«С последней трети 20 века общество в развитых странах мира все чаще называют информационным. Сегодня это утверждение превратилось в тезис…»
Меняется и содержание понятия «образование» с позиций современности. Образование начинает выполнять новую миссию. От концепции «хорошее образование на всю жизнь» общество переходит к пониманию необходимости образования через всю жизнь. Технологические и информационные изменения в мире происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного самосовершенствования и развития.
По мнению ведущих специалистов в области разработки национальных стандартов школьного и вузовского образования в странах Европейского и мирового сообщества, можно выделить пять базовых компетенций, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества:
– социально-политическая, информационная, коммуникативная, социокультурная, готовность к образованию через всю жизнь.
«Одной из ведущих целей современного образования должно стать повышение уровня информационной компетентности учащихся на всех его ступенях…»
Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, а также компьютерно – экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдаётся Интернет.
Используя информационные ресурсы сети Интернет на уроках иностранного языка, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества.
Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определённые особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участие в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особой подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому языку. Целесообразно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.
Богатым источником ресурсов на изучаемом языке, об иностранном языке и о культуре страны изучаемого языка становятся интернет-ресурсы.
Перед учителем и учащимися встаёт проблема отбора ресурсов, т.к. часто представлена лишь одна позиция одной из сторон обсуждаемого социального вопроса. Возникает первая педагогическая проблема – учащиеся нуждаются в овладении умениями правильно и эффективно производить отбор материалов всемирной паутины. Критериев, которым должен соответствовать материал, прежде чем он будет размещён в сети Интернет, нет. Важно научить школьников оценивать получаемую информацию и источники.
Дети учатся проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи.
Образовательный потенциал нового технического средства обучения эффективно используется на уроке иностранного языка в осуществлении наглядной поддержки обучения речи. Примером тому служит использование презентации Power Point, преимущества которой можно отметить в:
- сочетании разнообразной текстовой, аудио – видеонаглядности;
- презентация – как своеобразная интерактивная мультимедийная доска, которая позволяет наглядно семантизировать новый лексический и грамматический материал, осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
- возможности управления вниманием учащихся за счёт эффектов анимации и гиперссылок;
- поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
- формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.
Отличие презентации Power Point от традиционных средств наглядности в том, что она:
- интерактивна (способна изменяться и реагировать на действия пользователя)
- мультимедийна (используется комплекс эффектов: текст, звук, графика)
- информация представлена комплексно (возможность управления показом презентации в различном режиме).
С внедрением информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения заметно возросла мотивация к предмету. Ученики получили возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идёт гораздо быстрее и легче. Успешно используется индивидуальная форма работы. Компьютер дает возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над грамматическим материалом под руководством учителя или без него. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Используя информационно-коммуникативные технологии на уроках, удаётся включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда, нацелить ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволяет:
- создавать благоприятные возможности для овладения учебным материалом на основе принципа наглядности, реализующегося благодаря широким возможностям ИКТ – цвет, видео, графика, музыка, рисунки и т.д.;
- индивидуализировать учебный процесс;
- пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентические тексты из страны изучаемого языка;
- знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения в различных условиях общения;
- усиливать мотивацию.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий не исключает традиционные методы обучения. Они гармонично сочетаются с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет многократно повысить эффективность обучения, качество обучения и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.
Литература:
1. Бершадский, М. Информационная
компетентность.//Народное образование. – 2009 – №4.
– с.139
2. Браун, Д.Р. Модель решения проблем для
развития информационной грамотности:
комплексный подход.//Библиотека в школе – 2006. –
№22 с. 6 – 11
3. Ермаков, Д. Информатизация образования и
информационная компетентность
учащихся//Народное образование – 2009. – №4
4. Сысоев, П.В. Концепция языкового
поликультурного образования. – М.: Еврошкола, –
2003
5. Пассов, Е.И. Классификация упражнений при
обучении говорению//Иностранные языки в школе –
1977 – №5