Подготовка к выполнению задания "Лексика и грамматика" в ЕГЭ

Разделы: Иностранные языки


Цели занятия: помочь учащимся подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, повторить необходимый справочный материал по грамматике и словообразованию, выполнить тренировочные упражнения.

Вступительное слово учителя.

Основное назначение экзамена состоит в определении уровня подготовки выпускников. Работа состоит из 5 разделов, в которых проверяются умения в аудировании, чтении, письме, а также лексико-грамматические навыки. Цель нашего занятия – подготовка к выполнению заданий из раздела “Лексика и грамматика”. Экзаменующиеся должны прочитать текст и преобразовать слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Сегодня мы акцентируем наше внимание на употребление прилагательных.

1. Образование прилагательных.

Для образования прилагательных от существительных мы используем:

-able (comfort - comfortable)

- ese (China - Chinese)

- ful (beauty - beautiful)

- ical (economy - economical)

- al (brute - brutal)

- ish ( self - selfish)

-ous (fame - famous)

-y (fun - funny)

-ed (talent - talented)

-ent (confidence - confident)

-ic (history - historic)

Для образования прилагательных от глаголов мы используем

-ive (act - active)

-ing (care - caring)

-ed (confuse - confused)

-less (count - countless)

В некоторых случаях при образовании прилагательных мы меняем слово

Pride proud

В других случаях формы двух частей речи могут совпадать

Secure - secure, tense - tense

Выполните задание - образуйте прилагательные.

(Учащиеся работают самостоятельно, затем правильный вариант проецируется на экран)

Dare, honour, fiction, power, comic, fear, excite, courage, delight, boredom, nervous, anxiety, confusion, enthusiasm, cheer, involve, tolerance, difference, patience, defend, inspire, indulge, moderate, compete, injure, trust, privacy, share, gold, wool, child, science.

Dare - daring

Honour - honourable

Fiction - fictional

Power - powerful

Comic - comical

Fear - fearless

Excite - exciting

Courage - courageous

Delight - delightful

Boredom - boring

Nerves - nervous

Anxiety - anxious

Confusion - confusing

Enthusiasm - enthusiastic

Cheer - cheerful

Involve - involving

Tolerance - tolerant

Difference - different

Patience - patient

Defend - defensive

Inspire - inspired

Indulge -indulgent

Moderate - moderate

Compete - competitive

Injure - injured

Trust - trustful

Privacy - private

Share - sharing

Gold - golden

Wool - woolen

Child - childish

Science - scientific

2. Образование отрицательных прилагательных.

Для образования отрицания мы используем префиксы.

Un- (usual - unusual)

Il- (logical - illogical)

Dis- (notent - discontent)

In- (advisable - inadvisable)

Ir- (responsible - irresponsible)

Mis- (informed - misinformed)

Im- (possible - impossible)

Мы также используем суффикс

-less (care - careless)

Выполните задание – найдите ошибки в образовании прилагательных.

(Участники занятия работают самостоятельно, затем правильный вариант проецируется на экран)

Legal - unlegal

Disturbed - undisturbed

Accurate - unaccurate

Likely - unlikely

Responsible - irresponsible

Polite - unpolite

Usual- unusual

Patient- impatient

Fortunate- unfrtunate

Grateful- ungrateful

Fashionable- unfashionable

Fair- fairless

Effective- ineffective

Pure-pureless

Familiar -unfamiliar

Hopeful -hopeless

Legal- illegal

Disturbed - undisturbed

Accurate - inaccurate

Likely - unlikely

Responsible - irresponsible

Polite - impolite

Usual - unusual

Patient - impatient

Fortunate - unfortunate

Grateful - ungrateful

Fashionable - unfashionable

Fair - unfair

Effective - ineffective

Pure - impure

Familiar - unfamiliar

Hopeful - hopeless

Используя префиксы образуйте прилагательные противоположные по смыслу. (Участники занятия, разбившись на группы, самостоятельно заполняют таблицу, затем правильный вариант проецируется на экран)

Kind, practical, intelligent, tolerant, sociable, possible, friendly, sincere, believable, patient, enthusiastic, wise, sensitive, interesting, proper

 

In- Im- Un-
     
     
     
     
     
     
     
     

 

In- Im- Un-
Intolerant Impractical Unkind
Insincere Impossible Unintelligent
insensitive Impatient Unsociable
  improper Unfriendly
    Unbelievable
    Unenthusiastic
    Uninteresting
    Unwise

3. Образование составных прилагательных.

