Основная цель образования – это развитие всех способностей человека путем формирования у него умений, необходимых для исполнения различных функций – приобретения знаний, самовыражения, развития социальных связей и умения действовать.
Дополнительное образование, организованное в объединениях декоративно-прикладного творчества позволит обеспечить как детям, так и родителям доступ к тем культурным ценностям, которые, с одной стороны, не охвачены базовым образованием, а с другой, – конкретизируют и расширяют, углубляют и интегрируют применение знаний и отработку умений в активной социально-практической деятельности.
Основой образовательной деятельности объединений декоративно-прикладного искусства является возрождение духовного наследия народа, сохранение и развитие художественных традиций. Художественные промыслы и древние ремесла рассматриваются как часть материальной и духовной культуры народа.
Воздействие народного и декоративно-прикладного искусства на растущего ребенка многопланово; оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного, стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе.
Через художественные образы и предметный мир декоративно-прикладного искусства детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций, и обычаев. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение их создавать своими руками имеют большое значение для воспитания у них здорового нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда. Гуманизм и жизнеутверждающая сила народного искусства, чистота его образов и сюжетов, поэтический язык орнамента уникальность технических приемов, доступность восприятия во многом способствует формированию мировоззрения детей, их созидательному отношению к окружающему миру, определению своего «Я» в жизни.
Сочетания базового школьного образования с дополнительным образованием является основным условием удовлетворения постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей. Такое образование создает возможности ситуации успеха для каждого ребенка, что благоприятно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.
Работа в объединениях по интересам, создают условия для свободного самовыражения, способствует познанию нового, желанию творить.
ВЯЗАНИЕ один из самых старинных, интереснейших и полезных видов декоративно-прикладного искусства. Он существует более трех тысячелетий. Техника вязания прошла через века, а в наше время получила большое развитие и стала одним из любимейших занятий рукодельниц. В настоящее время искусство вязания крюком применяется для изготовления и оформления одежды и декора интерьера жилища. Вязаным кружевом можно украсить платье, блузку, юбку, носовой платок, можно связать воротник, шаль, шляпу, а для интерьера комнаты – занавеску, дорожки, наволочки и т.д.
Приобщение детей к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.
Программа предусматривает обучение детей с 8-9 лет и старше. Основной блок в программе составляет вязание, но кроме этого в нее включены другие виды рукоделия: это вышивка, шитье, и плетение изделий на различных приспособлениях. Взаимосвязь и взаимное дополнение этих видов деятельности в изготовлении изделий народного творчества очевидна и неразделима. Например, изготавливая рушник необходимы навыки вязания, вышивки и шитья. Или изготавливая вязаную одежду необходимы навыки снятия мерок, построения чертежа выкройки, навыки ручных и машинных работ для обработки и соединения деталей. Оформляя готовое вязаное изделие можно использовать новые знания по плетению и вышивке для декора и дополнения.
Рассчитана программа на несколько лет обучения:
1-й год обучения – 4 часа в неделю – 2 занятия по 2
учебных часа,
2-й год обучения – 5 часов в неделю – 2 занятия по
2,5 учебных часа,
3-й год обучения – 5 часов в неделю – 2 занятия по
2,5 учебных часа.
Одновременно в группе могут заниматься 8-10 человек (в зависимости от количества посадочных мест), объединенных одними интересами. Лучше если это будут дети примерно одного возраста, в этом случае легче учитывать возрастные особенности детей.
Первый год обучения учащихся можно назвать подготовительным (начальным) периодом. Учащиеся знакомятся с различными материалами, инструментами, оборудованием; с различными видами художественного мастерства – вязанием, вышивкой, шитьем, осваивают способ вязания на маленьком станочке, а также учатся плести на руках и изготавливают небольшие изделия в каждой из этих техник; обучаются безопасным приемам труда; учатся организовывать свое рабочее место.
Включение в программу элементов вышивки, плетения, шитья расширяет и разнообразит возможности учащихся. Стимулирует поиск новых творческих идей.
Особое место на этом этапе уделяется индивидуальному подходу к способностям и возрастным психологическим особенностям каждого учащегося.
Содержание этого года обучения в программе описано подробнее.
На втором году обучения учащиеся совершенствуют технологические приемы, осваивают вязание по кругу и декоративное вязание с применением различных дополнительных материалов. Расширяют знания в технике филейного вязания, вязания на вилке и станке. Знакомятся с новой техникой плетения. Знакомятся с новыми видами декоративных швов для вышивки и шитья.
На третьем году обучения учащиеся совершенствуют ранее изученные техники. Занимаются построением выкроек и вязанием по ним. В курс третьего года обучения включены новые техники: ирландские и бельгийские кружева, которые ценятся из-за своей красоты в современном рукоделии. Освоение этих техник обусловлено тенденциями современной моды и расширяет возможности учащихся, позволяет им полнее и разнообразнее использовать новые знания и умения для воплощения своих творческих идей.
