Проектирование системы менеджмента качества в Доме детского творчества

Разделы: Внеклассная работа


Изменение образовательной парадигмы в нашей стране идет на фоне модернизации российского образования, главной задачей которой является обеспечение современного качества образования. В решении этой задачи немаловажная роль отведена дополнительному образованию детей, как наиболее эффективной форме развития склонностей, способностей, интересов, социального профессионального самоопределения детей и подростков.

Официальное включение дополнительного образования в систему российского образования состоялось в 1992 году. Его правовой основой стали два документа - Закон РФ “Об образовании” и “Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей”. По существу речь в данных документах идет о процессе изменения, приспособления, адаптации внешкольных учреждений к новому названию и месту в структуре образования.

Актуальность внедрения системы менеджмента качества (СМК) в Доме детского творчества обусловлена неразработанностью теории дополнительного образования детей, отсутствием четких методологических основ управления его качеством и связанные с этим трудностями в практической деятельности. Необходимо не только пройти свой путь познания, обозначить совокупность выбранных адекватных приемов, методов, но и упорядочить свои представления об объекте управления качеством, обобщить и систематизировать их на основе различных методов и продолжить структурирование собственного пути познания управления качеством ДОД в Доме детского творчества.

Для теории и практики дополнительного образования в Доме детского творчества имеет важное значение то, что:

- управление качеством должно стать обязательным компонентом деятельности учреждения, сопряженным с постоянным накоплением опыта, его осмыслением, последовательной выработкой модели управления качеством образовательного процесса;

- оценка качества ДОД должна соединять в себе не только педагогические, образовательные параметры, но и те, которые связаны с особенностями Детства, проживанием его каждым ребенком в уникальной совокупности переживаний, приобретений, потери успехов, достижений в личностном росте.

Поэтому новый уровень управления качеством связан с развитием проектировочной деятельности, суть которой - самоопределение в широком смысле этого слова.

Проектирование - это способ инновационной деятельности (механизм преобразований), использующий схему “пошагового” разворачивания от общего замысла к программированию деятельности (конкретному выбору способов и средств действия), от него к конструированию или реконструированию объектов и процессов с постоянной рефлексией и корректировкой выполненного “шага”. Проектирование подразумевает не столько создание программы или другого управленческого документа, сколько соорганизацию деятельности субъектов, согласование действий в организационных, структурных программных аспектах деятельности, направленных на поэтапное реформирование объекта (программы, учреждения, системы) в конкретной социокультурной среде, используя ее ресурсы.

Таким образом, управление качеством ДОД - это обеспечение проектирования, достижения и поддержания качества условий образовательного процесса, его реализации и результатов. М.М. Поташник указывает на то, что качество образования как некий феномен и атрибут образовательного процесса обладает проектной природой и поэтому является предметом совместного проектирования детей и педагога, каждого отдельного ребенка и педагога (педагогическая поддержка), где проектирование всегда есть инновационная деятельность.

Исходя из этих требований, осуществлялось проектирование системы менеджмента качества в Доме детского творчества через разработку “Программы системы менеджмента качества ДОД”, сроком реализации 3 года. Результаты анализа, обобщения, рефлексии многих научных трудов позволили педагогическому коллективу разработать свою систему управления качеством ДОД с учетом условий данного учреждения.

Под качеством ДОД в системе Дома детского творчества мы понимаем;

- соответствие целей и результатов ДОД современным социальным требованиям, связанных с переходом на рыночную экономику. Это предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, на развитие у них способностей к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования социального опыта;

- соответствие содержания дополнительного образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности содержания образования; повышение уровня востребованности обществом результатов ДОД;

- соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья и обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Педагогический коллектив учреждения считает, что управление качеством ДОД (менеджмент) - это комплексный, целенаправленный, скоординированный процесс воздействия с целью достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов необходимым нормам, требованиям, стандартам.

В соответствии с выделенными целями была разработана политика Дома детского творчества в области качества в виде целевых установок в отношении качества и принципов деятельности, которые отражают стратегические ориентиры развития образовательной и воспитательной системы, концепцию ее стабильного функционирования и развития.

Дом детского творчества - старейшее учреждение дополнительного образования детей, созданное на базе бывшего Дома пионеров в 1991 году - это учреждение по организации досуга детей, осуществляет деятельность по 7 направлениям и оказывает значительное влияние на образовательное пространство в социуме, это сочетание традиций и инноваций в области ДОД.

