Занятие в детском доме "Сохраним здоровье в мастерской"

Разделы: Технология


Цель:

  • расширить представления об истории рабочих инструментов; совершенствовать навыки культуры общения, по средствам анализа высказываний великих людей о здоровье, счастье, труде;
  • обобщить знания по правилам безопасной работы и сохранению здоровью;
  • воспитывать положительную мотивацию к исполнению правил поведения в мастерской и инструкций техники безопасности.

Тип занятий: обобщение и совершенствование знаний.

Метод обучения: репродуктивный с элементами ролевой игры.

Форма обучения: индивидуальная.

Интеграция: литература, истории, русский язык, география.

Оборудование: можно использовать мультимедийную приставку (15 минут) или наглядные пособия по инструкциям техники безопасности, правилам поведения в мастерской, кроссворд; журнал “инструктажа воспитанников по т/б”; иголки, булавки, ножницы, напёрсток.

Ход занятия

1. Организационно-подготовительный этап

1) Проверка наличия обучающихся, осмотр внешнего вида.
2) Организация рабочего места.
3) Сообщение темы и целей занятия.

2. Актуализация знаний обучающихся

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии, которое называется “Сохраним здоровье в мастерской”, мы вспомним наши знания по правилам безопасной работы и о способах сохранения здоровья на долгие годы вашей жизни. А также познакомимся с историей происхождения привычных в быту предметов. И хочу начать наше занятие с вопроса: “Что самое дорогое есть у человека, что нельзя купить не за какие деньги, и чем надо дорожить и беречь”?

– Конечно, для человека самое дорогое, что дал ему Бог-это жизнь. И наша задача – жить долго и счастливо, и быть всегда здоровым. Давайте сейчас посмотрим, что говорят великие люди о “жизни”, “здоровье”, “счастье”. (Участники занятия по очереди вытягивают карточки с высказываниями и объясняют их, если одному сложно – ему помогают остальные. Можно показать эти высказывания на слайде и вместе объяснять.)

Высказывания:

  • “Что же милее всего для человека? Жизнь: потому, что с нею только связаны все наши радости, всё наше счастье, все наши надежды”. (Н.Г.Чернышевский.)
  • “Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы”. (Т.Карлейль.)
  • “Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”. (Ж.Лабрюйер.)
  • “Здоровье – дороже золота”. (В. Шекспир.)
  • “Счастье заключается, прежде всего, в здоровье”. (Георг Куртис.)
  • “Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе, величайшее счастье”. (С.Н. Сергеев-Ценский.)

Залетает “Незнайка”.

Незнайка: Ой, куда я попал? Чёй – то вы тут делаете?

Преподаватель: Здравствуете. У нас идёт занятие. А ты кто такой? И как ты заходишь в помещение?

Незнайка: Я? А вы меня не узнали? Я, Незнайка.

Преподаватель: Ах, Незнайка.

Незнайка: У вас занятие, учёба, лучше я побегу дальше. Может, что интересное увижу.

Преподаватель: А у нас тоже будет много интересной информации, которая пригодиться в жизни, так, что оставайся у нас. Садись и слушай. Ребята, а давайте разберём, правильно ли Незнайка появился в кабинете, и познакомим нашего гостя с правилами внутреннего распорядка.

(Дети отвечают.)

Правила внутреннего распорядка.

  1. Приходить на занятие за несколько минут до начала.
  2. Постучать. Входить в кабинет только с разрешения инструктора по труду.
  3. Перед началом занятия вымыть руки и надеть спецодежду (если это требуется).
  4. Сидеть на закреплённых местах, не вставать без разрешения, не бегать по кабинету.
  5. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.
  6. Соблюдать правила безопасности труда. Учащиеся, не ознакомившиеся с правилами техники безопасности, к практическим занятиям не допускаются.
  7. Бережно относиться к оборудованию и инструментам.
  8. По окончании работы убрать своё рабочее место.

Преподаватель: Вот Незнайка, какие правила, ребята знают и соблюдают, а теперь и ты с ними познакомился. А ещё в нашем кабинете имеются опасные инструменты.

Незнайка: Да ладно, какие там ещё опасные инструменты?

