцию слов, объяснить работу “ь” знака в этих словах:

Тьма [т’ма] ученье [уч’эн’иэ]

Выделяем части слов, указать грамматические значения.

Ученики объясняют написание слов, работу “ь” знака. Оценивают свою работу. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на которой указана работа “ь” знака.

• тьма – “ь” - показатель мягкости согласного.

• ученье – “ь” – разделительный.

Обобщение: “ь” знак может выполнять в словах 2 работы:

• указывать на мягкость предыдущего согласного;

• предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;

Задание 2.

Записать слова, распределив их в 2 группы в зависимости от работы “ь” знака.

К _ н_ки, в_р_б_и, учит_л_, с_л_в_и, п_л_то, к_ртоф_л_.

IV. Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Учитель: В какую группу вы запишите слово речь? Почему? Для чего в нем пишется “ь” знак? Наблюдение над словом.

На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный). Если я закрою “ь” знак, слово произнесется так же, как и с “ь” знаком.

Нужен ли “ь” знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

Значит, это какая-то новая работа “ь” знака. Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.

• Тьма – ночь

• Спокойствие – тишь

• Ребята – молодежь

• Поддержка – помощь

С данными словами проводится аналогичная работа.

Вывод: “ь” знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [Ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.

V. Возникновение проблемной ситуации.

Постановка проблемы учащимися и ее фиксация с помощью знака вопроса.

Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется “ь” знак)

На доске:

• ?

• Речь

• Помощь

• Тишь

• Молодежь

• ?

Учитель: Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч?)

Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется “ь” знак, а в других не пишется)

VI. Открытие детьми нового знания.

Работа в группах.

Учитель: Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя еще одну инструкцию, обсудив проблему, выполните задание.

Алгоритм исследования:

1. Прочитайте слово.

2. Определите часть речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слова?

4. Определите грамматические значения слов.

5. Определите, на какие группы можно распределить слова.

6.Запишите слова, распределив их в группы.

7. Понаблюдайте, где пишется “ь” знак, где не пишется.

8. Сделайте вывод.

Слова на карточках:

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, брошь.

Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце “ь” знак не пишется. Это орфограмма.

Какова же работа “ь” знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род)

Есть “ь” знак после шипящего – ж. р., нет “ь” знака – м. р.

Как это показать схемой?

Обсуждение. Выбираются варианты. Например:

VII. Физкультминутка.

Учитель: Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце. Если назову существительное женского рода, встают девочки. Если услышите существительное мужского рода, встают мальчики.

Слова: ёж, лещ, дичь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.

VIII. Работа с учебником (правило).

Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

Верный товарищ?, любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?.

(Записать словосочетания, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм)

Учитель: Какие слова нам оказывают помощь в определении рода существительных? (Прилагательные).

Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова.

3. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется “ь” знак;

б) не пишется “ь” знак.

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется “ь” знак;

б) пишется “ь” знак.

5. “ь” знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

в) на падеж.

Самооценка.

Проверка (взаимопроверка). На доске правильные ответы, дети проверяют. Оценивают (взаимооценка). Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.

IX. Практическая работа на карточках.

Индивидуальная работа. Разноуровневые задания.

I уровень: Прочитайте написанные слова. Вставь пропущенные буквы.

борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, дич…, лож…, уж…

II уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.кожаный ____, резиновый ____,золотая _____,острый_____,тёмная____.

(Слова для справок: нож_,плащ_,брош_,мяч_,ноч_)

III уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные скорая ____,дорогая____,железный_____,верный _____,глазной ______.

В конце урока собрать для проверки.

X. Разгадывание кроссворда (на доске).

Загадки.

1. Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. (Нож)

2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь)

4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь)

Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна. (Ночь. Звезды)

XI. Домашнее задание.

Стр.144, упр.3, правило.

XII. Итог урока.

• Что нового вы сегодня узнали о “ь” знаке?

• Что было легко? Что было трудно?

• Что понравилось?

• Кого из учеников могли бы отметить за помощь?

Рефлексия.

Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.

3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.