Эти прилагательные состоят из двух слов и пишутся обычно через дефис. Как они образуются?

Adjective, noun, numeral +-ed (grey-haired, two-faced)

Adjective, adverb + past participle (low-paid, well-behaved)

Adjective, adverb, noun + present participle (good-looking, long-lasting)

Выполните задание - образуйте прилагательные.

(Участники занятия работают самостоятельно, затем правильный вариант проецируется на экран)

Far

Red

Record

Time

Self

Old

a) blooded

b) fetched

c) breaking

d) consuming

e) centred

f) fashioned

Far-fetched, red-blooded, record-breaking, time-consuming, self-centred, old-fashioned.

4. Образование степеней сравнения прилагательных.

Односложные прилагательные образуют степени сравнения с помощью

-er, -est (cheap-cheaper, the cheapest)

Многосложные прилагательные образуют степени сравнения с помощью

more, the most (intelligent- more intelligent, the most intelligent)

Прилагательные на -y образуют степени сравнения следующим образом:

Easy- easier, easiest

Исключения составляют

Good- better- the best

Bad- worse- the worst

Much, many- more- the most

Little- less- the least

Far- further, farther- the furthest, the farthest

Old- older, elder- the oldest, the eldest

Late- later, latter- the latest, the last

Заполни пропуски, употребив правильную форму прилагательных.

(Участники занятия работают самостоятельно, затем правильный вариант проецируется на экран)

Los Angeles is __________ (polluted) than Vancouver.

That was ________ (bad) meal I’ve ever eaten.

Our house is less ________( modern) than yours.

The Danube is the __________ (beautiful) river in the world.

This sleeping bag is ___________( comfortable) than that one.

The red hat is much _______ (cheap) than the blue one.

Asia is the _____________ (large) continent in the world.

Living in the country is _________ (healthy) than in the city.

Los Angeles is more polluted than Vancouver.

That was the worst meal I’ve ever eaten.

Our house is less modern than yours.

The Danube is the most beautiful river in the world.

This sleeping bag is more comfortable than that one.

The red hat is much cheaper than the blue one.

Asia is the largest continent in the world.

Living in the country is healthier than in the city.

Прочитайте текст. Преобразуйте слова, напечатанные жирным шрифтом так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. (Участники занятия работают самостоятельно, затем правильный вариант проецируется на экран)

  1. Once upon a time there lived a _______ girl, and she
  2. was ________ girl ever seen. She always helped her parents
  3. _____ than any other child in that village. But once her
  4. _____ brother went away, and she went to look for him.
  5. When she left, _____ of the village said she would never
  6. return. At first her parents didn’t believe it but _______
  7. they changed their mind. Many ______ years had passed. One
  8. morning two people came to the village a man and a
  9. woman, _____ than any woman in the world. It was that
  10. girl and her brother. On their way home which was____
  11. than they expected they became the king and the queen
  12. of the____ land which was known at that time.
  1. 1little
  2. pretty
  3. much
  4. old
  5. learned
  6. late
  7. sad
  8. beautiful
  9. long
  10. far

 

Вариант ответа
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  

 

Вариант правильного ответа
1 little
2 prettier
3 more
4 elder
5 the learned
6 later
7 sad
8 more beautiful
9 longer
10 farthest

Заключительное слово учителя.

Специалисты ФИПИ отмечают, что наибольшую трудность для учащихся представляет раздел “Грамматика и лексика”. Это заставляет обратить большее внимание на работу с основными лексико-грамматическими элементами учебной программы. Необходимо научить умению анализировать использование грамматических конструкций и отбирать лексические единицы в соответствии с коммуникативными задачами, а также совершенствовать навыки употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте.

Использованная литература

    1. Английский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. “Интеллект-Центр”, 2009.
    2. ЕГЭ. Теоретические материалы. “Тригон”, 2008.
    3. “Enterprise”, Virginia Evans, Jenny Dooley, Express Publishing, 2001.
    4. “New Millennium”, British Council, Titul, 2007.
    5. “Spotlight”, Virginia Evans, Jenny Dooley, Express Publishing, Prosveshceniye,2007