Преподаватель: Ребята, давайте назовём инструменты, которые могут нанести вред вашему здоровью, если неправильно их использовать. Но не просто назовём, отгадаем загадки:

Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка.)
Сама мала
Носик острый,
Голова кругла.
(Булавка.)
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
(Ножницы.)

– Молодцы, знаете загадки и ответы на них. А сейчас совершим путешествие в историю. Некоторые ребята подготовили сообщения.

1. Игла – это заострённый стержень для шитья с ушком на конце. В каменном веке иглой служила рыбья кость, но она была очень хрупкая, стали искать ей замену. Только в 14 веке, в Европе появились стальные игла. В Россию стальная игла была завезена в 17 веке из Германии. На Руси их ковали из бронзы и железа, а для богатых – из серебра.

Игла служила не только для шитья или вышивки. В 16 веке ею стали пользоваться художники для выполнения гравюр (рисунок на металлической доске). В 17 веке с помощью иглы творили А.Ван-Дейк, Рембранд, Ф.Буше, У.Хогарт, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков и многие другие.

Следующая “специальность” иглы – медицина. Иглой нам делают уколы, хирурги пользуются ими, офтальмологи и применяют в иглоукалывании.

Ещё её используют в проигрывателях, когда ставят пластинку, для воспроизведения музыки. В прошлом веке существовало даже игольчатое ружьё.

2. Булавка служит для временного скрепления деталей. Самым древним родственником булавки были, по всей видимости, шипы растений. Не случайно в некоторых языках слово “булавка” происходит от латинского “шип” или “колючка”.

У маленькой булавки – богатая история. Делали их из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь иногда булавка использовалась больше для украшения, чем для скрепления одежды.

В этом виде, в каком мы их знаем, Булавки стали производить в конце 15 века. Тогда они были такой ценностью, что набор считался достойным подарком к празднику. И до сегодняшних дней сохранилось у людей бережное отношение к иголкам и булавкам.

3. Самые первые ножницы появились у человека потому, что ему надо было как-то стричь: овец. Случилось это три с половиной тысяч лет назад, ножницы тогда представляли собой два лезвия, соединённых наподобие пинцета. Изменения в конструкции ножниц произошло, когда великий грек, математик и механик Архимед сказал: “Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!” – и изобрёл рычаг. И только после этого, примерно 1000 лет назад, какому-то ремесленнику пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки загнуть кольцами. А далее изобретение начало жить своей жизнью: временами усовершенствоваться (превращаясь в рабочий инструмент парикмахеров и лекарей), а временами становясь предметами роскоши из серебра и золота.

А потом англичане изобрели ножницы для газонов, французы стали разделывать ими тушки гусей, немцы – огромные ножницы для помощи при авариях на дорогах.

Преподаватель. Вот с какой интересной историей нас познакомили ребята. Незнайка, а ты знаешь, как правильно пользоваться этими инструментами? Нет? Ребята, давайте с вами вспомним эти правила (можно показать слайд с поочерёдным появлением правил и выключить установку), называем правило по порядку, я на плакате открываю ответ (убираю полоску бумаги)

Техника безопасности при работе с иглой и булавками.

  1. Иголки и булавки должны храниться в игольнице.
  2. Нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в мягкую мебель.
  3. Нельзя брать иголку в рот.
  4. Нельзя бросать или оставлять иголку без нитки.
  5. Сломанную иголку отдать взрослому или завернуть в бумажку и выкинуть.

Техника безопасности при работе с ножницами.

  1. Ножницы должны храниться в футляре.
  2. В нерабочем состоянии ножницы должны находиться справа, кольцами к себе.
  3. Передавать ножницы сомкнутыми концами, кольцами вперёд.
  4. Если вам нужно встать из-за стола оставляете ножницы на рабочем месте.

Чтобы вы не забывали эти правила, я хочу подарить вам памятки – “Техника безопасности в стихах”. (см. Приложение 1).

Преподаватель. Ребята, одежде нас защищает, согревает, а чем мы можем защитить пальчик при шитье иглой? Конечно, надев на пальчик напёрсток, этот предмет вы знаете. А вы знаете, как и когда появилось это слово на Руси? Может, ты Незнайка знаешь? Нет? Тогда слушайте.

