Пояснительная записка
Детское движение на современном этапе развития российского общества представляет собой, по мнению педагогов-исследователей, явление организованной социальной активности детей и подростков.
Детство и юность – очень важные периоды жизни, которые имеют долгосрочные последствия не только для конкретного человека, но и для общества в целом. Главным в понимании сути происходящих в молодежной среде процессов является рассмотрение развития подрастающих поколений как перехода к самоорганизации своей жизни. Такое понимание заложено в проекте Доклада о мировом развитии – “Развитие и следующее поколение” (2007 г.). Оно является узловым моментом в определении содержания молодежной политики и стратегии деятельности общественных объединений детей и подростков.
Самоорганизация детей и подростков возможна за счет прочных результатов в областях:
- образование;
- здоровый образ жизни;
- гражданская ответственность.
Цель программы: создание условий для социального становления личности ребенка через общение и деятельностьв объединении, обогащенную социальным опытом.
Задачи:
- обеспечить адекватность всей работы с детьми в детском объединении новыми социально-экономическими отношениями;
- способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка;
- обеспечить равные возможности в социальном становлении детей и подростков;
- создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Принципы:
- самореализация как смысл включенности личности в деятельность объединения;
- самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков;
- самодеятельность как способ существования объединения;
- самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения;
- социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности;
- участвующая и поддерживающая функция взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности;
- возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становления личности в детском объединении,
Содержание программы включает три основных блока:
1. “Доброта, забота, милосердие” (Приложение № 1).
- предусматривает воспитание привычки совершать поступки доброты и отзывчивости, осознание того, что искренняя забота приносит радость (совместные творческие дела с детьми с ОВЗ, участие в различных благотворительных акциях, ярмарках-милосердия, посильная помощь членам объединения).
2. “Радость и веселье” (Приложение №2).
- предусматривает организацию досугово-массовых мероприятий (концерты, встречи, конкурсы, праздники).
3. “Лидер ХХ1 века”-предусматривает развитие лидерских способностей детей и подростков через систему проведения занятий в Школе м лидерского мастерства (ШЛМ) и организацию детского движения в условиях МОУ ДДТ.
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 8-17 лет.
Срок реализации 3 года.
Тип программы: общеразвивающая образовательная программа.
Механизм реализации программы:
Объединение является социально-педагогическим комплексом, построенное на основе сотрудничества взрослых и детей, тщательной отработки механизмов кадрового и материального обеспечения, последовательного обновления содержания, форм и методов, позволяющих проявить и реализовать самые разнообразные интересы и запросы детей и подростков.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый или эвристический;
- исследовательский.
Формы обучения:
- коллективная творческая деятельность;
- практические и индивидуальные занятия.
Этапы реализации программы:
1. Предварительный этап “ Установка”:
Задачи:
- привлечение квалифицированных кадров
- разработка плана деятельности;
- заключение договоров с заинтересованными людьми и организациями.
Общий итог работы: создание единого педагогического пространства
2. Организационный (подготовительный) этап “Привлечение”:
- провести первичную диагностику детей (анкетирование);
- сформировать общее представление о программе детского объединения у детей;
- привлечь детей к участию и организации дел в оргпериоде;
- организовать систему детского самоуправления;
-организовать вводные занятия по основным направлениям деятельности объединения;
- утверждение плана совместной работы.
Общий итог работы: успешная адаптация и самоопределение детей в выборе направлений.
3. Основной этап “ Погружение”:
- реализация программы объединения по направлениям деятельности: проведение познавательно-развлекательных, деловых игр, шоу-программ, конкурсов проектов по направлениям деятельности объединения, организация благотворительных концертов, акций, встреч с интересными людьми и др.;
- создание системы работы объединения;
- проектирование и реализация детьми своих авторских проектов;
- проведение текущей диагностики;
- анализ предложений по организации деятельности объединения.
Общий итог работы: создание ситуации успеха, проявление социальной и творческой активности, толерантности.