Миссия Дома детского творчества - создание условий и механизма развития системы ДОД, обеспечение его современного качества, доступности и эффективности на основе сохранения лучших традиций по различным направлениям образовательной деятельности через использование локальных инновационных стратегий, основной из которых является содействие созданию ситуации успеха для каждого ребенка.

Ведущее место в проектировании СМК отведено разработке системы руководства по качеству, в котором содержится описание самой системы качества, системы управления деятельностью, влияющей на качество образования, включая следующие документированные процедуры:

- процедура определения эффективности СМК и отдельных ее элементов (вовлечение педагогов и описание процедур; управление основными процессами (образовательный, воспитательный, управленческий; мониторинг качества (анализ результативности внедрения СМК) через разработку системы показателей, исходя из условий Дома детского творчества.

- процедура входящей, промежуточной и итоговой аттестации через разработку критериев оценки, таких как эффективность, уровень обученности (ЗУН) и воспитанности воспитанников;

- процедура аттестации педагогов дополнительного образования. Так, например, в 2008-2009 уч. году в Доме детского творчества повысили свой профессиональный уровень 5 педагогов ( 2 педагога аттестовано на первую квалификационную категорию, 3 - на вторую, методист – на высшую), в 2010-2011 уч. году будут аттестовано 3 педагога, все педагоги прошли длительные курсы повышения квалификации в КИПКРО. Коллектив и администрация Дома творчества считают, что без повышения профессионального уровня педагогов нельзя говорить о качестве ДОД. Компетенция при внедрении СМК является одной из ключевых задач деятельности педагога;

- методика проведения современного занятия по дополнительному образованию с использованием ИКТ. В учреждении осуществляется постепенный переход на интерактивное обучение через проведение интегрированных занятий, внедрение новых педагогических технологий развивающего, личностно-ориентированного обучения, технологии саморазвития, научно- исследовательской деятельности и другие, ориентированные на профессиональное самоопределение воспитанников;

- методика оценки качества образовательного процесса через отслеживание таких показателей как: оценка содержания программного материала на занятии; эффективности способов деятельности педагога, технологий обучения; стиль поведения педагога, основных характеристик деятельности учащихся на занятии (уровень ЗУН, познавательная активность, творчество и т.д.);

- методики психологической и педагогической диагностики.

Исходя из методик Т.И. Шамовой, Г. Ильиной, Ю.К. Бабанского и др. были разработаны диагностика, этапы мониторинга (показатели качества на выходе), комплект оценочных листов, которые отражают такие показатели (всего 11) как: качество состава администрации; организация образовательного и воспитательного процессов, их содержание; управление образовательным учреждением; личностные достижения воспитанников и педагогов, формы регистрации данных о качестве ДОД в Доме детского творчества.

Проектирование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (предварительном, аналитическом) анализировались внешние и внутренние условия, разрабатывались дополнительные образовательные программы “Кадры Дома детского творчества”, “Одаренные дети”, “Программа развития”, “Научно- исследовательская деятельность учащихся” и др.

На втором этапе, проектировочном (основном) - разрабатывались документы, сопровождающие систему менеджмента качества, основным из которых является “Программа СМК” (одна из первых в Забайкальском крае).

На третьем этапе (реализационном (непосредственное внедрение СМК) на основании комплексной оценки реального состояния образовательной системы, осуществлялся анализ и корректировка программ, видов образовательных услуг, а также оценивались результаты внедрения СМК по установленным критериям и показателям. Функция оценки среди функций управления качеством имеет ведущее значение и носит глобальный характер.

При анализе результатов внедрения СМК в Доме творчества за 3 года можно делать вывод о том, что при осуществлении данного проекта и внедрении его в практику имеются положительные тенденции:

- разработка методологии СМК по ДОД в Доме детского творчества с учетом конкретных условий данного учреждения;

- система менеджмента качества позволяет более четко определить результативность деятельности;

- управление взаимодействием с потребителями образовательных услуг;

- удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей через образовательный процесс, включая их качество;

- повышение имиджа Дома детского творчества в социуме.

Имеются и проблемы, которые необходимо решить:

- до конца не разработаны критерии оценки результативности внедрения СМК;

- необходимость совершенствования содержания ДОД как целостного явления;

- недостаточный опыт проектирования требуемого качества ДОД в учреждении;

- необходимость научно-обоснованного управления развитием дополнительного образования, как самостоятельной составляющей системы общего образования;

- социальная эффективность Дома детского творчества

Поиск путей решения данных проблем - актуальный вопрос на современном этапе развития Дома детского творчества