Слова “перстень”, “напёрсток”, “перчатка” – родственные. Почему? У них одинаковый корень (какой? Отметь на полученных карточках) – “перст”. Вы скажете, что слово “перчатка” – не подходит. И опять история привычных вещей подскажет, что до 18 века “перчатки” называли “персчатки”, от слова “перст” – палец. Слово “напёрсток” – древнерусское. А вы знаете, как это слово звучит у других народов? (Можно показать слайд и выключить в конце показа, можно повесить плакат). Это слово изменилось и звучит у поляков – напарстэк; у чехов – напрстэк, у болгар – напръстник, у литовцев – пирстас, у украинцев – напалёк.

А как вы думаете, с помощью чего можно сохранить здоровье и хорошую форму тела на долгие годы жизни, и не болеть? Конечно, нужно заниматься спортом, делать утреннюю зарядку. Вы все делаете зарядку? Молодцы. А Незнайка у нас устал сидеть без дела. Ребята нам пора сделать разминку. Незнайка. Я хочу сделать сам и провести для всех ребят разминку. Преподаватель. Так вперёд.

Гимнастика для глаз

(Гимнастика делается сидя.)

  1. Вертикальные движения глазами вверх (считать до трёх), вниз (считать до трёх) – повторить 5–7 раз.
  2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево – 5–7 раз.
  3. Круговые движения – по часовой стрелки, затем – против часовой – 5–7 раз.
  4. Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, движется к носу и обратно, затем – вправо, влево – 3–4 раза.

Укрепление вестибулярного аппарата (сидя)

  1. Наклоны головы вперёд и назад, до касания затылком спины.
  2. Повороты головы вправо и влево до упора.
  3. Круговые движения головы.

Профилактика нарушения осанки (стоя)

Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперёд.
Повторить упражнение – поменяв руки.

3. Заключительный этап

Учитель: Молодцы. Все замечательно выполняли упражнения вместе с Незнайкой. А сейчас вам предстоит отгадать небольшой кроссворд. Он состоит из тех слов, которые сегодня звучали на занятии, а в итоге должно получиться главное слово.

Кроссворд

По горизонтали:

3. Что мы подкладываем ночью под голову.
4. Помещение, где вы шьёте, мастерите.
5. Иголка, но не для шитья.
7. Одежда для пальца.
8. Они должны соблюдаться всегда и везде, а в математике и русском языке их учат наизусть.

По вертикали:

1. Тонка, длинна, одноуха.
2. То. что должны мы беречь смолоду.
6. “Два конца, два кольца, а посередине гвоздик”.

Анализ проведённого занятия

– Ребята, давайте вспомним: 1) чем мы сегодня занимались на занятии; 2) что нового вы узнали; 3) с чем познакомились?

А сейчас вам предстоит выполнить ответственное задание, послушайте, в чём оно заключается: в начале каждого учебного года директор всем педагогам даёт подписывать разные инструкции, которые мы не можем нарушать. Вот и вы должны расписаться в соответствующих инструкциях по технике безопасности, которые мы повторяли сегодня и никогда не будите их нарушать. Дети расписываются.

Рефлексия. 1. Пригодятся ли вам знания этих правил в жизни. 2. Продолжите фразу: “Я постараюсь никогда не нарушать…….”. “Мне понравилось занятие тем, что……”. “Мне интересно было узнать, что……”. “На следующем занятии хотелось бы узнать или увидеть……”.

Подведение итогов

– Ребята, вы сегодня все хорошо работали: слушали, отвечали на вопросы, подготовили сообщения, занимались разминкой, отгадывали кроссворд, подписывали инструкции, узнали много нового. Я желаю вам хорошего здоровья, чтобы каждый нашёл для себя занятие в спорте. Дома подумайте, пожалуйста, какие ещё есть опасные предметы в быту и какие вы составили бы к ним инструкции по безопасной работе с ними.

– Спасибо всем. Занятие окончено, убирайте свои рабочие места. До свидание.

Литература

  1. Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. Изд. 8-е, Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1979.
  2. Каневец О.Ф. Технология. Тетрадь рабочая для 5–го класса. Саратов: “Лицей”, 1999.
  3. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами. – Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Мачехин А.Е. В поисках смысла. Изд. 2-е, перераб. И доп.– М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  5. Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных школ. – М.: Вентана-Графф, 2005.
  6. Журнал. Школа и производство, – Школа-Пресс, №6, 2005.