Межпредметный и межвозрастной обобщающий урок во 2-м и 3-м классе по литературному чтению и истории с элементами театрализации

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания детей по теме: “Как и чему учились наши предки?”

Задачи:

  • развивать познавательный интерес у учащихся;
  • развивать творческое мышление и воображение;
  • развивать речь, память, внимание, эмоциональную сферу учащихся;
  • воспитывать чувство прекрасного;
  • развивать умение работать в разновозрастных группах, воспитывать чувство взаимопонимания и взаимопомощи;
  • сочетать научить детей сочетать формы коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью каждого ученика;
  • прививать любовь к истории своей страны;
  • применять методы театральной педагогики.

Ход урока

Учитель 1: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас итоговый урок по теме: “Как и чему учились наши предки”. Ребята, совсем недавно вы писали сочинения о школе будущего и представляли, какой будет школа через много лет. Но будущее не может быть без настоящего и прошлого. И мы с вами на наших уроках говорили о том, что в давние времена на Руси, дети, как и вы, тоже учились в школе. Только школы были тогда другими и обучали в них совсем не так, как сейчас. Но всегда люди с большим уважением относились к тем, кто владел грамотой. На Руси говорили: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”. Итак, давайте вспомним, какой была сельская школа несколько веков назад. Мы попробовали воссоздать интерьер сельской школы. Смотрите, здесь и печь русская, которая дровами топится, гусиные перья, которыми писали ваши сверстники, иконы, да книги старинные. А, что вы ещё можете рассказать о старой школе?

Дети: Школа напоминала обычную русскую избу. Вдоль стен стояли лавки, в центре был большой деревянный стол, за которым сидели учитель и ученики.

– Учеников было немного, человек 8– 10 разного возраста. Пока одни ученики слушают объяснение учителя, другие решают задачи или повторяют зады, так раньше называли домашние задания.

Учитель 2: Где чаще всего открывались школы?

Дети: Чаще всего школы открывались при церквах и монастырях или в доме какого-нибудь грамотного человека.

Учитель 1: В наше время учебный год начинается 1 сентября. А когда начинался учебный год в старину?

Дети: Учебный год начинался в декабре. В день Наума – грамотника. В этот день молились святому Науму, чтобы он помог в учении.

Дети: Даже поговорка была: “Святой Наум наставит на ум”.

Дети: А я думаю, что осенью заканчивался сбор урожая, и дети должны были помогать взрослым, а зимой на полях и огородах все работы сделаны, и можно идти в школу.

Учитель 2: Ребята, вспомните, какие предметы изучали дети в старой школе?

Дети: В старой школе преподавали только чтение, письмо, пение и счёт, да и то, только сложение и вычитание. Но учиться было очень трудно.

Учитель 1: Ребята, а как вы думаете, почему?

Дети: За время обучения детям надо было одолеть 3 книги: Азбуку, Часослов и Псалтырь. (Дети прикрепляют на доску образцы.) Тексты в книгах были сложные, не всегда понятные. И приходилось их заучивать наизусть.

Учитель 2: А как вы думаете, научиться читать было легко или трудно?

Дети: Научиться читать, тоже было трудно. Сначала дети должны были запомнить названия букв (выходит к доске и показывает буквы) А-аз, Б-буки, В-веди, потом учились складывать слоги, а потом читали слова с названием всех букв. Пока доберёшься до конца слова, уже забудешь, с чего оно началось.

Учитель 1: Ребята, обратите внимание, что каждая буква имеет своё название и значение. Например, Аз – значит я, буки – буквы, веди – ведаю, знаю. Если попробовать прочитать эти названия, то получится: Я буквы знаю. И мы с вами на наших уроках попробуем и дальше расшифровать это алфавит.

Учитель 2: Ребята, а вы знаете, что и счёт детям было не просто освоить. В старину на Руси цифры обозначались буквами (на доске висят образцы). Для указания того, что знак является не буквой, а цифрой, сверху над ним ставили специальный знак “титло”. Так ваши сверстники терпеливо постигали азы наук.
Ребята, а вы хотели бы побывать в школе, где учились ваши сверстники много лет назад?

Дети: Да.

