Цели:
- Обобщить знания учащихся об именах существительных и прилагательных, усвоения сходства и различия между данными частями речи.
- Развитие умений правильно использоваться имена прилагательные и существительные в речи, развивать орфографическую зоркость.
- Воспитание аккуратности и самостоятельности.
Оборудование: схемы, таблица падежей, магнитофон, фонограмма со словарным диктантом, тест, карточки.
ХОД УРОКА.
I. Сообщение темы и цели урока
II. Минутка чистописания
«Грамматическая арифметика»
– Какие слова будем прописывать узнаете, когда выполните задание.
ров + поза = ? (Вид транспорта)
ПАРОВОЗ
охра + под = ? (Вид водного транспорта)
ПАРОХОД
лик + пена = ? (Птица с большим зобом)
ПЕЛИКАН
– Что общего у этих слов? (Cуществительные)
– Какое слово лишнее? (Пеликан)
III. Словарный диктант
(фонограмма) – взаимопроверка.
3 ряд – работает по карточкам (аналогичная работа)
Прочитать из словаря имена существительные, прилагательные.
IV. Обобщение. сравнение
– Проведём сравнение по плану и составим таблицы.
1) Что это?
2) Что обозначает?
3) На какие вопросы отвечает?
4) Как изменяется?
5)* С какой частью речи связано? (Для
прилагательных)
6) Каким членом предложения является?
Существительное |
Прилагательное |
1. Часть речи | 1. Часть речи |
2. Предмет | 2. Признак |
3. Кто? Что? | 3. Какой? |
4. Изменяется по числам, падежам | 4. Изменяются по родам, числам, падежам |
5. ----------------------------------- | 5. С существительным |
6. _____ , _ _ _ _. (Подлежащее, дополнение) | 6. ~~~~ . (Определение) |
– Чем сходны?
– В чем различие?
V. Тренировочные упражнения
1. “Подбери пару.”К существительным подобрать прилагательное. Указать род.
… СТЕКЛО |
… ЗАГАДКА |
… МЕД |
… ДОМ |
… УТРО |
… СОЛНЦЕ |
… КНИГА |
… ЩАВЕЛЬ |
… ДЕРЕВЬЯ |
– Как определить род у прилагательных? (По
существительному)
– У какого прил-го нельзя определить род? (Мн.
ч.)
2. Запиши словосочетания, указывая род и число. У каких прилагательных нельзя определить род?
Красный…, интересные…, добрая…, тяжелый…, высокое…, сладкие…
2 ряд – работает по карточкам.
Задание: просклонять по падежам словосочетания.
3. Поставь прилагательное и существительное в нужном падеже. Определи род и падеж. Выдели окончания. (Иллюстрации)
1) смотреть на… (пушистая рыжая лиса)
любоваться …
2) переплыл … (глубокая бурная река)
летел над …
3) думать над … (трудная задача)
решать …
4) читал … (интересные книги)
увлекся …
VI. Творческая работа
«Веселый рассказ» (на доске записан текст с пропущенными прилагательными, он закрыт)
Задание: придумать прилагательные. (запись их на доске.)
Чтение хором текста с придуманными прилагательными.
ИДЕТ… СНЕГ. В … ЛЕСУ ОЧЕНЬ ТИХО. МИМО … ЕЛКИ ПРОСКАКАЛ ЗАЯЦ. ПО ЕГО СЛЕДАМ КРАЛСЯ … ВОЛК. ОЧЕНЬ ТРУДНО ЖИВОТНЫМ НАЙТИ … ЗИМОЙ КОРМ.
– Помогайте им!
VII. Итог урока
– Рассказать всё что вы знаете о существительных и прилагательных.
Домашнее задание: тест.
Выбрать верное утверждение.
1) Прилагательное это…
а) часть слова;
б) часть речи;
в) член предложения.
2) Существительное обозначает…
а) действие;
б) признак;
в) предмет.
3) Прилагательное изменяется по…
а) родам, числам и падежам;
б) числам и падежам.
4) Существительное отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
а) да;
б) нет.
5) У прилагательных мн.ч можно определить род?
а) да;
б) нет.
6) Выбрать прилагательное ср. р.
а) к высокой сосне;
б) над широким полем;
в) из дремучего леса;
г) в пушистых облаках.
Ответы:
1. Б 4. Б
2. В 5. Б
3. А 6. Б