Тема урока: "Зрительный анализатор"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


О, глаза – значительная вещь. Вроде барометра.
Все видно – у кого великая сушь в душе,
кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра,
а кто сам всякого боится.

(Михаил  Афанасьевич  Булгаков. Собачье сердце)

Цели  урока:

  • конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора;
  • доказать важное значение зрения в жизни человека,
  • определить особенности строения органа зрения, функции его частей, их взаимосвязь
  • дать понятие о формировании зрительного восприятия, о причинах глазных инфекций и их предупреждении, травмах глаза, их профилактике и первой помощи; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия, раскрыть роль гигиены зрения в их предупреждении; выяснить причины возникновения катаракты и бельма и способах их лечения.
  • способствовать развитию формирования умений и навыков работы с учебником, дополнительной литературой, компьютером.

ХОД УРОКА

I. Целеполагание

– Сегодня мы продолжим путешествие по нашему организму, изучив строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии окружающего мира и о том, почему надо беречь зрение. Итак, тема нашего урока: “Строение и функции зрительного анализатора”. (Записывают в тетрадях)

– Но, прежде чем отправиться в путешествие, надо к нему хорошо подготовиться. Поэтому сейчас вы выполните I задание на ваших рабочих листах, а потом мы обсудим результаты, и вы поставите себе оценку за это задание.

II. Фронтальный опрос

  1. Что такое анализатор?
  2. Чем анализатор отличается от органов чувств?
  3. Что такое иллюзии? Где используются иллюзии в повседневной жизни?
  4. Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей?
  5. Обонятельный рецептор воспринимает запах аммиака в ничтожной концентрации, но если капнуть аммиаком на обонятельный нерв, то никакой реакции организма не будет. Почему?
  6. Где располагаются центры анализаторов?
  7. Какое свойство анализаторов иллюстрирует пример: «Американка Е. Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Ее обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника».

III. Письменные задания  (могут использоваться как индивидуальные задания по карточкам):

1. Соотнесите органы чувств и раздражители, которые они воспринимают:

Орган чувств

Раздражитель

1. Орган зрения
2. Орган слуха
3. Орган вкуса
4. Орган обоняния
5. Орган осязания
А. Красный сигнал светофора
Б. Гладкий шелк
В. Горькое лекарство
Г. Пожарная сирена
Д. Аромат духов

2. Расположите части анализатора по порядку.

а) ассоциативная зона коры головного мозга,
б) рецепторы,
в) проводящие пути

3. Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге:

1) затылочная зона;
2) теменная зона;

а) Слуховой анализатор:
б) Зрительный анализатор;
в) Вкусовой анализатор

Проведи самопроверку и оцени свою работу по следующим критериям:

“3 балла” – выполнил правильно все задания.
“2 балла” – выполнил правильно 2 задания.
“1 балл” – выполнил правильно 1 задания

IV. Изучение нового материала

– Ну а сейчас перейдем к изучению нашей темы урока: «Зрительный анализатор». (Слайд 1).
– Что такое анализатор? (Слайд 2)
– Из каких элементов состоит зрительный анализатор? (Слайд 3)

– В курсе изучения  зоологии мы рассматривали особенности  органов зрения различных животных: простые и фасеточные глаза членистоногих, удивительно совершенные органы зрения головоногих моллюсков, феноменальную остроту зрения птиц. (Слайд 4)
Так, коршун с высоты 2000 метров заметит падаль, лежащую на земле. Глаза хищной птицы по праву можно назвать уникальным биноклем. Если принять остроту зрения орла за 100 процентов, то зрение человека составляет всего 52 процента от орлиного зрения.

– Чем определяется разнообразное устройство глаза? (Разнообразие устройства глаза и особенности восприятия зрительной информации во многом определяются образом жизни и средой обитания, к которым адаптирован каждый организм).

– Какие возможности открывает перед нами наше зрение? (Слайд 5)

– Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза.  Действительно, именно благодаря глазам мы с вами получаем 85% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

– Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями, парсеками и миллиардами? И все же они для нас очень важны.

– Мы можем  видеть лица своих родных людей, красоту природы.  – “Это надо видеть”, – говорим мы друг другу. Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. (Слайд 6)

Серые глаза – рассвет,
Пароходная сирена,
Дождь, разлука, серый след
За винтом бегущей пены.

Черные глаза – жара,
В море сонных звезд скольженье,
И у борта до утра
Поцелуев отраженье.

Синие глаза – луна,
Вальса белое молчанье,
Ежедневная стена
Неизбежного прощанья.

