Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Разделы: Начальная школа


Задачи урока: продолжить работу со Словарем устойчивых выражений, объяснить значение некоторых устойчивых выражений, учиться писать буквы “о” и “е” после шипящих и “ц” в окончаниях существительных.

Ход урока

1. Создание психологического настроя

Упражнение “Я - молодец”.

Учитель произносит фразы в разной степени громкости, учащиеся повторяют фразы и интонации. Например, “Я - молодец” - нормальным голосом, “Ты - молодец” - шепотом, “Мы - молодцы” - громко.

2. Каллиграфическая минутка

Учитель хлопает несколько раз в ладоши и задает вопрос:

- Сколько раз я хлопнула? (Два)

- Какая буква стоит на втором месте в алфавите? (Б)

- Сколько звуков она может обозначать? Дайте им характеристику. (Дают характеристику звукам, а затем прописывают буквы).

3. Планирование деятельности

- Давайте распланируем наш урок.

(Учащиеся называют этапы урока и формы работы, а учитель выставляет карточки в определенном порядке)

словарная работа

(работа с компьютером)

проблемный вопрос

учебная задача

открытие нового знания

(работа со словарем)

закрепление

(работа в паре)

(работа в группе)

(самостоятельная работа)

итог урока

4. Словарная работа

- Какие словарные слова на букву Б мы изучили? (Багаж, библиотека, болото)

(Учитель открывает доску, на которой данные слова записаны следующим образом: богаж, беблиатека, балото)

- Один ученик написал эти слова вот так. Что скажете? (Слова написаны неверно)

- Исправьте, пожалуйста. (Исправляют слова на доске)

- Какое задание дадим такому ученику? (Выучить написание данных слов)

- А теперь задание для вас. Запишите любое из трех предложений, вставив подходящее словарное слово. В словарном слове подчеркните буквы, которые нужно запомнить:

1) В …… громко квакают лягушки.

2) Мы взяли книгу в ………. .

3) Дама сдавала в …….. диван, чемодан, саквояж…

(Слайд № 2 с заданием и предложениями). Презентация

5. Проблемный вопрос

На слайде пословица: (Слайд № 3 с пословицей)

Взял с сердц…м, так и ешь с перц…м.

- Как вы понимаете данную пословицу? (Высказывают свое мнение)

- Можете ли вы с уверенностью переписать данную пословицу. (Нет)

- Почему? (Потому что не понятно, что писать после буквы ц. Это новая орфограмма)

- Можно ли найти что-то общее между словами, в которых она находится? (Да. Она находится в окончаниях имен существительных, корень которых оканчивается на ц)

- Может у кого-то есть предположения, что нужно писать? (Высказывают свои предположения)

6. Учебная задача

- Итак, мы услышали два предположения: либо это буква о, либо буква е.

- Сегодня на уроке мы и попробуем разобраться. В каком случае в окончаниях существительных после ц, а также после шипящих нужно писать о, а в каких – е. (учебник ч.3 стр.57)

(Слайд № 4 с темой и учебной задачей урока)

7. Открытие нового знания

- В учебнике ч.3 на стр. 57 найдите упр.59. (Выполняют задание упражнения, на основе которого формулируют правило) (Слайд № 5 с правилом)

- Давайте вернемся к пословице (Слайд № 6). Теперь вы можете с уверенностью ее переписать. (Да)

- Что же вы написали? (Объяснение учеников)

- Теперь найдите в учебнике ч.3 упр. 60.

(Упражнение выполняется по цепочке).

- Как вы думаете, если бы вам сейчас дали самостоятельную работу по этой теме, насколько бы хорошо вы с ней справились? (Выполняют упражнение “Дистанция”, затем упражнения из серии “Гимнастика для мозга”)

8. Закрепление (работа в паре)

- Еще есть сомнения у некоторых. Чтобы их развеять, я предлагаю вам поработать в паре. Найдите упр.61.

(По заданию выполняется упражнение “Партнеры”: один ученик с листочком и ручкой становится за спину сидящего партнера, кладет ему листок на спину. Ученик, который сидит, работает в тетради. На слайде № 7 появляются поочередно слова с пропущенной орфограммой. Ученик, работающий стоя, записывают на листке букву о или е в зависимости от предложенного слова. Если ученик, работающий сидя, соглашается с буквой, то ставит в тетради знак “+”, если не соглашается, то знак “-”)

- Поднимите руки, кто во всех случаях соглашался со своим партнером. А кто не соглашался?

- Давайте посмотрим, кто оказался прав.

(Проверка по образцу - слайд № 7)

- Насколько комфортно вам было работать в паре? (Выполняют упражнение “Сели, встали, сели ниже”: кто встал возле стула – оценивает свою работу на “отлично”, кто присел на корточки – оценивает свою работу не очень хорошо)

9. Закрепление (работа в группе)

- Хотите еще проверить свои знания? Тогда я предлагаю вам поработать в группе и выполнить задание под названием “Домино”. Но сначала давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд № 8)

Группы создаются по рядам и выполняют задание по принципу домино. (Приложение 2)

- Насколько комфортно вам было работать в группе? (Выполняют упражнение “Сели, встали, сели ниже”)

10. Итог урока

- Подошел к концу наш урок. Что нового вы узнали?

- Какой вид работы больше всего запомнился? Почему?

- Насколько хорошо вы ориентируетесь в данной теме сейчас? (Упражнение “Дистанция”)

- Я предлагаю вам выполнить следующее д/з: (Слайд № 9)

  • стр. 57-58 знать правило;
  • стр. 59 упр.65 или Т-2 стр.34 упр.34.

- Урок закончен.