В течение всего курса учащиеся знакомятся с компьютерными новинками. Работа на компьютере с новой информацией, новой программой активизирует познавательную и практическую деятельность учащихся.
Программа содержит в себе теоретические и практические рекомендации. Большое место уделяется индивидуальному выполнению практических работ, что способствует общему развитию, развитию творческого мышления, формированию эстетического вкуса.
Возможность индивидуального подхода в обучении позволяет найти для каждого учащегося оптимальный курс прохождения обучения.
В процессе всего обучения учащиеся принимают участие в различных выставках, что наряду с периодической диагностикой является одной из форм контроля, направленной на повышение творческой познавательной активности, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Весь процесс обучения по данной образовательной программе построен на основе следующих педагогических принципов:
- включение детей в активную творческую деятельность;
- добровольности и доступности, т.е. учета возрастных психолого-физиологических особенностей детей;
- системности и последовательности;
- построение обучения не только от простого к сложному, но и от общего к конкретному;
- упражнений и повторений, а также связи теории с практикой;
- обучения и учения;
- наглядности;
- сознательности, активности и самостоятельности.
Помимо основного обучающего курса в программу включен блок воспитательной работы с детьми и с родителями.
Программа предполагает тесное сотрудничество с родителями, так как поддержка родителей и материальная, и моральная, конечно способствует поддержания устойчивого интереса детей к деятельности. Работа с семьей предусматривает следующие мероприятия: знакомство с родителями, родительски собрания, индивидуальные беседы, участие родителей в мероприятиях, выставках, итоговых занятиях. Разнообразные формы взаимодействия с семьей способствуют укреплению семейных отношений, формированию общности интересов детей и родителей, служат эмоциональной и духовной близости, что играет важную роль в воспитании гармоничной личности ребенка и в значительной степени повышает социальное значение института семьи.
Кроме этого в программу включен блок учебно-воспитательных мероприятий.
Реализация данной программы позволит каждому, шаг за шагом ознакомиться и освоить данные виды рукоделия, приобщиться к тому богатому культурному наследию, созданному нашим народом, обогатиться нравственно и духовно, научиться организовывать свою творческую деятельность, а это в дальнейшем поможет реализовать себя и адаптироваться в современных условиях.
Задача данной программы сохранять и преумножать традиционную культуру через познание и освоение традиционных ремесел, изучение обычаев, праздников.
Цель данной образовательной программы:
- формирование у подрастающего поколения духовно-нравственного отношения к окружающему миру, устойчивого интереса к национальной культуре путем приобщения к ее истокам средствами декоративно-прикладного искусства;
- воспитание и формирование у детей творческого отношения к труду, эстетического вкуса, трудолюбия;
- ознакомление и освоение техник вязания и
некоторых техник вышивки и плетения;
ознакомление и освоение ручных и машинных работ; - развитие разносторонних качеств личности и способности к адаптации в изменяющихся социально-экономических условиях.
Освоение программы предполагает решение образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Образовательные задачи:
- дать теоретические и практические знания в изучении истории, видов и техники вязания, вышивки, плетения;
- дать теоретические и практические знания в области выполнения швейных работ;
- научить пользоваться инструментами, приспособлениями, материалами, оборудованием необходимыми в работе;
- обучить изготовлению изделий в выбранной технике;
- научить пользоваться литературой, использовать новые компьютерные технологии;
- учить детей самостоятельно выполнять изделия, применяя полученные знания и умения.
Воспитательные задачи:
- воспитание уважительного и бережного отношения к традиционной народной культуре, к творчеству народных мастеров;
- воспитание волевых качеств личности, трудолюбия, усидчивости;
- воспитание уважения и терпимости друг к другу, чувства коллективизма;
- воспитание эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, желания и умения ее преобразования по законам красоты и гармонии.
Развивающие задачи:
- развитие интереса к рукоделию как составной части отечественной бытовой и художественной культуры;
- побуждение к совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми;
- развитие осознанной потребности у учащихся в здоровом образе жизни.
Данная программа нарабатывалась и апробировалась на базе Центра дополнительного образования детей в течение восьми лет. Результативность ее велика. В течение всего курса обучения учащиеся показывают высокий уровень теоретических знаний и практический умений. Показывают высокие результаты на различных городских окружных и областных выставках.
2008 год
- городская выставка «Чудо своими руками»: два диплома первой степени, четыре диплома второй степени, один диплом третьей степени;
- окружная выставка «Подарок Деду Морозу»: два диплома победителя;
- областная выставка «Учитель и ученик»: один диплом победителя
2009 год
- городская выставка «Чудо своими руками»: шесть дипломов первой степени, пять дипломов второй степени, четыре диплома третьей степени.
2010 год
- городская выставка «Чудо своими руками»: два диплома первой степени, три диплома второй степени, четыре диплома третьей степени
- городской конкурс «Весенний вернисаж»: один диплом первой степени.