Карие глаза – песок,
Осень, волчья степь, охота,
Скачка, вся на волосок
От паденья и полета

Р. Киплинг

“Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.  О, глаза – значительная вещь. Вроде барометра. Все видно – у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится. (Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце). (Слайд 7)

– А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть...
Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.
“Береги как зеница око”, – говорят о самом дорогом. (Слайд 8)
Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну. (Слайд 9).

Расположение и внешнее строение глаза. (Слайд 10)

Глазное яблоко имеет почти сферическую форму около 2 см в диаметре, массой – 6-8 г.

– Где расположены глаза?

Движение глаз: для управления движением глаза существует 6 мышц: 4 прямые и 2 косые (Слайд  11)

– Какие вспомогательные структуры имеет глаз и какое значение они имеют? (Слайд 12)

Защитные приспособления глаза (слайд 13).

Веки и ресницы защищают глаза от пыли и световых лучей. Брови защищают глаза от стекающего пота

Слезный аппарат. (Слайд 14).

Слёзные железы, расположенные у наружного угла глаз, выделяют слезы, которые увлажняют, очищают, дезинфицируют поверхность глазного яблока (слайд 15).
Конъюнктива – тонкая прозрачная оболочка, покрывающая глаз снаружи

Внутреннее строение глаза

В ходе  объяснения заполните таблицу: «Оболочки глаза» (слайд 16).

Слайды 17, 18

Название оболочек

Значение

1. Белочная (1 мм)

Склера
Роговица

 

Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту
Преломляет лучи

2. Сосудистая  (0,2-0,4 мм)

Радужка (передняя часть сосудистой оболочки)
Зрачок (отверстие в радужной оболочке)

 

Питание глаза
Содержит пигмент, придающий цвет глазу.
Регулирует количество поступающего света

3. Сетчатка (0,15-0,20 мм) Формирование нервных импульсов под действием света

Наружная оболочка представлена склерой, переходящей в передней части в роговицу. Склера и роговица образованы соединительной тканью. Прозрачность роговицы связана с правильным расположением волокон, из которых она состоит, и от степени ее увлажненности.

Средняя оболочка глазного яблока носит название сосудистой, она насыщена кровеносными сосудами, и ее главная функция  – питательная. Передняя часть сосудистой оболочки называется радужка, или «ирис» (радуга). Она придает окраску глазу. Цвет глаз зависит от количества и распределения пигмента в радужке и строения ее поверхности. В очень темных глазах пигмент распределен по всему веществу радужки. Карий, серый и зеленый цвет глаз определяется разным количеством и распределением пигмента, а не его цветом. Упаковка черного пигмента в гранулы обуславливает голубой цвет глаз. Кроме пигмента в радужке много кровеносных сосудов и две системы мышц, одна из которых суживает, а другая расширяет зрачок. По сути, радужная оболочка представляет собой мышечный диск с отверстием в центре.

За радужной оболочкой располагается хрусталик, который благодаря сокращению ресничных мышц может изменять свою кривизну, обеспечивая фокусировку изображений близких предметов на сетчатке.

Позади хрусталика находится внутренняя камера глаза. Она соединяется с передней камерой, располагающейся между радужкой и роговицей. Оба пространства заполнены жидкостью (водянистой влагой), сходной по составу с плазмой крови, но содержащей мало белков.
4/5 объема глазного яблока заполняет стекловидное тело. Оно образовано коллоидным прозрачным веществом, которое представляет собой сильно измененную соединительную ткань.

Сетчатка – внутренняя оболочка глаза, содержащая фоторецепторные клетки. (Слайд 19)

Строение сетчатки. Фоторецепторы. (Слайд 20). Дальтонизм. (Слайд 21)

Признаки

Палочки

Колбочки

Длина 0,06 мм 0,035 мм
Диаметр 0,002 мм 0,006 мм
Количество 125-130 млн. 6-7 млн.
Изображение Черно-белое Цветное
Вещество Родопсин (зрительный пурпур) Иодопсин
Расположение Преобладают на периферии Преобладают в центральной части сетчатки

Место выхода зрительного нерва представляет собой слепую часть сетчатки – слепое пятно. На расстоянии  около 4 мм от слепого пятна имеется желтое пятно. Наиболее вдавленная часть этого пятна – центральная ямка – участок наилучшего видения.

Оптическая система глаза

В курсе физики вы уже знакомились с разделом «Оптика» и частично рассматривали глаз как оптическую систему.