4. Итоговый:
- организация индивидуальных и групповых творческих отчетов по основным направлениям деятельности объединения;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- анализ полученных результатов;
- проведение итоговой диагностики;
- награждение наиболее активных участников программы.
Общий итог работы: самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация как компоненты саморазвития ребенка.
5. Аналитико-прогностический этап “ Последействие”:
- проблемно-ориентированный анализ деятельности объединения;
- прогнозирование и проектирование дальнейшей деятельности объединения.
Общий итог работы: перспективный план развития деятельности объединения.
Организационная основа программы:
Представление о нравственной основе детских общественных объединений неразрывно связано с раскрытием понятия ценности-то, что человеку особенно важно для него, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. В деятельности данного детского общественного объединения ценности выражаются в форме символов, ритуалов, традиции детского объединения, которые определяются Уставом объединения.
Символы детского общественного объединения: девиз, флаг, галстук, значок и эмблема объединения.
Ритуалы детского объединения:
Четкое и красивое выполнение ритуалов способствует формированию у подростков чувства причастности к детскому общественному объединению и его традициям, позволяет укрепить единство объединения: торжественные линейки, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным и краевым символам.
Традиции детского объединения:
- законы коллектива, традиции-события.
Руководство объединением осуществляется органами самоуправления, предусмотренными Уставом объединения.
Взаимодействие с другими общественными объединениями:
Объединение тесно взаимодействует с другими детскими общественными объединениями и организациями, находящихся на территории образовательного пространства. Входит в состав краевой детской общественной организации пионеров “ РЮЗ” (Председатель Т.А. Бусоедова) и районной детской общественной организации “ Искра”.
Прогнозируемые результаты:
На уровне личности:
- самореализация и самоактуализация творческого потенциала личности;
- становление ценностных ориентаций и гражданской позиции;
- воспитание толерантности, уважения к культуре своего народа и народов, проживающих на территории Забайкальского края;
- самоопределение воспитанников;
- высокий показатель самооценки и самоконтроля;
- развитие коммуникативности и организаторских навыков;
- преодоление кризисных ситуаций;
- способность к творческой деятельности в других коллективах;
- высокий уровень мотивации к активной социокультурной деятельности;
- высокий уровень социальной адаптации к новым условиям.
На уровне коллектива:
- высокий уровень развития детского коллектива;
- проявление взаимовыручки и взаимоуважения среди членов детского объединения;
- принятие большинством ребят законов и традиций коллективной жизни;
- определение назначения и миссии объединения;
- оказание позитивного влияния на становление гражданской позиций подростков и их ценностных ориентации.
Содержание социального опыта | Критерии оценки | Показатели результативности |
Познавательная деятельность | Когнитивный | Знания о своих важных качествах, самооценка способностей, индивидуальных качеств, умений: познавательных, исполнительных, творческих, организаторских |
Исполнительская деятельность | Мотивационно-ценностный | Адекватное отношение к себе как субъекту социума, творческое отношение к разнообразным видам деятельности |
Творческая деятельность | Деятельностно-практический | Способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество, стремление к мастерству, способность найти помощников, консультантов. Способность к самосовершенствованию (самоанализ, самореализация, самообразование) |
Эмоционально-ценностные отношения | Диагностический | Участие в конкурсах, диспутах, морально-нравственные ценности, самоопределение в принятии решений, адаптация в социуме. |
Модель выпускника:
1. Творчески акитивная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях, личность с развитыми коммуникативными навыками, проявялющая социальную инициативу, способная к целеполаганию и проектированию жизненных перспектив.
2. Нравственно-воспитанная личность, освоившая и присвоившая ценностные ориентации в смыслах человеческой деятельности, духовно-нравственные нормы и эталоны отношений и взаимодействия с людьми; проявляющая позитивное отношение к себе и окружающему миру, толерантность, патриотизм, милосердие.
