Цели: учить распознавать глаголы 1, 2 спряжения; развитие речи через творческие задания; воспитывать любовь, бережное отношение к маме.
1. Чистописание. Учащиеся сами называют слова, потом с комментированием разбирают их по составу.
мМм (на доске)
– Догадайтесь, каким будет второй образец? МмМ Пропишите, чередуя.
– Какой праздник мы скоро будем праздновать?
– Кого мы будем поздравлять в этот день?
– К кому вы пойдете со своими радостями и печалями?
– Давайте назовем ее ласково.
мама мамочка мамуля мамуленька
2. Работа с карточками. Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку со спряжение, объясняют его и написание окончания глагола.
– Как определить спряжение у глагола с ударным окончанием?
– А с безударным?
Мама дома многим занимается:
готовит, убирает, лечит, стирает, моет, подметает, вяжет, шьет, учит, кормит,
играет, гуляет, читает. Можно со словами составить предложения.
3. Письмо по памяти.
Сердце матери лучше солнца гре.т.
– Какую букву надо вставить? Почему?
– Как вы понимаете смысл пословицы?
– Напишите по памяти. Подчеркните все орфограммы, главные члены, определите
падеж у существительных и прилагательных, выделите окончания.
– Взаимопроверка.
4. Словарь. Много всего приходится делать маме дома. А что вы можете ей сделать в подарок, чем помочь? Учащиеся сами договаривают слова и записывают словарные слова. 3 человека работают на индивидуальных досках.
– Можно вымыть……………………посуду.
– Нарисовать……………………… рисунок.
– Написать…………………………...картину.
– Убрать……………………………...квартиру, свою………..комнату.
– Вырастить …………………………растение.
– Приготовить……………………….завтрак, обед, ужин.
5. Выборочный диктант.
– Что еще вы можете сделать для мамы?
– Какая форма называется неопределенной формой глагола?
– Что может она помочь определить?
– Какие слова относятся 1-му спряжению, ко 2-му?
– Послушайте рассказ и выпишите только глаголы в неопределенной форме, определив
у них спряжение. (2 ученика на закрытой доске.) Проверка.
Букет для мамы.
Только настоящие волшебники могут подарить своей маме осенью, зимой или ранней весной цветы. Такой букет не купить в магазине. Его можно сделать своими руками.
Из полоски цветной бумаги надо вырезать лепестки. Стебель сделать из толстой проволоки, обернуть его тонкой зеленой бумагой. Для листьев надо взять плотную зеленую бумагу. Нарезать узкие полоски и прикрепить их ниткой к стебельку. Несколько цветов и букет для мамы готов.
6. Диктант и творческое задание.
– Но мамы есть не только у людей, но и у зверей, птенцов. Послушайте начало рассказа, а вот его продолжение вам надо будет сочинить.
Заботливая мама.
Однажды я набрел на ягодную поляну в лесу. Я стал рвать малину. Вдруг из кустов высунулся маленький медвежонок. Я подошел к нему и стал осторожно гладить его. Тут я услышал треск сучьев…….
– Устное продолжение.
– Работа с карточками. Учитель называет слово из рассказа с безударными гласными, учащиеся показывают и объясняют написание гласной в корне.
– Запись текста под диктовку.
– Записать одно свое предложение – продолжение.
– Определить падеж у имени существительного и прилагательного в 1-м, 3-м
предложениях (от времени). Комментированное письмо.
7. Списывание с заданием. На доске написан текст. Учащиеся объясняют постановку гласной в безударное окончание глагола.
– Объясните значение слова голубит (голубить)?
– Подберите синонимы (ласкает, ухаживает).
Кто вас, детки, крепко люб.т?
Кто вас нежно так голуб.т?
Не смыка.т ночью глаз?
Колыбель кто вам кача.т?
Кто вас песней забавля.т
или сказку говор.т?
Кто игрушки вам дар.т?
Мама золотая!
8. Итог.
– Чем сегодня занимались?
– Зачем надо уметь определять спряжение?
– Как его определить?
– А о ком мы с вами говорили?
– Какие слова вы скажите своей маме дома?
По мере необходимости выполняются физкультминутки (2–3), которые проводят дежурные.