Урок-диспут "Ядерная энергия – за и против"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


(Слайды 1-4)

Цели урока:

  • Образовательные:
    • проследить историю открытия радиоактивности, ее физическую сущность;
    • оценить положительные и отрицательные проявления этого открытия в современном обществе;
    • расширить кругозор учащихся.
  • Воспитательные:
    • формировать мировоззрения учащихся, связанное с использованием радиоактивности;
    • воспитывать чувства ответственности и сопричастности к событиям, происходящим в мире;
    • воспитывать умение выслушивать товарища, уважать чужую точку зрения.
  • Развивающие:
    • развивать умение выделять главное, работать с дополнительной литературой, Internet.

Оборудование: плакаты: «Мирный атом», «Смертоносный атом», компьютер, проектор, весы.

ХОД УРОКА

Для проведения урока-диспута учащиеся класса заранее разбиваются на группы ученых, по интересам:

1) специалисты-ядерщики;
2) экологи;
3) физики-практики.

Ребята заранее готовят материал по своим проблемам, готовятся коротко отстаивать свою точку зрения. Учитель – ведущий, председатель данного диспута.

Председатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вы принимаете участие в диспуте «Ядерная энергия, – за и против?» История природы и история человечества неразрывно связаны и влияют друг на друга. Как писал древнегреческий комедиограф Аристофан, живший в V-IV вв. до н.э.

(Слайд 5)

Прежде чем встать за кормило,
Уметь стать нужно гребцом.
А затем и лоцманом зорким, чтобы
Природу ветров своевольных вонять.
И тогда уж искусной рукой самому
Свой корабль направлять и нести.

Люди всегда относились к природе прагматически. Именно этот подход привёл к тому, что во второй половине, а особенно к концу XX в. произошли глобальные изменения, которые сделали реальной угрозу самоуничтожения человечества. Одно на них – овладение атомной анергией. Итак, нам предстоит обсудить глобальный вопрос нашего времени, времени величайших открытий и величайших трагедий.
Вопрос, связанный с проблемой использования ядерной энергии. В работе диспута примут участие следующие группы учёных: «специалисты – ядерщики», «экологи», «физики – практики».

(Слайд 6)

Председатель: Всё началось с того, что в феврале 1896. Было открыто явление радиоактивности. Давайте вспомним имя ученого и его работы в этой области

Учащиеся: (небольшое сообщение о жизни и работе ученого)

Председатель: Что же такое радиоактивность?

Учащиеся: Радиоактивность – самопроизвольное превращение одних ядер в другие, сопровождаемое испусканием различных частиц.

Председатель: Разработал теорию радиоактивного распада Фредерик Содди вместе с Эрнестом Резерфордом.

(Слайд 7)

(Небольшое сообщение о жизни и открытиях ученых).

(Слайд 8)

(Учащиеся рассказывают об истории открытия радия)

Председатель: Итак, сбылась мечта алхимиков: стало возможным превращение одного элемента в другой. Что дало человечеству открытие явление радиоактивности?

Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперёд,
Мир сорвался с пружин,
Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки выпущен Джин…

Выступление физиков-практиков (Приложение 1)

Выступление экологов: Губительное действие радиоактивности на человека и окружающую среду перечёркивает все достижения ядерной физики.

(Слайд 9)

Этого человека звали Энрико Ферми итальянский ученый, творивший в начале 20 века. (Приложение 2)

(Слайд 10)

Учащиеся-экологи: Человечество изобрело ядерное оружие, это привело к трагедии в японских городах Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года.
Последствия ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки в 1945 являются основными определяющими моментами в определении последствий ядерных воздействий. Программой Avalon Project в Yale Law School1 установлено, что при взрыве бомбы в Хиросиме освободилась энергия эквивалентная 15 килотоннам тринитротолуола (ТНТ), погибло около 66 000 и ранено 69 000 из 255 000 человек подвергшихся воздействию. При взрыве в Нагасаки силой 22 килотонны, убито примерно 39 000 из 195 000 лиц подвергшихся действию взрыва.

(Слайд 11)

Дождь в Нагасаки бродит, разбужен, рассержен,
Куклу слепую девочка в ужасе держит.
Дождь этот лишний деревья ему не рады,
Вишня в цвету, цветы уже начали падать,
Дождь этот с пеплом, в нем тихой смерти заправка.
Кукла ослепла, ослепнет девочка завтра

Учащиеся-экологи: Испытания на Семипалатинском полигоне привели к резкому ухудшению экологической обстановки. Выявлен большой процент заболевания онкологическими заболеваниями в Алтае, рождение «желтых» детей.