Критерии и механизмы отслеживания результатов:
Система мониторинга включает в себя:
- анализ развития творческих и коммуникативных способностей, лидерских качеств через разработку критериев оценки;
Мониторинг образовательной и воспитательной деятельности необходим для того, чтобы помочь развиться лучшему, что заложено в ребенке. Он способствует индивидуальному подходу к личности каждого воспитанника объединения, помогает находить в нем, в его деятельности положительное, активизировать на развитие, одновременно устранять причины, мешающие этому развитию. Анализ позволяет сделать учебный и воспитательный процесс оптимальным и результативным, способствует самооценке воспитанников и сознательной активности учебного и творческого процессов
Блок № 1: “ДОБРОТА, ЗАБОТА, МИЛОСЕРДИЕ” (Приложение № 1)
Постановка проблемы и актуальность:
В последнее время в поселке Вершино-Дарасунском, как и в Тунгокоченском районе, наблюдается рост числа детей с ОВЗ, страдающих детскими тяжелыми заболеваниями.Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, выделяются рост травматизма, ухудшения экологической обстановки; распространения различных инфекций, наркотиков; неблагоприятные условия труда и высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей;отсутствие культуры здорового образа жизни и др..У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особенные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. В результате дети с ОВЗ становятся изолированными от общества, а их психическое и физическое развитие еще более замедляется, возрастает уровень психологической тревожности, невротических страхов, возрастают чувства одиночества.
Вышеуказанные причины подвели МОУ ДДТ к целесообразности создания детского общественного объединения и к поиску путей решения таких проблем, как:
- социальная защита детей с ОВЗ;
- адаптация к жизни в обществе.
Цель деятельности:адаптация к жизни в современном обществе детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии через создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении, признании, общении, уважении окружающих.
Задачи:
- обеспечение адекватного взаимоотношения детей с ОВЗ с обществом, коллективом;
- осознанное выполнение социальных норм и правил;
- обеспечить аномальным детям возможность активного участия в общественно-полезной деятельности;
- снятие тяжелых ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов путем совершенствования их наглядно-образного мышления, способности понимать речь, развития моторики;
- организация отдыха детей с ОВЗ в загородных лагерях и лагерях дневного пребывания.
- осуществление рекреационный и досуговой деятельности.
Целевая группа - дети и подростки – инвалиды школьного возраста, способные передвигаться и обслуживать себя самостоятельно или с посторонней помощью.
Научно-методическое обеспечение:
- использование инновационных технологий в решении социально-экономических, нравственных, психологических и педагогических проблем детей-инвалидов в системе реабилитации таких детей.
Механизм реализации программы:
Реализация программы осуществляется при взаимодействии с ОСЗН, здравоохранением, психологическими службами и администрацией районного и поселкового округов (Приложение № ).
Организация деятельности с детьми с ОВЗ (Приложение № ).
Основные мероприятия представлены в плане основных мероприятий (Приложение № ).
Методы, приемы, технологии:
С учетом того, что целевой группой программы являются дети с ОВЗ, приоритетными для них определяются следующие методы:
- сказкотерапия;
- наблюдение;
- ролевые игры;
- самостоятельная работа;
- групповые и индивидуальные занятия в объединениях.
Сказкотерапия – самый приоритетный, доступный и понятный метод для занятий с детьми с ОВЗ. Играя в “сказочные игры”, дети учатся жить , как герои, получая при этом практические навыки поведения в разных бытовых ситуациях, развития моторики, координации движения. Когда ребенок возвращается из сказочного путешествия обратно, в реальный мир, он чувствует себя более уверенным в своих силах в том,что он сможет справиться и с самим собой и с теми трудностями, которые преподнесет ему жизнь.
