Цель: обобщить знания детей по теме: “Как и чему учились наши предки?”
Задачи:
- развивать познавательный интерес у учащихся;
- развивать творческое мышление и воображение;
- развивать речь, память, внимание, эмоциональную сферу учащихся;
- воспитывать чувство прекрасного;
- развивать умение работать в разновозрастных группах, воспитывать чувство взаимопонимания и взаимопомощи;
- сочетать научить детей сочетать формы коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью каждого ученика;
- прививать любовь к истории своей страны;
- применять методы театральной педагогики.
Ход урока
Учитель 1: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас итоговый урок по теме: “Как и чему учились наши предки”. Ребята, совсем недавно вы писали сочинения о школе будущего и представляли, какой будет школа через много лет. Но будущее не может быть без настоящего и прошлого. И мы с вами на наших уроках говорили о том, что в давние времена на Руси, дети, как и вы, тоже учились в школе. Только школы были тогда другими и обучали в них совсем не так, как сейчас. Но всегда люди с большим уважением относились к тем, кто владел грамотой. На Руси говорили: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”. Итак, давайте вспомним, какой была сельская школа несколько веков назад. Мы попробовали воссоздать интерьер сельской школы. Смотрите, здесь и печь русская, которая дровами топится, гусиные перья, которыми писали ваши сверстники, иконы, да книги старинные. А, что вы ещё можете рассказать о старой школе?
Дети: Школа напоминала обычную русскую избу. Вдоль стен стояли лавки, в центре был большой деревянный стол, за которым сидели учитель и ученики.
– Учеников было немного, человек 8– 10 разного возраста. Пока одни ученики слушают объяснение учителя, другие решают задачи или повторяют зады, так раньше называли домашние задания.
Учитель 2: Где чаще всего открывались школы?
Дети: Чаще всего школы открывались при церквах и монастырях или в доме какого-нибудь грамотного человека.
Учитель 1: В наше время учебный год начинается 1 сентября. А когда начинался учебный год в старину?
Дети: Учебный год начинался в декабре. В день Наума – грамотника. В этот день молились святому Науму, чтобы он помог в учении.
Дети: Даже поговорка была: “Святой Наум наставит на ум”.
Дети: А я думаю, что осенью заканчивался сбор урожая, и дети должны были помогать взрослым, а зимой на полях и огородах все работы сделаны, и можно идти в школу.
Учитель 2: Ребята, вспомните, какие предметы изучали дети в старой школе?
Дети: В старой школе преподавали только чтение, письмо, пение и счёт, да и то, только сложение и вычитание. Но учиться было очень трудно.
Учитель 1: Ребята, а как вы думаете, почему?
Дети: За время обучения детям надо было одолеть 3 книги: Азбуку, Часослов и Псалтырь. (Дети прикрепляют на доску образцы.) Тексты в книгах были сложные, не всегда понятные. И приходилось их заучивать наизусть.
Учитель 2: А как вы думаете, научиться читать было легко или трудно?
Дети: Научиться читать, тоже было трудно. Сначала дети должны были запомнить названия букв (выходит к доске и показывает буквы) А-аз, Б-буки, В-веди, потом учились складывать слоги, а потом читали слова с названием всех букв. Пока доберёшься до конца слова, уже забудешь, с чего оно началось.
Учитель 1: Ребята, обратите внимание, что каждая буква имеет своё название и значение. Например, Аз – значит я, буки – буквы, веди – ведаю, знаю. Если попробовать прочитать эти названия, то получится: Я буквы знаю. И мы с вами на наших уроках попробуем и дальше расшифровать это алфавит.
Учитель 2: Ребята, а вы знаете, что и счёт детям
было не просто освоить. В старину на Руси цифры
обозначались буквами (на доске висят образцы).
Для указания того, что знак является не буквой, а
цифрой, сверху над ним ставили специальный знак
“титло”. Так ваши сверстники терпеливо
постигали азы наук.
Ребята, а вы хотели бы побывать в школе, где
учились ваши сверстники много лет назад?
Дети: Да.
Учитель 1: Это, возможно, только нужно выполнить одно задание. Попробуйте собрать из частей пословицы и прочитать их. Работать будем по группам, когда группа будет готова, поднимайте руку.