– Какие структуры глаза можно отнести к оптической системе? (Слайд 23)

Поток излучения, отраженный от наблюдаемого предмета, проходит через оптическую систему глаза и фокусируется на внутренней поверхности глаза – сетчатой оболочке, образуя на ней обратное и уменьшенное изображение (мозг «переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое). Оптическую систему глаза составляют роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело.
Преломление света в глазе происходит главным образом на его внешней поверхности – роговой оболочке, или роговице, а также на поверхностях хрусталика. Радужная оболочка определяет диаметр зрачка, величина которого может изменяться непроизвольным мышечным усилием от 1 до 8 мм.

– Каким получается изображение на сетчатке?

Аккомодация – это способность глаза приспосабливаться к четкому различению предметов, расположенных на разных расстояниях от глаза.
Аккомодация происходит путем изменения кривизны поверхностей хрусталика. (Слайд 26)

Бинокулярное зрение (Слайд 27)

Мы с вами познакомились с особенностями строения и некоторыми возможностями нашего глаза. Эта сложнейшая оптическая система глаза далеко не всегда бывает совершенной, ее нарушают масса врожденных, приобретенных и возрастных изменений, которые требуют коррекции и лечения. Некоторые из вас подготовили сообщения  о дефектах зрения, болезнях и травмах глаз.

Презентация «Дефекты зрения»

Мы с вами убедились, что глаза очень сложный и важный орган нашего организма. Необходимо беречь глаза.

Презентация  «Болезни и травмы глаз»

V. Закрепление изученного (Слайд 28)

  • Чем обусловлен разный цвет радужки? В каком случае радужка имеет красноватый цвет?
  • Какова роль зрительных пигментов в восприятии световых раздражений?
  • Чем опасна «слепота на красный цвет» для водителя транспортного средства?
  • Человек вышел из освещенного помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Через некоторое время он стал различать очертания предметов. Что произошло?
  • Что такое «слепое пятно»? Откуда такое название?
  • Чем обусловлен диаметр зрачка? Какое значение это имеет?

Тест для самопроверки

1. Структура, относящаяся к вспомогательной системе глаза:

А. Роговица
Б. Веко
В. Хрусталик
Г. Радужка

2. Структура, относящаяся к оптической  системе глаза:

А.Роговица
Б. Сосудистая оболочка
В. Сетчатка
Г. Белочная оболочка

3. Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей:

А. Хрусталик
Б. Зрачок 
В. Радужка
Г. Стекловидное тело

4. Функция сетчатки:

А. Преломление лучей света  
Б. Питание глаза
В. Восприятие света, преобразование его в нервные импульсы
Г. Защита глаз

5. Функция хрусталика:

А. Регулирует количество поступающего света
Б. Преломляет и фокусирует лучи света
В. Заполняет глазное яблоко, поддерживает внутриглазное давление
Г. Воспринимает свет и преобразует его в нервные импульсы

6. Прозрачная передняя часть белочной оболочки:

А. Желтое пятно
Б. Радужка
В. Сетчатка
Г. Роговица

7. Место выхода зрительного нерва:

А. Белое пятно
Б. желтое пятно
В. Темная область
Г. Слепое пятно

8. Колбочек у человека в среднем насчитывается:

А. 50-70 млн.
Б. 120-125 млн.
В. 1,5-2 млн.
Г. 6-7 млн.

9. Особое вещество пурпурного цвета, содержащийся в палочках, называется:

А. Родопсин
Б. Опсин
В. Йодопсин
Г. Ретинен

10. Укажите правильную последовательность прохождения света от роговицы до сетчатки:

А. Роговица, стекловидное тело, хрусталик, сетчатка
Б. Роговица, стекловидное тело, зрачок, хрусталик, сетчатка
В. Роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка
Г. Роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка

VI. Домашнее задание

1. § 49, 50.
2.  Мы сегодня много узнали о нашем зрении и сегодняшнее наше путешествие заканчивается. Существует еще масса интересного о возможностях  человеческого глаза. Глаза многое могут сказать о человеке. Не зря говорят «Глаза – зеркало души»
«Глаз не только зеркало души, но и зеркало тела» (Игнац Пекцели). Одно из индивидуальных заданий  – подготовка сообщения или презентации на тему «Иридодиагностика»
3. Те, кто имеет возможность работать в Интернете, могут закрепить свои знания  по теме «Зрительный анализатор», выполнив тест.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1e7e12-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm

Используемая литература:

  1. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Биология, 2 том, Москва «Мир» 1990
  2. Учебник. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс, Дрофа, Москва. 2009.
  3. О. А. Пепеляева, И.В. Сунцова  Поурочные разработки по биологии 8 класс Вако Москва, 2005.
  4. Библиотека «Первого сентября». Биология №6(12) 2006. Г.Н. Тихонова, Н.Ю. Феоктистова «Кто как видит. Зрительный анализатор от одноклеточного до человека»