Учитель 1: Это, возможно, только нужно выполнить одно задание. Попробуйте собрать из частей пословицы и прочитать их. Работать будем по группам, когда группа будет готова, поднимайте руку.

На доске записаны пословицы:

Грамоте учиться,
Не стыдно не знать
Мир освещается солнцем
а человек знанием
всегда пригодится
стыдно не учиться

Дети читают собранные пословицы.

Учитель 2: А как вы понимаете смысл пословиц?

Ответы детей.

Учитель 1: Молодцы, ребята! А теперь давайте представим, тёмноё зимнее утро. Изо всех окрестных деревенек тянутся дети в свою сельскую школу. Детям приходится вставать очень рано, часа в четыре утра, чтобы успеть к занятиям. Идут мальчики и девочки по узкой дорожке среди сугробов несколько километров. Немного страшно: ведь темно, а рядом лес. Трудно ходить в школу так далеко – и в мороз, и в холод под ветром. Но, ни дальний путь, ни раннее вставание, ни холод не останавливали детей, всем хотелось грамоте научиться.
Вот и к нам пришли ребята из старой сельской школы, давайте будем гостей встречать.

Звучит музыка, входят учитель и дети 3 “В”, изображая детей из старой школы.

Учитель 2: Здравствуйте. Вот и пришли мы к вам с моими ребятушками.

Учитель 1: Очень жалко, что вы к нам не к началу урока пришли.

Учитель 2: Заняты мы были.

Учитель 1: Чем же?

Учитель 2: По дому матушкам помогали.

Дети:

Я по воду ходила.
Я коровушку доила.
Я печь топила.
Я тесто месила.
Я избу убирала.
А я песни распевала, в хоровод подруг зазывала.

Учитель 2: А, ну-ка, ребята, вставайте, да движения за нами повторяйте.

Звучит песня “Ах, вы сени”. Музыкальная физкультминутка.

Ученик 1:

В школу тщательно иди
И товарища своего веди.
В школу с молитвой входи
И учителя благодари.

Ученик 2:

В старину учились дети
Приходили на рассвете
И твердили буквы так
“А” да “ Б”
Как “аз” да “буки”
“В” – как “веди”,
“О” – как “он”,
“Д”– “добро”,
А “Эм”–“ мыслете”
“П” –“покой”
А “ Г”– “глаголь”.

Ученик 3:

Вот такой чудной вначале
Наша азбука была.
Вот таким пером писали
Из гусиного крыла. (Показывают перо.)

Дети выходят к доске и показывают буквы.

Ученик 4:

Книги редкостью огромной
Были в давние года,
И детишки с уваженьем
Относились к ним всегда.

Ученик 5:

Книги ваши добре храните,
И опасно на место кладите,
И листов в них не пригибайте,
Книг на седалищном месте не оставляйте,
Книг аще кто не бережёт.
Таковый души своей не бережёт.

Ученик 6:

Тех, кто не хотел учиться,
Бедокурил и шалил.
На горох учитель ставил,
Или розгами грозил. (Показывает на розги.)

Учитель 2: Дети мои непослушные! Розга ум вострит, возбуждает память.

Ученик 7:

И старались мы учиться,
И азы все постигать,
Нас учили не лениться,
Класс в порядке содержать.

Ученик 8:

Сосуды воды свежия в школу приносите,
Лохань же со стоялой водой вон износите,
Стол и лавки чисто велице моются.
Сим бо познаётся ваша личная лепота,
Аще у вас будет школьная чистота.

Ученик 9:

Наставления учитель
Терпеливо нам твердил,
Словно ласковый родитель
Нас любил он и учил.

Ученик 10: В нашей школе все относятся к учителю с глубоким почтением. Учитель – самый уважаемый человек в деревне. Здороваясь с учителем, мужчины снимают шапку. И всегда к учителю идут за мудрым советом. “ Почитай учителя как родителя”– говорят у нас.

Учитель 2: А, что вы интересного расскажите нам о своей школе?

Учитель 1: А мы можем вам стихи почитать. Дома ребята из двух классов попробовали сочинить стихи про нашу школу. Мы объединили несколько четверостиший из разных стихотворений и вот, что у нас получилось. Давайте послушаем.

