Обобщение знаний об именах существительных и прилагательных (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Обобщить знания учащихся об именах существительных и прилагательных, усвоения  сходства и различия между данными частями речи.
  • Развитие умений правильно использоваться имена прилагательные и существительные в речи, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитание аккуратности и  самостоятельности.

Оборудование: схемы, таблица падежей, магнитофон, фонограмма со словарным диктантом, тест, карточки.

ХОД УРОКА.

I. Сообщение темы и цели урока

II. Минутка чистописания

«Грамматическая арифметика»

– Какие слова будем прописывать узнаете, когда выполните задание.

ров + поза = ? (Вид транспорта)

ПАРОВОЗ

охра + под = ? (Вид водного транспорта)

ПАРОХОД

лик + пена = ? (Птица с большим зобом)

ПЕЛИКАН

– Что общего у этих слов? (Cуществительные)
– Какое слово лишнее? (Пеликан)

III. Словарный диктант

(фонограмма) – взаимопроверка.

3 ряд – работает по карточкам (аналогичная работа)

Прочитать из словаря имена существительные, прилагательные.

IV. Обобщение. сравнение

– Проведём сравнение по плану и составим таблицы.

1) Что это?
2) Что обозначает?
3) На какие вопросы отвечает?
4) Как изменяется?
5)* С какой частью речи связано? (Для прилагательных)
6) Каким членом предложения является?

Существительное

Прилагательное

1. Часть речи 1. Часть речи
2. Предмет 2. Признак
3. Кто? Что? 3. Какой?
4. Изменяется по числам, падежам 4. Изменяются по родам, числам, падежам
5. ----------------------------------- 5. С существительным
6. _____ , _ _ _ _. (Подлежащее, дополнение) 6. ~~~~ . (Определение)

– Чем сходны?
– В чем различие?

V. Тренировочные упражнения

1. “Подбери пару.”К существительным подобрать прилагательное. Указать род.

… СТЕКЛО

… ЗАГАДКА

… МЕД

… ДОМ

… УТРО

… СОЛНЦЕ

… КНИГА

… ЩАВЕЛЬ

… ДЕРЕВЬЯ

– Как определить род у  прилагательных? (По существительному)
– У какого прил-го нельзя определить род? (Мн. ч.)

2. Запиши словосочетания, указывая род и число. У каких прилагательных нельзя определить род?

Красный…, интересные…, добрая…, тяжелый…, высокое…, сладкие…

2 ряд – работает по карточкам.

Задание: просклонять по падежам словосочетания.

3. Поставь прилагательное и существительное в нужном падеже. Определи род и падеж. Выдели окончания. (Иллюстрации)

1) смотреть на… (пушистая рыжая лиса)
любоваться …

2) переплыл … (глубокая бурная река)
летел над …

3) думать над … (трудная задача)
решать …

4) читал … (интересные книги)
увлекся …

VI. Творческая работа

«Веселый рассказ» (на доске записан текст с пропущенными прилагательными, он закрыт)

Задание: придумать прилагательные. (запись их на доске.)

Чтение хором текста с придуманными прилагательными.

ИДЕТ… СНЕГ. В … ЛЕСУ ОЧЕНЬ ТИХО. МИМО … ЕЛКИ ПРОСКАКАЛ ЗАЯЦ. ПО ЕГО СЛЕДАМ КРАЛСЯ … ВОЛК. ОЧЕНЬ ТРУДНО ЖИВОТНЫМ НАЙТИ … ЗИМОЙ КОРМ.

– Помогайте им!

VII. Итог урока

Рассказать всё что вы знаете о существительных и прилагательных.

Домашнее задание: тест.

Выбрать верное утверждение.

1) Прилагательное это…

а) часть слова;
б) часть речи;
в) член предложения.

2) Существительное обозначает…

а) действие;
б) признак;
в) предмет.

3) Прилагательное изменяется по…

а) родам, числам и падежам;
б) числам и падежам.

4) Существительное отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

а) да;
б) нет.

5) У прилагательных мн.ч можно определить род?

а) да;
б) нет.

6) Выбрать прилагательное ср. р.

а) к высокой сосне;
б) над широким полем;
в) из дремучего леса;
г) в пушистых облаках.

Ответы:

1. Б                       4. Б
2. В                        5. Б
3. А                        6. Б