На доске записаны пословицы:
Грамоте учиться,
Не стыдно не знать
Мир освещается солнцема человек знанием
всегда пригодится
стыдно не учиться
Дети читают собранные пословицы.
Учитель 2: А как вы понимаете смысл пословиц?
Ответы детей.
Учитель 1: Молодцы, ребята! А теперь давайте
представим, тёмноё зимнее утро. Изо всех
окрестных деревенек тянутся дети в свою сельскую
школу. Детям приходится вставать очень рано, часа
в четыре утра, чтобы успеть к занятиям. Идут
мальчики и девочки по узкой дорожке среди
сугробов несколько километров. Немного страшно:
ведь темно, а рядом лес. Трудно ходить в школу так
далеко – и в мороз, и в холод под ветром. Но, ни
дальний путь, ни раннее вставание, ни холод не
останавливали детей, всем хотелось грамоте
научиться.
Вот и к нам пришли ребята из старой сельской
школы, давайте будем гостей встречать.
Звучит музыка, входят учитель и дети 3 “В”, изображая детей из старой школы.
Учитель 2: Здравствуйте. Вот и пришли мы к вам с моими ребятушками.
Учитель 1: Очень жалко, что вы к нам не к началу урока пришли.
Учитель 2: Заняты мы были.
Учитель 1: Чем же?
Учитель 2: По дому матушкам помогали.
Дети:
– Я по воду ходила.
– Я коровушку доила.
– Я печь топила.
– Я тесто месила.
– Я избу убирала.
– А я песни распевала, в хоровод подруг
зазывала.
Учитель 2: А, ну-ка, ребята, вставайте, да движения за нами повторяйте.
Звучит песня “Ах, вы сени”. Музыкальная физкультминутка.
Ученик 1:
В школу тщательно иди
И товарища своего веди.
В школу с молитвой входи
И учителя благодари.
Ученик 2:
В старину учились дети
Приходили на рассвете
И твердили буквы так
“А” да “ Б”
Как “аз” да “буки”
“В” – как “веди”,
“О” – как “он”,
“Д”– “добро”,
А “Эм”–“ мыслете”
“П” –“покой”
А “ Г”– “глаголь”.
Ученик 3:
Вот такой чудной вначале
Наша азбука была.
Вот таким пером писали
Из гусиного крыла. (Показывают перо.)
Дети выходят к доске и показывают буквы.
Ученик 4:
Книги редкостью огромной
Были в давние года,
И детишки с уваженьем
Относились к ним всегда.
Ученик 5:
Книги ваши добре храните,
И опасно на место кладите,
И листов в них не пригибайте,
Книг на седалищном месте не оставляйте,
Книг аще кто не бережёт.
Таковый души своей не бережёт.
Ученик 6:
Тех, кто не хотел учиться,
Бедокурил и шалил.
На горох учитель ставил,
Или розгами грозил. (Показывает на розги.)
Учитель 2: Дети мои непослушные! Розга ум вострит, возбуждает память.
Ученик 7:
И старались мы учиться,
И азы все постигать,
Нас учили не лениться,
Класс в порядке содержать.
Ученик 8:
Сосуды воды свежия в школу приносите,
Лохань же со стоялой водой вон износите,
Стол и лавки чисто велице моются.
Сим бо познаётся ваша личная лепота,
Аще у вас будет школьная чистота.
Ученик 9:
Наставления учитель
Терпеливо нам твердил,
Словно ласковый родитель
Нас любил он и учил.
Ученик 10: В нашей школе все относятся к учителю с глубоким почтением. Учитель – самый уважаемый человек в деревне. Здороваясь с учителем, мужчины снимают шапку. И всегда к учителю идут за мудрым советом. “ Почитай учителя как родителя”– говорят у нас.
Учитель 2: А, что вы интересного расскажите нам о своей школе?
Учитель 1: А мы можем вам стихи почитать. Дома ребята из двух классов попробовали сочинить стихи про нашу школу. Мы объединили несколько четверостиший из разных стихотворений и вот, что у нас получилось. Давайте послушаем.
В Кузьминках на улице Окской,
Стоит удивительный дом.
