Химия – это просто! Живые модели

Разделы: Химия


Добрый день! Хочу начать с того, почему мастер-класс имеет название «Химия – это просто! Живые модели».
Дети, когда у них проходит эйфория от первой  встречи с химией, на которой  как они считают, все должно взрываться и кипеть, теряют интерес, а затем химия для них переходит в разряд «трудных» предметов. Поэтому передо мной стоит задача мотивировать учащихся, чтобы они не потеряли интерес к предмету и сделать ее с помощью современных технологий, не игнорируя классические, интересной и «легкой».
Считаю, что очень важно на уроках развивать логическое и ассоциативное мышление детей, так как мы часто говорим с ними о том, чего они никогда не видели и не смогут увидеть. Для этого я использую так называемые «живые модели». Я это делаю так.

– Уважаемые коллеги! Если я говорю слово «яблоко», вы представили яблоко? Какое оно? (Ответы детей)
Ассоциации возникают разные: кто-то представил «шафран», кто-то «семеренко», у кого-то слюнки потекли, а кто-то сморщился – не любит яблоки.
Но общее одно – все представили яблоко, т.е. ассоциация присутствует. Какая ассоциация присутствует, если произнести слово «атом»?
Делаем вывод: что-то маленькое, круглое. А какая ассоциация возникает у вас при выражении «химическая связь», «химическая реакция», «химическое равновесие»? (Ответы детей)
Но я уверена, что через 20 минут мы с вами точно будем не только знать, но и Понимать понятия «атом», «химическая связь», «химическая реакция», «химическое равновесие» и даже будем управлять его смещением.

Сейчас мы с вами построим живую модель атома. Возвращаемся к нашей ассоциации: маленькое и круглое, т.е. частица. Но если она существует в материальном мире, то должна иметь …массу. Далее мы должны знать, имеет ли наш атом заряд?

Какие ассоциации возникают у вас при слове «заряд»? (Положительный, отрицательный…) А если заряда нет? (Нейтральный).

Все три ассоциации, возникшие в виде трех прилагательных, содержатся в определении «атом»: Атом – это нейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и вращающихся вокруг него отрицательно заряженных электронов. (Приложение 1. Слайд 2)

Живая модель атома: вызывается доброволец, ему дается табличка с надписью +Z и еще один участник для роли электрона. (электрон вращается вокруг ядра)
(Приложение 1. Слайд 3). Все атомы живут в доме, который 140 лет тому назад построил Д.И.Менделеев. Этот дом – периодическая система химических элементов, состоит из горизонтальных этажей. Их сколько?... вертикальных подъездов…сколько их?

Каждый элемент живет в определенном подъезде (группе), на определенном этаже (периоде), в квартире, которая имеет номер (порядковый номер). Например, определите адрес атома элемента водорода.

Очень интересная связь существует между адресом и строением атома. (Приложение 1. Слайд 4)
Водород живет  в квартире №1 – заряд ядра +1 и один электрон. Он живет на первом этаже – у него один электронный уровень. Он живет в первом подъезде – у него один электрон на единственном внешнем уровне.

Вывод: Порядковый номер показывает заряд ядра и число электронов. Номер периода – число электронных уровней.

Номер группы – число электронов на внешнем уровне.
Но все в мире стремится к стабильности: это закон диалектики. А что значит стабильность для атома? Это – завершенность внешнего уровня, т.е. 8 электронов на внешнем уровне.

Давайте посмотрим в периодическую таблицу. Какие элементы стабильны? (Ответы детей)
Но посмотрите сколько нестабильных! Это и является главной причиной образования молекул. Но что же происходит с атомами с незавершенным внешним уровнем? Как вы думаете?.....Они стремятся их завершить. Но как?

Принимая  или отдавая электроны друг другу. Отвлечемся от атомов.

Мы с вами все отличаемся по физической силе. Нужны 2 добровольца.
Перетягивание каната. Три варианта. (Приложение 1. Слайд 5). Итак, мы с вами вывели три варианта. Так и атомы химических элементов занимаются перетягиванием каната, т.е. электронов. Но как можно определить силу атомов? Для этого существует шкала Полинга. (Приложение 1. Слайд 6)
Итак, мы узнали, что такое атом, атомы образуют молекулы, а молекулы уже взаимодействуют друг с другом, т.е. вступают в химические реакции. У нас выстраивается логическая цепочка. И вот теперь мы построим живые модели некоторых реакций. Приглашаются 2 участника.

У вас 2 электрона и у вас 2 электрона, есть возможность образования двойной связи. Вы любите яблоко? Что нужно сделать, чтобы взять яблоко? Правильно, надо разомкнуть одну связь и взять яблоко. А это в химии – реакция присоединения.
А может вы больше любите груши? Что надо сделать, чтобы взять грушу? Правильно, заменить яблоко на грушу. А это в химии – реакция замещения.

Очень много понятий из курса физики, математики переносятся в химию, например, скорость химической реакции. И говорят, что наступает такой момент, когда скорость прямой реакции становится равна скорости обратной, т.е. наступает химическое равновесие. И это равновесие можно смещать в ту или иную сторону с помощью принципа Ле Шателье. Факторов, смещающих  равновесие несколько, но мы остановимся только на одном – температурном – и посмотрим это опять же на живых моделях.
Приглашается 1 участник.

Вы – равновесная реакция. Вам комфортно – ваша прямая реакция идет с выделением теплоты, обратная – с поглощением теплоты. (Приложение 1. Слайд 7 ) И вдруг выглянуло солнце, температура повысилась, вам очень жарко, но слева от вас комната с вентилятором, а справа – комната с камином. Куда вы побежите? Конечно же в комнату с вентилятором, т.е. при повышении температуры равновесие смещается в сторону эндотермического процесса. Вдруг температура понизилась, вам очень холодно, куда вы побежите? В комнату с камином! А это на языке химии звучит: при понижении температуры равновесие смещается в сторону экзотермической реакции.
(Приложение 1. Слайд 8) Надеюсь, что предложенные живые модели сработали. Предложенный подход может быть реализован на уроках физики, биологии, экономики и т.д..
А я постаралась реализовать принцип мастер-класса: «Я знаю как это делать. Я научу вас».