План-конспект урока в 7-м классе по теме «Тихая моя, добрая моя, нежная моя мама».

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


(Слайд 1)

Цель: gознание нового образа в синтезе разных искусств и создание целостной картины видения мира.

Задачи:

  • воспитание духовно-нравственного, эстетического отношения к миру;
  • развитие способности к его эмоционально-бразному выражению, способности к ассоциативности и гибкости художественного мышления и рефлексии.

I. Вводная часть

У: Что помогает слушателю правильно понять музыкальный образ того или иного произведения?

Д: Разные искусства – кино, театр, литература, живопись, хореография.

У: Да, вам необходимо научиться проводить художественные параллели музыки, живописи, литературы, истории и сегодня на уроке мы будем учиться самостоятельно ориентироваться в синтезе разных искусств.

II. Основная часть

(Слайд 2)

1. Живопись

У: Предлагаю сначала обратиться к искусству живописи. Посмотрим репродукцию картины художника У. Берци и сделаем художественный анализ произведения по плану.

(Слайд 3)

Дети находят в картине:

  • тождество – белый цвет платья матери и воротничков всех членов семьи;
  • контраст – мать и малыш в белой одежде, а остальные в тёмной;
  • интонацию – спокойную, умиротворённую, с танцевальным колоритом;
  • общую гармонию;
  • метафоры – флейта (тяга к прекрасному), книга (знания), собака (дружелюбие, доброта), распахнутое окно (открытое сердце), над всеми стоит отец (как глава семьи);
  • цвета – зелёный и коричневый является символом жизни, а белый – чистоты и свежести;
  • видение художника настоящей Семьи – семь Я.

(Слайд 4)

У: Предлагаю «оживить» картину, дополнив художественный образ элементами театрализации:

  • принять позы героев;
  • прочувствовать их настроение, войти во внутренний мир;
  • придумать слова для каждого персонажа.

У: Сравните эту репродукцию с репродукцией картины художника П. Гогена.

(Слайд 5)

Дети отмечают значительный контраст:

  • нет белого цвета, но есть контраст чёрного и красного;
  • руки отца и матери не открыты для встречи детей;
  • интонацию траурной мелодии, так как лицо матери грустное, безразличное;
  • зарешеченное окно;
  • нет общей гармонии и единого взгляда.

У: А что объединяет эти картины?

Д: Объединяет эти картины общая тема – семья, женщина-мать. Но репродукция с картины Гогена оставляет очень грустное чувство.

У: В какой семье вы хотели бы пожить или, какую картину вы хотели бы купить?

Дети выражают единое мнение о своей внутренней причастности к картине Берци, но жалеют детей, изображённых Гогеном.

(Слайд 6)

2. Литература

У: От художественного образа мы перейдём к литературному, с помощью творчества писателя Михаила Пришвина, который очень зорко заметил: «Слово – это лицо человека. Человека нет, а Слово остается, и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной».

(Слайд 7)

У: А в рассказе «Большая вода» писатель и вовсе объяснил нам всё то, что мы увидели в картинах великих художников. Читаем фрагмент: «Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана. Только стоячая вода остаётся для себя стоять, тухнет и зеленеет».
Объясните, как связаны эти строки с увиденными картинами?

Д: Большая вода – это любовь семейная, а стоячая вода – это любовь для себя.

У: Читаем дальше у Пришвина – «Так и Любовь у людей: большая обнимает весь мир, от неё всем хорошо. И есть Любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же сторону,  прекрасную. И есть Любовь только для себя, и вней человек тоже,как стоячая вода».

3. Музыка

У: Так незаметно мы подошли к музыке, где ещё глубже и ярче чувствуешь тот или иной образ. Музыкальная история рок-оперы композитора Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» повествует о чилийском парне, погибшем за честь своей Звезды, своей Любви. Американские солдаты глумятся над Тересой, пытаясь отомстить Хоакину. И она умирает, унося в своём теле нерождённого сына. Послушайте, о чём поёт героиня.

Звучит «Колыбельная песня» Тересы.

(Слайды 8-10)

У: Что хотел выразить в этом фрагменте композитор?

Д: Красоту чувств, материнскую любовь.

У: Какой жанр для этого выбирает автор?

Д: Жанр колыбельной песни:

  • плавная, напевная мелодия;
  • тихое, медленное звучание;
  • проникновенная лирика;
  • тёплая, задушевная интонация.

У: Затем композитор сочинит трагический реквием о несбывшейся человеческой любви и поруганной нежности, но в самом конце рок – оперы музыка светлеет, разъяснивается и звучит Гимн Любви. Почему такое жанровое заключение выбирает А. Рыбников?

Д: Потому что любовь матери не исчезает, она бессмертна!

III.Итоговая часть (рефлексия)

У: Уместно спросить себя – люблю ли я маму так, как она меня любит с самого момента моего рождения, с первой колыбельной песни? Выразите отношение к этому святому образу своим непосредственным участием.

(Слайды 11, 12)

Дети исполняют песню «Мамино сердце» композитора Брейтбурга.

(Слайд 13)

У: Каждый человек пришел на эту землю, чтобы принести с собой Любовь и Добро!!!

(Слайды 14)

У: Самый выразительный образ любви и доброты, великой силы материнства создал итальянский живописец 16 века Рафаэль Санти.
Он занимался настенной живописью, создал несравненные фрески в комнатах Ватиканского дворца. Художник знал архитектуру, строил дворцы в Риме и Флоренции. А также руководил археологическими раскопками, благодаря которым стали известны картины древних художников.
Назовите одно из самых знаменитых полотен художника, в котором воплощён образ женщины – матери?

Дети обязательно вспомнят «Сикстинскую мадонну».

(Слайд 15)

У: Так, с давних пор образ матери с младенцем стоит в центре поклонения людей. И пусть наша встреча завершится Гимном женской красоте, который принадлежит перу австрийского композитора Франца Шуберта. Какое удивительное сочетание простоты и величия! Ощущение одухотворенности и нечто бесконечно высокого и милосердного!

Звучит музыка «Аве, Мария».

(Слайд 16)    

Творческое задание на дом:

– Расскажите о своей маме любым доступным вам средством: музыкой, литературой или живописью.

(Слайд 17)