Урок по окружающему миру по теме "Клетка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Сформировать представление о клеточном строении живых организмов.

2. Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять словарный запас.

3. Воспитывать интерес к предмету, любознательность, наблюдательность, аналитические способности.

Оборудование: учебник “Окружающий мир 3 класс” автор Л.М.Цветова, рабочая тетрадь по окружающему миру, презентация микроскоп с препаратом, пакет, горошина, словарь урока: микроорганизмы, клетка, одноклеточные, микроскоп (новые слова вывешиваются на доске).

Ход урока

1. Адаптационный этап.

- На уроках окружающего мира мы говорим о живых организмах.

- Что к ним относится? (Слайд 3. Презентация)

- Какие признаки живых организмов вы знаете? (Слайд 4)

- А какое ещё свойство объединяет все живые организмы? (Слайд 5)

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Слайд 6)

2. Основной этап.

- Рассмотрите рисунки. (Слайд 7)

- Что на них изображено?

- Можно ли сказать, что это живые организмы?

- К какой группе они относятся?

- Достаточно ли наших знаний для ответа на эти вопросы?

- Где мы их можем получить?

- Откройте учебник на странице 9 и найдите значок дополнительной информации.

- Прочитайте до рамочки.

- Так, что же изображено на рисунке?

- Что это за организмы?

- Почему они так называются?

- С помощью какого прибора их можно рассмотреть?

- Какие живые существа относятся к микроорганизмам?

- Все ли животные, растения и грибы являются микроорганизмами?

- Какие из них?

- У вас на столах лежат рисунки. Рассмотрите их. (Слайд 8)

- Сравните по размеру, форме, цвету. Сделайте вывод.

- Такое строение учёные назвали клеткой.

- Почему именно клеткой выясним позже.

- Организмы, которые состоят из одной клетки, называются - одноклеточными.

- Как вы думаете, почему они так называются?

- Что относится к одноклеточным микроорганизмам?

- Все ли растения, животные и грибы одноклеточные?

- Какие из них?

- Давайте посмотрим, из чего состоят другие организмы. Для этого нам понадобится микроскоп. Мы будем исследовать кусочки репчатого лука. Вспомните правила пользования микроскопом.

- А теперь рассмотрите, из чего же состоит лук.

- Зарисуйте. (На листочках)

- Сравните со слайдом. (Слайд 9)

- Похожи ли эти кирпичики на клетки, которые мы рассматривали в начале?

- Вот такое строение и назвали клеткой.

- Какой сделаем вывод?

- Только этих клеток сколько?

- Можно ли сказать, что они одноклеточные?

- Как они называются? Почему?

- Посмотрите на строение клетки. (Слайд 10) Учёные после долгих наблюдений выяснили, что она состоит из оболочки, внутри есть жидкость и ядро. (Слайд 11)

- Здесь обозначены не все компоненты клетки. Мы только начинаем изучать ее, и говорим об основных частях, а более подробно вы узнаете о строении клетки в старших классах.

- Дома вы зарисуете строение клетки и напишите её основные части. Задание №2 в тетради.

Физкультминутка. (Слайд 12)

Мы слайды смотрели?
Наши глазки устали?
Сначала их закроем крепко-крепко!
Затем откроем широко,
Потом за кончиком указки последим,
Куда бы он ни двигался
Глаза следят за ним.
Теперь немного подмигнём сначала правым глазом
Левым же потом.

- Можно ли наблюдать клетку живого организма без микроскопа?

Оказывается можно. Для этого нам понадобятся пакеты и горох. Положите горох в пакет и надуйте его. Похоже по строению на клетку?

Оболочка есть? Ядро? Что заменяет воздух?

- А как ещё можно наблюдать строение клетки без микроскопа вы узнаете, выполнив дома задание №3.

3. Творческий этап.

- Пользуясь информацией учебника, заполните таблицу, которая лежит у вас на столах.

Перечислите в ней живые организмы, которые состоят из клеток.

Состоят:

Из одной клетки Из много клеток
   

- Что вы увидели, заполняя таблицу?

-Что написали в первом столбике?

- А во втором?

- Названия одноклеточных организмов мы пока не знаем. Как они называются, вы будете изучать на уроках биологии.

- Есть ли ещё какие-нибудь группы организмов, которые не обозначены?

- Сделайте вывод.

- Мы уже много узнали. А на сколько, хорошо вы запомнили, покажет модель, которую вы должны сделать.

- В схеме нужно указать все известные признаки живых организмов.

- Проверим. Какие признаки знали? (Слайд 13)

- Какое ещё свойство объединяет все живые организмы?

- Изучив сегодняшний материал, что вы написали в пустом квадрате? (Слайд 14)

Итог.

- Что мы исследовали сегодня на уроке?

- Вспомните задачу, которую поставили в начале урока?

- Как вы ответите на этот вопрос теперь?

- Действительно ли оно является общим свойством для всех живых организмов?

- Справились с задачей?

Обратимся к словарю урока. Назовите основные термины. Раскройте их значение.

Дома вы выполните практическую работу в тетради № 2, 3.

Оцените себя с помощью лестницы успеха.

- На следующем уроке мы рассмотрим клетки различных организмов.