Цель: формировать навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма.
Задачи:
- познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
- проверить сформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- развивать память, мышление, внимание;
- воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
- воспитывать уважение к родному языку.
Оборудование:
- карточки с заданиями для исследовательской работы;
- карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;
- карточки с образцами написания букв;
- опорные карточки с определением работы “ь” знака в различных словах;
- опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание мотивации на учебную деятельность.
Приветствие (дети декламируют, стоя).
В мир родного языка
Отправляемся мы снова.
И его большие тайны
Мы разгадывать готовы.
II. Чистописание.
Слово учителя.
Урок русского языка должен проводиться четко. Мы с вами сегодня будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Прослушайте первый инструктаж. Слушаем очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу.
Актуализация знаний.
Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?
Ученики: Шипящие согласные звуки.
Учитель: Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.
Ученики: [ч‘] [щ‘] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску).
Учитель: Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).
Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте еще вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами (ча, ща, чу, щу, жи, ши ).
На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.
• Ученики записывают слоги и сочетания с данными буквами. (Можно негромко включить музыку).
• Записать пословицу, красиво, каллиграфически. Объяснить орфограммы, вставить пропущенные буквы. Разъяснить смысл пословицы. Можно ли отнести эту пословицу к учебе? (Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).
Что п_сеешь, то и п_жнешь.
III. Обобщение знаний о мягком знаке.
Учитель: Прочитайте две другие пословицы.
• Ученье – путь к уменью.
• Ученье – луч света, а неученье – тьма.
Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком)
А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?
Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим для чего нужен “ь” знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.)
Задание 1.
Записать транскрипцию слов, объяснить работу “ь” знака в этих словах:
Тьма [т’ма] ученье [уч’эн’иэ]
Выделяем части слов, указать грамматические значения.
Ученики объясняют написание слов, работу “ь” знака. Оценивают свою работу. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на которой указана работа “ь” знака.
• тьма – “ь” - показатель мягкости согласного.
• ученье – “ь” – разделительный.
Обобщение: “ь” знак может выполнять в словах 2 работы:
• указывать на мягкость предыдущего согласного;
• предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;
Задание 2.
Записать слова, распределив их в 2 группы в зависимости от работы “ь” знака.
К _ н_ки, в_р_б_и, учит_л_, с_л_в_и, п_л_то, к_ртоф_л_.
IV. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
Учитель: В какую группу вы запишите слово речь? Почему? Для чего в нем пишется “ь” знак? Наблюдение над словом.
На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный). Если я закрою “ь” знак, слово произнесется так же, как и с “ь” знаком.
Нужен ли “ь” знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
Значит, это какая-то новая работа “ь” знака. Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.
• Тьма – ночь
• Спокойствие – тишь
• Ребята – молодежь
• Поддержка – помощь
С данными словами проводится аналогичная работа.
Вывод: “ь” знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [Ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.
V. Возникновение проблемной ситуации.
Постановка проблемы учащимися и ее фиксация с помощью знака вопроса.
Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется “ь” знак)
На доске:
• ?
• Речь
• Помощь
• Тишь
• Молодежь
• ?
Учитель: Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч?)
Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется “ь” знак, а в других не пишется)
VI. Открытие детьми нового знания.
Работа в группах.
Учитель: Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя еще одну инструкцию, обсудив проблему, выполните задание.
Алгоритм исследования:
1. Прочитайте слово.
2. Определите часть речи.
3. Какие звуки слышатся на конце слова?
4. Определите грамматические значения слов.
5. Определите, на какие группы можно распределить слова.
6.Запишите слова, распределив их в группы.
7. Понаблюдайте, где пишется “ь” знак, где не пишется.
8. Сделайте вывод.
Слова на карточках:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, брошь.
Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.
Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце “ь” знак не пишется. Это орфограмма.
Какова же работа “ь” знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род)
Есть “ь” знак после шипящего – ж. р., нет “ь” знака – м. р.
Как это показать схемой?
Обсуждение. Выбираются варианты. Например:
VII. Физкультминутка.
Учитель: Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце. Если назову существительное женского рода, встают девочки. Если услышите существительное мужского рода, встают мальчики.
Слова: ёж, лещ, дичь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.
VIII. Работа с учебником (правило).
Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями.
Запись на доске:
Верный товарищ?, любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?.
(Записать словосочетания, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм)
Учитель: Какие слова нам оказывают помощь в определении рода существительных? (Прилагательные).
Тест (самостоятельная работа)
1. Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
б) 2 работы;
в) 1 работу.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
а) пишется между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова.
3. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется “ь” знак;
б) не пишется “ь” знак.
4. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется “ь” знак;
б) пишется “ь” знак.
5. “ь” знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
в) на падеж.
Самооценка.
Проверка (взаимопроверка). На доске правильные ответы, дети проверяют. Оценивают (взаимооценка). Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.
IX. Практическая работа на карточках.
Индивидуальная работа. Разноуровневые задания.
I уровень: Прочитайте написанные слова. Вставь пропущенные буквы.
борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, дич…, лож…, уж…
II уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.кожаный ____, резиновый ____,золотая _____,острый_____,тёмная____.
(Слова для справок: нож_,плащ_,брош_,мяч_,ноч_)
III уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные скорая ____,дорогая____,железный_____,верный _____,глазной ______.
В конце урока собрать для проверки.
X. Разгадывание кроссворда (на доске).
Загадки.
1. Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. (Нож)
2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь)
4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь)
Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна. (Ночь. Звезды)
XI. Домашнее задание.
Стр.144, упр.3, правило.
XII. Итог урока.
• Что нового вы сегодня узнали о “ь” знаке?
• Что было легко? Что было трудно?
• Что понравилось?
• Кого из учеников могли бы отметить за помощь?
Рефлексия.
Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.
3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.