В нём правит чудесный директор –
Владимир Абрамович он.
Я в школу хожу с настроеньем,
Я многое там познаю:
Читаю, считаю, рисую,
Москву изучаю мою.
И учит меня мой учитель:
Добру, уваженью, труду.
Любовь к своей школе надолго
Я в сердце своём сохраню.
Наша школа лучше всех!
В ней звучит весёлый смех.
Мы в ней учимся отлично,
Убедитесь в этом лично.
Здесь учитель нас встречает
Широтой души своей.
Окружает нас заботой,
Делает нас всех умней.
Мне нравится школа,
Ведь я в ней учусь.
Мне нравится школа,
И я ей горжусь!Школу нашу я люблю.
В школу с радостью иду.
В школе радостно живём.
Школа – наш любимый дом.
Никогда здесь не скучаем,
В праздники стихи читаем,
Любим петь и танцевать,
На экскурсиях бывать.
Цифры 8, 2 и 5 не устану повторять.
Обойди весь белый свет,
Лучше нашей школы нет.
Учитель 2: Спасибо вам. А теперь, чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам нашим, откройте в сердце своём истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, которые только ногами дрыгают и словеса глаголют.
Учитель 1: Начнем же, дети учение наше. Будем грамоте учиться, счёту и всякому написанному святых книг слову. Принесли мы вам задания из нашей школы. Попробуйте, детушки, прочитать слово, называя наши буквы.
Дети читают слово “вода” (“веди” – “он” во “добро” – “аз” да “ вода”).
Учитель 2: Ребята, а вы знаете, кто создал русскую азбуку.
Учитель 1: Молодцы! Скажите, а как произошло само слово “азбука?”
Предполагаемые ответы детей.
Учитель 2: Ребята, а теперь попробуйте решить наши задачи.
Задания
1-я группа
Реши задачу: Семеро пашут, на восемь больше
руками машут, да двенадцать помогают, песни
распевают. Вопрос: Сколько людей в поле?
2-я группа
В семье мать, отец, да пять братьев. У каждого
брата есть сестра. Сколько всего людей в семье?
3-я группа
Трое детей собрали лукошко ягод и ещё пол
лукошка. Как им эти ягоды разделить поровну?
Сколько получит каждый?
Учитель 2: Молодцы, ребята! Но в школе не только грамоте обучались, но и ремеслу учились.
Учитель 1: А давайте мастера позовём.
Заходит ребёнок, исполняющий роль Мастера и с ним 4 ребёнка-помощника из 3 “В”.
Мастер: Как красиво и уютно у вас. Чугунок с кашей поспевает. Картина, какая красивая висит. А может быть, вы скажите мне, кто эту картину написал?
Дети: Эту картину написал Борис Кустодиев.
Мастер: А я смотрю, что и на картине чугунок с кашей нарисован. А коль кашу вместе ели, то, как же называли детей, которые учились в одном классе?
Дети: Однокашники.
Дети: Мастер, а что у Вас в лукошке?
Мастер: Ну-ка, помощники, покажите ребятам, что у нас в лукошке.
Помощник 1: Вот деревянная игрушка, немного грустная. Нам предстоит её украсить.
Помощник 2: Украшать мы будем игрушку красками яркими да лучистыми.
Помощник 3: Кисточки должны быть тонкими. (Покажите кисточки).
Мастер вешает плакаты с разукрашенными зверями. Дети-помощники показывают свои игрушки. Дети начинают рисовать, старшие дети помогают. Звучит музыка.
Мастер: Давайте покажем нашим гостям, что у нас получилось.
Учитель 2: Да и пора нам, заждались нас в старой школе. Желаем вам хорошо учиться, никогда не лениться, учителей почитать. И всегда помнить, что корень учения горек, а плод его сладок.
Учитель 1: Спасибо вам, гости дорогие! За науку, за обучение ремеслу, за мудрые наставления. Ведь не зря испокон веков на Руси говорили “ Ученье – свет, а неученье – тьма”. Ребята, а давай те мы нашим гостям песню подарим, а все, кто эту песню знает, пусть нам подпевает.
Дети исполняют песню “Чему учат в школе”.