Классы неорганических веществ (обобщение, закрепление знаний)

Разделы: Химия


Цели:

  • систематизация знаний учащихся основных понятий классов неорганических веществ, умение составлять формулы веществ, классифицировать их;
  • развитие мыслительных процессов, навыков самоанализа и самоконтроля;
  • привитие интереса к предмету, формирование навыков, взаимопомощи и сотрудничества, воспитание культуры общения.

Оборудование и реактивы:

  • компьютер
  • проектор
  • презентация
  • на столах у учащихся задание №1, 2, 3, 4 для работы в группах; технологические карты для групп для проведения исследования.
  • набор реактивов, пробирок
  • кружочки: красный, желтый, зеленый для оценки эмоционального состояния учащихся во время урока.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, исследовательский.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, я, Марина Васильевна! И я очень рада нашей с вами встрече. Ребята, посмотрите на доску. Что это? (Приложение 2, слайд 1). Правильно. Это перечень химических формул.

II. Химическая разминка (работа в группах)

Задание на картах.

– Итак, возьмите первый лист. Читаем: задание №1 (Приложение 1)
Все понятно. Вопросы есть? Если необходимо, записи, ответы на вопросы даем на местах.

(Дается время 4-5 минут на выполнение).

– Ребята, посмотрите на экран. Проверяем (Приложение 2, слайд 2)
Итак, 1 группа: определение оксидов;
2 группа: определение оснований;
3 группа: определение кислот;
4 группа: определение солей.

– Молодцы, ребята! Все справились. Читаем задание №2 (Приложение 1) (Время – 10 минут на выполнение). Проверяем выполнение второго задания (Приложение 2, слайды 3-10).

III. Физкультминутка (Приложение 2, слайд 11)

– Ребята, встаньте, пожалуйста, сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный. На экране подсказка. Я называю формулу оксида, вы поднимаете руки вверх, я называю формулу основания – руки в сторону, я называю формулу кислоты – руки вперед, я называю формулу соли – вы приседаете. 
Проведение паузы. Отдохнули? Спасибо, ребята, садитесь.

IV. На экране слайд 12 (Приложение 2)

Вопрос: Что это, ребята? Да, это классы веществ. Каких веществ? (Неорганических).

– Итак, с чем же мы работаем на уроке: (с классами неорганических веществ). Как вы думаете? Какова тема нашего урока. Правильно. Тема: Классы неорганических веществ (Приложение 2, слайд 13).

V. Химических эксперимент

– Что нужно сделать, чтобы распознать вещество? (Провести химический эксперимент).

– С чего начинается химический эксперимент? (Повторить правила ТБ). Обратимся к технологическим картам. (Приложение 3)

– Назовите меры предосторожности. В химическом эксперименте важно следовать строго по инструкции (Приложение 2, слайды 14-15). При определении среды раствора можно воспользоваться таблицей (распознавание среды растворов) (Приложение 2, слайд 16).

– Проводим химический эксперимент, делаем выводы по вопросам.

– Что необходимо для распознавания неорганических веществ? (Индикатор)

– Какими индикаторами вы пользовались? (Лакмус, метилоранж, фенолфталеин).

– Результаты вашего эксперимента.

– Многие производственные процессы в пищевой, химической, и других отраслях промышленности, а также биологические процессы протекают лишь при определенной реакции среды. Например, определенная реакция почвенного раствора необходима для нормального развития различных культур в с/х. Для снижения кислотности почв применяют известкование (внесение CaCO3 в почву), для снижения щелочности – гипсование – внесение молотого гипса.

VI. Домашнее задание

– На столе файл с домашним заданием. Оно аналогично тем заданиям, которые мы делали на уроке.

– Ребята, спасибо за работу на уроке. Вы были активными. Вы на уроке меня очень поддержали. Материал вы знаете. Я очень хочу знать ваши чувства, которые вы испытали на уроке.  Возьмите кружочки и оцените свою работу на уроке! Спасибо!