Физики-практики: Создание ядерного оружия в СССР было вынужденной необходимостью после взрыва бомбы в Японии. В одной из бесед с И.В. Курчатовым Сталин заметил: «Если бы мы опоздали на один-полтора года с атомной бомбой, то, наверное, испытали бы её на себе»
Создание ядерного оружия это результат взлёта человеческой мысли, необходимо было создание новых направлений в науке: нейтронная физика, физика сверхвысоких плотностей энергии, промышленная радиохимия и многие другие….
Известно, что в ряде случаев без ядерных технологий не обойтись. До 1988 года проводились «мирные» ядерные взрывы.

Учащиеся-экологи: А мы считаем, радиоактивные продукты при использовании ядерных взрывных технологий попадают в среду обитания человека, и ведут к необратимым последствиям. А сколько скорби принесла трагедия Чернобыля.

(Слайд 13)

Взрыв четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС произошёл 26 апреля 1986 года в 01 ч.23 мин. 40 с. И вызвал выброс значительного количества диспегированного ядерного топлива, содержащего более 100 различных радионуклидов и трансурановых элементов.

Чернобыльская страшная беда
Стократно повторила Хиросиму,
Но родина у каждого одна,
В осколках не собрать её по миру.
Чернобыльская страшная беда –
В безмолвии покинутых селений.
Глазницами оконными дома
На нас взирают, будто с сожалением.
Чернобыльская страшная беда –
В лесах, полях запретно-сиротливых,
В безжизненных дорогах и мечтах
Во многом в чем-то неосуществимых.
Чернобыльская страшная беда
Прошлась по судьбам слепо и коварно.
Отравлена земля, заброшены поля
И душу ранит болью неустанной.
Чернобыльская страшная беда
Заложников и жертв ты взять сумела.
Твоя беда – Людская Доброта,
Лишь с ней тебя мы легче одолеем.

(Приложение 3)

Председатель: Катастрофа в Чернобыле обнажила дилемму, перед которой оказалось человечество в условиях глобального экологического кризиса: либо оно сделает всё возможное для сохранения биосферы, либо безвременно исчезнет…

(Слайд 14)

Физики-практики: Но ведь у АЭС есть преимущества: нет отходов, газовых выбросов. Нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ. Ядерные реакторы потребляют не кислород, а органическое топливо. При нормальном режиме эксплуатации биосфера надежна, защищена от радиоактивного воздействия.

Учащиеся-экологи: Захоронение радиоактивных отходов и демонтаж отслуживших срок реакторов нужно организовывать. Всегда существует аварийная опасность радиоактивного загрязнения. Между крупнейшими авариями в Тримейл-Айленде (США) и Чернобыле прошло всего 7 лет.

Физики-практики: Нужно еще сказать об использовании радиоактивности в медицине: (Приложение 3)

Председатель: Наши дебаты можно было бы продолжить и дальше. Вы, уважаемые коллеги, привели много убедительных аргументов за и против ядерной энергии. Пришла пора делать выводы: Что же ядерная энергия приносит людям благо или зло?

Учащиеся: Что касается медицины, то методы, показавшие высокую эффективность должны развиваться.
… Будущее ядерной энергии проблематично. Нужно искать более безопасные способы производства энергии.
... Ядерное оружие, скорее всего, будет существовать, как факт устрашения, но его влияние на ход событий в мире должно ослабевать.
… Наверное, будут и новые открытия в области использования ядерной энергии
Но самое главное, что ученые и политики должны осознавать ответственность, которую они несут перед обществом.
Нужно использовать открытия ни во вред человеку, во благо.

Председатель. Благодарю всех за участие в обсуждении проблем использования ядерной энергии Я рада, что вы сделали правильные выводы.

Использованная литература:

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев Физика 11
  2. Физика. Приложение к газете “Первое сентября” № 9 2000
  3. А.Н. Ремизов. Медицинская и биологическая физика. М., “Высшая школа” 1996 г.
  4. Дж.Б. Мэрион. Общая физика с биологическими примерами. М.: Высшая школа, 1986