Наблюдение - учит детей наблюдать и рассматривать предметы и явления, так как у аномальных детей нередко отмечается отсутствие побуждения, желания рассмотреть, увидеть, понаблюдать. Деятельность организуется таким образом, чтобы она увлекала и привлекала детей, путем показа способов действия и путем поиска в предмете новых явлений и сторон, сволйств и качеств. Выражение радости нахождения нового метода и технологии способствует развитию интереса.Наконец, в результате такой системы действий ребенок приходит к свамостоятельному поиску решения и выполнения задания. У него развивается способность внимательно смотреть, наблюдать, изучать, находить новое. А развитие познавательного процесса, умение рассматривать, видеть слушать-это подготовка почвы для развития мышления и умения приобретать знания.
Ролевые игры-разучивание различных ролей, включение в них, постепенное осознание своих действий способствует улучшению памяти. Выступление перед аудиторией дети с ОВЗ преодолевают свой страх и приобретают коммуникативные навыки, столь им необходимые в жизни.
Самостоятельная работа-деффект детей с ОВЗ создает большие трудности и препятствия к развитию самостоятельности: отсутствие средств к общению порождает пассивность, беспомощность. К тому же у некоторых детей-инвалидов наблюдаются нарушения движений и пространства. Беспомощность вызывает у окружающих преувеличенную заботу, опеку. Отсюда появляется потребность уделять большое внимание самостоятельности, активности, развитию восприятия, мышления, речи, развитию движений и личности в целом.
Групповые и индивидуальные занятия-дети с ОВЗ привлекаются на занятия в различных объединениях МОУ ДДТ в зависимости от их интересов, способностей и запросов родителей.
Ожидаемый результат:
- адаптация и реабилитация детей с ОВЗ через использование новых, нетрадиционных методик.
Блок № 2: “ Радость и веселье” (Приложение № )
Постановка проблемы и актуальность:
Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения и творчества. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.
Актуальность разработки программы организации досуга в МОУ ДДТ обусловлена стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в ассоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.
Цель деятельности:создать условия для формирования общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности через вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников .
Задачи:
- освоение ребенком традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение;
- направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности;
- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
-создание условий для самосовершенствования, социальной активности детей и подростков;
- формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности, укрепления здоровья детей;
- формирование опыта организации содержательного досуга.
Принципы:
- информационной насыщенности - предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других фактов и сведений;
- массовости - предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих;
- диалогичности - означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий.
Особенность состоит в том, что если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в данной досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.
Формы игровой деятельности:
- сюжетно-ролевые игры;
- игровое имитационное моделирование;
- демонстрационные;
- театрализованные игры;
- игры-конкурсы;
- интеллектуально-творческие игры.
Методы:
- игровые методы;
- упражнения;
- обсуждение;
- создание, проигрывание и анализ ситуаций;
- творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию);
- театрализации
Механизм реализации программы:
В основе реализации данной программы
Содержание программы связано с:
- приобщением детей к традициям и культуре;
- развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных, специальных способностей;
- постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
- формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
- овладением детьми первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия.
Этапы реализации программы:
Разработаны в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых используются преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.
1 этап - возраст от 6 до 10 лет - это период обучения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивавют для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации:
- всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями);
- рисование;
- праздники.
2 этап - возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, в чем выражается их деятельность. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в “ мирное” русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:
- игры на местности;
- игры на восприятие друг друга;
- спортивные мероприятия, туризм;
- праздники.
3 этап - возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, “ самости”, осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультатнта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов.
Это могут быть:
- вечера современной музыки;
- диско-шоу;
- вечера авторской песни;
- спортивные игры;
- дискуссии;
- тренинги;
- всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д..
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.
Основные мероприятия представлены в Плане основных мероприятий (Приложение № )
Ожидаемый результат:
- осмысление с детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
- осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
- изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
- освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
- повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- формирование традиций МОУ ДДТ.
Отслеживание результатов реализации программы:
Осуществляется с помощью систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений (тетрадь успеха, мониторинг); проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ воспитанников. С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.
Все приложения находятся у автора.