В Кузьминках на улице Окской,
Стоит удивительный дом.
В нём правит чудесный директор –
Владимир Абрамович он.
Я в школу хожу с настроеньем,
Я многое там познаю:
Читаю, считаю, рисую,
Москву изучаю мою.
И учит меня мой учитель:
Добру, уваженью, труду.
Любовь к своей школе надолго
Я в сердце своём сохраню.

Наша школа лучше всех!
В ней звучит весёлый смех.
Мы в ней учимся отлично,
Убедитесь в этом лично.
Здесь учитель нас встречает
Широтой души своей.
Окружает нас заботой,
Делает нас всех умней.
Мне нравится школа,
Ведь я в ней учусь.
Мне нравится школа,
И я ей горжусь!

Школу нашу я люблю.
В школу с радостью иду.
В школе радостно живём.
Школа – наш любимый дом.
Никогда здесь не скучаем,
В праздники стихи читаем,
Любим петь и танцевать,
На экскурсиях бывать.
Цифры 8, 2 и 5 не устану повторять.
Обойди весь белый свет,
Лучше нашей школы нет.

Учитель 2: Спасибо вам. А теперь, чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам нашим, откройте в сердце своём истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, которые только ногами дрыгают и словеса глаголют.

Учитель 1: Начнем же, дети учение наше. Будем грамоте учиться, счёту и всякому написанному святых книг слову. Принесли мы вам задания из нашей школы. Попробуйте, детушки, прочитать слово, называя наши буквы.

Дети читают слово “вода” (“веди” – “он” во “добро” – “аз” да “ вода”).

Учитель 2: Ребята, а вы знаете, кто создал русскую азбуку.

Учитель 1: Молодцы! Скажите, а как произошло само слово “азбука?”

Предполагаемые ответы детей.

Учитель 2: Ребята, а теперь попробуйте решить наши задачи.

Задания

1-я группа
Реши задачу: Семеро пашут, на восемь больше руками машут, да двенадцать помогают, песни распевают. Вопрос: Сколько людей в поле?

2-я группа
В семье мать, отец, да пять братьев. У каждого брата есть сестра. Сколько всего людей в семье?

3-я группа
Трое детей собрали лукошко ягод и ещё пол лукошка. Как им эти ягоды разделить поровну? Сколько получит каждый?

Учитель 2: Молодцы, ребята! Но в школе не только грамоте обучались, но и ремеслу учились.

Учитель 1: А давайте мастера позовём.

Заходит ребёнок, исполняющий роль Мастера и с ним 4 ребёнка-помощника из 3 “В”.

Мастер: Как красиво и уютно у вас. Чугунок с кашей поспевает. Картина, какая красивая висит. А может быть, вы скажите мне, кто эту картину написал?

Дети: Эту картину написал Борис Кустодиев.

Мастер: А я смотрю, что и на картине чугунок с кашей нарисован. А коль кашу вместе ели, то, как же называли детей, которые учились в одном классе?

Дети: Однокашники.

Дети: Мастер, а что у Вас в лукошке?

Мастер: Ну-ка, помощники, покажите ребятам, что у нас в лукошке.

Помощник 1: Вот деревянная игрушка, немного грустная. Нам предстоит её украсить.

Помощник 2: Украшать мы будем игрушку красками яркими да лучистыми.

Помощник 3: Кисточки должны быть тонкими. (Покажите кисточки).

Мастер вешает плакаты с разукрашенными зверями. Дети-помощники показывают свои игрушки. Дети начинают рисовать, старшие дети помогают. Звучит музыка.

Мастер: Давайте покажем нашим гостям, что у нас получилось.

Учитель 2: Да и пора нам, заждались нас в старой школе. Желаем вам хорошо учиться, никогда не лениться, учителей почитать. И всегда помнить, что корень учения горек, а плод его сладок.

Учитель 1: Спасибо вам, гости дорогие! За науку, за обучение ремеслу, за мудрые наставления. Ведь не зря испокон веков на Руси говорили “ Ученье – свет, а неученье – тьма”. Ребята, а давай те мы нашим гостям песню подарим, а все, кто эту песню знает, пусть нам подпевает.

Дети исполняют песню “Чему учат в школе”.