Задачи урока: продолжить работу со Словарем устойчивых выражений, объяснить значение некоторых устойчивых выражений, учиться писать буквы “о” и “е” после шипящих и “ц” в окончаниях существительных.
Ход урока
1. Создание психологического настроя
Упражнение “Я - молодец”.
Учитель произносит фразы в разной степени громкости, учащиеся повторяют фразы и интонации. Например, “Я - молодец” - нормальным голосом, “Ты - молодец” - шепотом, “Мы - молодцы” - громко.
2. Каллиграфическая минутка
Учитель хлопает несколько раз в ладоши и задает вопрос:
- Сколько раз я хлопнула? (Два)
- Какая буква стоит на втором месте в алфавите? (Б)
- Сколько звуков она может обозначать? Дайте им характеристику. (Дают характеристику звукам, а затем прописывают буквы).
3. Планирование деятельности
- Давайте распланируем наш урок.
(Учащиеся называют этапы урока и формы работы, а учитель выставляет карточки в определенном порядке)
словарная работа
(работа с компьютером)
проблемный вопрос
учебная задача
открытие нового знания
(работа со словарем)
закрепление
(работа в паре)
(работа в группе)
(самостоятельная работа)
итог урока
4. Словарная работа
- Какие словарные слова на букву Б мы изучили? (Багаж, библиотека, болото)
(Учитель открывает доску, на которой данные слова записаны следующим образом: богаж, беблиатека, балото)
- Один ученик написал эти слова вот так. Что скажете? (Слова написаны неверно)
- Исправьте, пожалуйста. (Исправляют слова на доске)
- Какое задание дадим такому ученику? (Выучить написание данных слов)
- А теперь задание для вас. Запишите любое из трех предложений, вставив подходящее словарное слово. В словарном слове подчеркните буквы, которые нужно запомнить:
1) В …… громко квакают лягушки.
2) Мы взяли книгу в ………. .
3) Дама сдавала в …….. диван, чемодан, саквояж…
(Слайд № 2 с заданием и предложениями). Презентация
5. Проблемный вопрос
На слайде пословица: (Слайд № 3 с пословицей)
Взял с сердц…м, так и ешь с перц…м.
- Как вы понимаете данную пословицу? (Высказывают свое мнение)
- Можете ли вы с уверенностью переписать данную пословицу. (Нет)
- Почему? (Потому что не понятно, что писать после буквы ц. Это новая орфограмма)
- Можно ли найти что-то общее между словами, в которых она находится? (Да. Она находится в окончаниях имен существительных, корень которых оканчивается на ц)
- Может у кого-то есть предположения, что нужно писать? (Высказывают свои предположения)
6. Учебная задача
- Итак, мы услышали два предположения: либо это буква о, либо буква е.
- Сегодня на уроке мы и попробуем разобраться. В каком случае в окончаниях существительных после ц, а также после шипящих нужно писать о, а в каких – е. (учебник ч.3 стр.57)
(Слайд № 4 с темой и учебной задачей урока)
7. Открытие нового знания
- В учебнике ч.3 на стр. 57 найдите упр.59. (Выполняют задание упражнения, на основе которого формулируют правило) (Слайд № 5 с правилом)
- Давайте вернемся к пословице (Слайд № 6). Теперь вы можете с уверенностью ее переписать. (Да)
- Что же вы написали? (Объяснение учеников)
- Теперь найдите в учебнике ч.3 упр. 60.
(Упражнение выполняется по цепочке).
- Как вы думаете, если бы вам сейчас дали самостоятельную работу по этой теме, насколько бы хорошо вы с ней справились? (Выполняют упражнение “Дистанция”, затем упражнения из серии “Гимнастика для мозга”)
8. Закрепление (работа в паре)
- Еще есть сомнения у некоторых. Чтобы их развеять, я предлагаю вам поработать в паре. Найдите упр.61.
(По заданию выполняется упражнение “Партнеры”: один ученик с листочком и ручкой становится за спину сидящего партнера, кладет ему листок на спину. Ученик, который сидит, работает в тетради. На слайде № 7 появляются поочередно слова с пропущенной орфограммой. Ученик, работающий стоя, записывают на листке букву о или е в зависимости от предложенного слова. Если ученик, работающий сидя, соглашается с буквой, то ставит в тетради знак “+”, если не соглашается, то знак “-”)
- Поднимите руки, кто во всех случаях соглашался со своим партнером. А кто не соглашался?
- Давайте посмотрим, кто оказался прав.
(Проверка по образцу - слайд № 7)
- Насколько комфортно вам было работать в паре? (Выполняют упражнение “Сели, встали, сели ниже”: кто встал возле стула – оценивает свою работу на “отлично”, кто присел на корточки – оценивает свою работу не очень хорошо)
9. Закрепление (работа в группе)
- Хотите еще проверить свои знания? Тогда я предлагаю вам поработать в группе и выполнить задание под названием “Домино”. Но сначала давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд № 8)
Группы создаются по рядам и выполняют задание по принципу домино. (Приложение 2)
- Насколько комфортно вам было работать в группе? (Выполняют упражнение “Сели, встали, сели ниже”)
10. Итог урока
- Подошел к концу наш урок. Что нового вы узнали?
- Какой вид работы больше всего запомнился? Почему?
- Насколько хорошо вы ориентируетесь в данной теме сейчас? (Упражнение “Дистанция”)
- Я предлагаю вам выполнить следующее д/з: (Слайд
№ 9)
- Урок закончен.