Цели:
- ввести новое понятие “млекопитающие”;
- познакомить с главными отличительными признаками
- млекопитающих;
- познакомить учащихся с растительноядными,
- насекомоядными, хищными и всеядными
- млекопитающими.
Оборудование: учебник, хрестоматия, тетрадь для сам. работы, лупы, энциклопедии, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, возьмите друг друга за руки и пожелайте удачи. Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке?
2. Актуализация знаний.
На доске схема:
- Ребята, над какой темой мы работаем? (Животные)
Давайте вспомним, каких животных мы уже знаем:
- Животные, у которых удлиненное тело покрыто чешуей? (Рыбы)
- Животные, которые ползают по земле, их тело покрыто сухой чешуей или панцирем? (Пресмыкающиеся)
- Животные, у которых 6 ног, и тело разделено на 3 части: голову, грудь и брюшко? (Насекомые)
- Животные, которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят и на суше, и в воде. (Земноводные)
- Животные, имеющие перьевой покров тела, наличие 2 ног и пары крыльев? (Птицы)
- Животные, тело которых покрыто волосяным покровом или шерстью? (Звери)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(На экране - тема урока “Звери”)
Но прежде чем мы приступим к работе, возьмите листок, на котором нарисована горка и поставьте флажок там, где вы находитесь по отношению к данной теме, все ли вам известно о зверях.
Упражнение “Горка”
- А что бы вы хотели узнать о них? (Отличительные признаки, способ питания и т.д.)
- Приведите примеры зверей.
(На экране слайды зверей)
3. Открытие нового знания.
- А кто такие звери?
(На экране слайд)
Ответ на этот вопрос мы найдем в хрестоматии на стр. 97.
- Возьмите конверты с вопросами и в группах обсудите ответ на него.
- Все ли животные покрыты шерстью? (Нет). Приведите примеры. (Панголин – тело покрыто чешуйчатой броней).
- Приведите примеры самого крупного и самого маленького зверя. (Синий кит, землеройка малютка)
- Что же объединяет разных по виду животных в одну группу?
- Как зверей можно отличить от других животных?
Обсуждение, ответы на вопросы.
Физминутка (шум моря).
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе
Веселее загребай
И дельфинов догоняй
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте, дети, на песок
Продолжаем наш урок.
Работа в тетрадях
- Откройте тетради, рассмотрите рисунки, напишите, как называют детенышей этих зверей.
- Что общего в этих рисунках? (У всех зверей детеныши питаются молоком)
Вывод: (на экране слайд) только звери выкармливают своих детенышей молоком. Поэтому их еще называют млекопитающими.
(На доску, в способ питания вывешивается – молоко, на экране показ взрослых зверей с бутылкой молока)
Проблема: А может ли взрослый зверь прокормиться в природе молоком?
- Чем же он питается? На этот вопрос нам поможет ответить учебник.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 25.
- Как же питаются звери, повзрослев?
Вывод (на экране слайд):
- Все новорожденные малыши зверей питаются молоком.
- Среди взрослых зверей есть растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные.
Работа в энциклопедиях.
- Откройте свои энциклопедии и приведите примеры зверей, различных по способу питания, рассмотрите их, воспользуйтесь лупой.
Беседа по экологии
Деление на четыре группы:
-
насекомые;
- рыбы;
- птицы;
- звери.
- Все мы живем на прекрасной и замечательной планете Земля.
- Давайте спросим их, нравится ли им жить на нашей планете?
- Что радует их? (Чистый воздух, тепло, чистая вода, лес, солнце)
- Что их огорчает? (Наводнения, ураганы, грязная вода, грязный воздух, вырубка лесов)
(На экране появляется слайд “Жалобная книга”)
Сейчас каждая группа подумайте, на что или на кого вы могли бы пожаловаться.
- От чего или от кого зависит, чтобы всем животным на Земле жилось уютно? (От человека)
- Что зависит лично от вас? (Бережное отношение к воде, уборка мусора, посадка растений и т.д.)
- Как по другому можно назвать “Жалобную книгу”? (“Красная книга”)
- Давайте с вами составим свою “Красную книгу” на доске. (Краткое сообщение детей об исчезающих животных. Сообщения вывешиваются на доску)
- Вашим домашним заданием к этому уроку было подготовить сообщение о животных, занесённых в “Красную книгу”.
(На экране слайд)
Пусть я научусь у природы отдавать и делиться, подобно солнцу, дающему свет, подобно дождю, что идет для всех, и буду делать только то, что справедливо и хорошо!!!
Домашнее задание.
- Вашим д/з к следующему уроку будет подготовить сообщение о домашних животных.
Итог.
- Как вы считаете, ответили ли мы на вопрос, который поставили в начале урока?
- Что нового вы узнали?
- А теперь давайте оценим свою работу в конце урока. Возьмите листочки с горкой и отметьте на них, где вы находитесь.