Цели:
- систематизация знаний учащихся основных понятий классов неорганических веществ, умение составлять формулы веществ, классифицировать их;
- развитие мыслительных процессов, навыков самоанализа и самоконтроля;
- привитие интереса к предмету, формирование навыков, взаимопомощи и сотрудничества, воспитание культуры общения.
Оборудование и реактивы:
- компьютер
- проектор
- презентация
- на столах у учащихся задание №1, 2, 3, 4 для работы в группах; технологические карты для групп для проведения исследования.
- набор реактивов, пробирок
- кружочки: красный, желтый, зеленый для оценки эмоционального состояния учащихся во время урока.
Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, исследовательский.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, я, Марина Васильевна! И я очень рада нашей с вами встрече. Ребята, посмотрите на доску. Что это? (Приложение 2, слайд 1). Правильно. Это перечень химических формул.
II. Химическая разминка (работа в группах)
Задание на картах.
– Итак, возьмите первый лист. Читаем: задание №1
(Приложение 1)
Все понятно. Вопросы есть? Если необходимо,
записи, ответы на вопросы даем на местах.
(Дается время 4-5 минут на выполнение).
– Ребята, посмотрите на экран. Проверяем (Приложение 2, слайд 2)
Итак, 1 группа: определение оксидов;
2 группа: определение оснований;
3 группа: определение кислот;
4 группа: определение солей.
– Молодцы, ребята! Все справились. Читаем задание №2 (Приложение 1) (Время – 10 минут на выполнение). Проверяем выполнение второго задания (Приложение 2, слайды 3-10).
III. Физкультминутка (Приложение 2, слайд 11)
– Ребята, встаньте, пожалуйста, сейчас мы
посмотрим, кто из вас самый внимательный. На
экране подсказка. Я называю формулу оксида, вы
поднимаете руки вверх, я называю формулу
основания – руки в сторону, я называю формулу
кислоты – руки вперед, я называю формулу соли –
вы приседаете.
Проведение паузы. Отдохнули? Спасибо, ребята,
садитесь.
IV. На экране слайд 12 (Приложение 2)
Вопрос: Что это, ребята? Да, это классы веществ. Каких веществ? (Неорганических).
– Итак, с чем же мы работаем на уроке: (с классами неорганических веществ). Как вы думаете? Какова тема нашего урока. Правильно. Тема: Классы неорганических веществ (Приложение 2, слайд 13).
V. Химических эксперимент
– Что нужно сделать, чтобы распознать вещество? (Провести химический эксперимент).
– С чего начинается химический эксперимент? (Повторить правила ТБ). Обратимся к технологическим картам. (Приложение 3)
– Назовите меры предосторожности. В химическом эксперименте важно следовать строго по инструкции (Приложение 2, слайды 14-15). При определении среды раствора можно воспользоваться таблицей (распознавание среды растворов) (Приложение 2, слайд 16).
– Проводим химический эксперимент, делаем выводы по вопросам.
– Что необходимо для распознавания неорганических веществ? (Индикатор)
– Какими индикаторами вы пользовались? (Лакмус, метилоранж, фенолфталеин).
– Результаты вашего эксперимента.
– Многие производственные процессы в пищевой, химической, и других отраслях промышленности, а также биологические процессы протекают лишь при определенной реакции среды. Например, определенная реакция почвенного раствора необходима для нормального развития различных культур в с/х. Для снижения кислотности почв применяют известкование (внесение CaCO3 в почву), для снижения щелочности – гипсование – внесение молотого гипса.
VI. Домашнее задание
– На столе файл с домашним заданием. Оно аналогично тем заданиям, которые мы делали на уроке.
– Ребята, спасибо за работу на уроке. Вы были активными. Вы на уроке меня очень поддержали. Материал вы знаете. Я очень хочу знать ваши чувства, которые вы испытали на уроке. Возьмите кружочки и оцените свою работу на уроке! Спасибо!