(Слайд 1)
Цель: gознание нового образа в синтезе разных искусств и создание целостной картины видения мира.
Задачи:
- воспитание духовно-нравственного, эстетического отношения к миру;
- развитие способности к его эмоционально-бразному выражению, способности к ассоциативности и гибкости художественного мышления и рефлексии.
I. Вводная часть
У: Что помогает слушателю правильно понять музыкальный образ того или иного произведения?
Д: Разные искусства – кино, театр, литература, живопись, хореография.
У: Да, вам необходимо научиться проводить художественные параллели музыки, живописи, литературы, истории и сегодня на уроке мы будем учиться самостоятельно ориентироваться в синтезе разных искусств.
II. Основная часть
(Слайд 2)
1. Живопись
У: Предлагаю сначала обратиться к искусству живописи. Посмотрим репродукцию картины художника У. Берци и сделаем художественный анализ произведения по плану.
(Слайд 3)
Дети находят в картине:
- тождество – белый цвет платья матери и воротничков всех членов семьи;
- контраст – мать и малыш в белой одежде, а остальные в тёмной;
- интонацию – спокойную, умиротворённую, с танцевальным колоритом;
- общую гармонию;
- метафоры – флейта (тяга к прекрасному), книга (знания), собака (дружелюбие, доброта), распахнутое окно (открытое сердце), над всеми стоит отец (как глава семьи);
- цвета – зелёный и коричневый является символом жизни, а белый – чистоты и свежести;
- видение художника настоящей Семьи – семь Я.
(Слайд 4)
У: Предлагаю «оживить» картину, дополнив художественный образ элементами театрализации:
- принять позы героев;
- прочувствовать их настроение, войти во внутренний мир;
- придумать слова для каждого персонажа.
У: Сравните эту репродукцию с репродукцией картины художника П. Гогена.
(Слайд 5)
Дети отмечают значительный контраст:
- нет белого цвета, но есть контраст чёрного и красного;
- руки отца и матери не открыты для встречи детей;
- интонацию траурной мелодии, так как лицо матери грустное, безразличное;
- зарешеченное окно;
- нет общей гармонии и единого взгляда.
У: А что объединяет эти картины?
Д: Объединяет эти картины общая тема – семья, женщина-мать. Но репродукция с картины Гогена оставляет очень грустное чувство.
У: В какой семье вы хотели бы пожить или, какую картину вы хотели бы купить?
Дети выражают единое мнение о своей внутренней причастности к картине Берци, но жалеют детей, изображённых Гогеном.
(Слайд 6)
2. Литература
У: От художественного образа мы перейдём к литературному, с помощью творчества писателя Михаила Пришвина, который очень зорко заметил: «Слово – это лицо человека. Человека нет, а Слово остается, и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной».
(Слайд 7)
У: А в рассказе «Большая вода»
писатель и вовсе объяснил нам всё то, что мы
увидели в картинах великих художников. Читаем
фрагмент: «Большая вода выходит из
своих берегов и далеко разливается. Но и малый
ручей спешит к большой воде и достигает даже и
океана. Только стоячая вода остаётся для себя
стоять, тухнет и зеленеет».
Объясните, как связаны эти строки с увиденными
картинами?
Д: Большая вода – это любовь семейная, а стоячая вода – это любовь для себя.
У: Читаем дальше у Пришвина – «Так и Любовь у людей: большая обнимает весь мир, от неё всем хорошо. И есть Любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же сторону, прекрасную. И есть Любовь только для себя, и вней человек тоже,как стоячая вода».
3. Музыка
У: Так незаметно мы подошли к музыке, где ещё глубже и ярче чувствуешь тот или иной образ. Музыкальная история рок-оперы композитора Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» повествует о чилийском парне, погибшем за честь своей Звезды, своей Любви. Американские солдаты глумятся над Тересой, пытаясь отомстить Хоакину. И она умирает, унося в своём теле нерождённого сына. Послушайте, о чём поёт героиня.
Звучит «Колыбельная песня» Тересы.
(Слайды 8-10)
У: Что хотел выразить в этом фрагменте композитор?
Д: Красоту чувств, материнскую любовь.
У: Какой жанр для этого выбирает автор?
Д: Жанр колыбельной песни:
- плавная, напевная мелодия;
- тихое, медленное звучание;
- проникновенная лирика;
- тёплая, задушевная интонация.
У: Затем композитор сочинит трагический реквием о несбывшейся человеческой любви и поруганной нежности, но в самом конце рок – оперы музыка светлеет, разъяснивается и звучит Гимн Любви. Почему такое жанровое заключение выбирает А. Рыбников?
Д: Потому что любовь матери не исчезает, она бессмертна!
III.Итоговая часть (рефлексия)
У: Уместно спросить себя – люблю ли я маму так, как она меня любит с самого момента моего рождения, с первой колыбельной песни? Выразите отношение к этому святому образу своим непосредственным участием.
(Слайды 11, 12)
Дети исполняют песню «Мамино сердце» композитора Брейтбурга.
(Слайд 13)
У: Каждый человек пришел на эту землю, чтобы принести с собой Любовь и Добро!!!
(Слайды 14)
У: Самый выразительный образ любви и
доброты, великой силы материнства создал
итальянский живописец 16 века Рафаэль
Санти.
Он занимался настенной живописью, создал
несравненные фрески в комнатах Ватиканского
дворца. Художник знал архитектуру, строил дворцы
в Риме и Флоренции. А также руководил
археологическими раскопками, благодаря которым
стали известны картины древних художников.
Назовите одно из самых знаменитых полотен
художника, в котором воплощён образ женщины –
матери?
Дети обязательно вспомнят «Сикстинскую мадонну».
(Слайд 15)
У: Так, с давних пор образ матери с младенцем стоит в центре поклонения людей. И пусть наша встреча завершится Гимном женской красоте, который принадлежит перу австрийского композитора Франца Шуберта. Какое удивительное сочетание простоты и величия! Ощущение одухотворенности и нечто бесконечно высокого и милосердного!
Звучит музыка «Аве, Мария».
(Слайд 16)
Творческое задание на дом:
– Расскажите о своей маме любым доступным вам средством: музыкой, литературой или живописью.
(Слайд 17)