Развитие навыков и умений исследовательской деятельности в системе Л.В. Занкова на уроках и во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа


Одним из принципов программы Л. В. Занкова является принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Он создаёт условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей. Этот принцип предусматривает, прежде всего, организацию такой коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведёт к решению в той задачи, с которой каждый ребёнок в отдельности не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить её в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности).

Изначально каждый школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает коллективную и индивидуальную активность поисковой деятельности. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важен в деле развития творческих способностей.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования. Овладение этим важным когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности. Общие исследовательские умения и навыки – это умение видеть проблему; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определения понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки работы с текстом; умения доказывать и защищать свои идеи и др. Этими вопросами мы занимаемся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Подбирая задания для уроков или занятий кружка, я распределяю их по группам: “Развитие умений видеть проблему”, “Развитие умений задавать вопросы”, “Развитие умений вырабатывать гипотезы”, “Развитие умений давать определения понятиям”, “Развитие умений и навыков экспериментирования”. Материал для заданий подбираю из познавательной, развивающей логику литературы, в детских журналах и конечно многое придумывают сами ребята.

Так, для развития умений видеть проблемы, берём задания из ситуаций, происходящих в нашем классе. Я прошу ребят оценить ситуацию, произошедшую в классе с разных позиций: ученика, учителя, директора школы, родителей и т. д. Это очень нравится ребятам. Оценивая случившееся с разных точек зрения, учащиеся приходят к правильному решению проблемы и учатся оценивать ситуации с разных позиций.

Следующее задание для развития данного умения. Я предлагаю ребятам почувствовать себя другими, т. е. посмотреть на мир “чужими глазами” и составить рассказ от лица камешка на дороге, человека определённой профессии и т.п. Это можно сделать как в устной, так и в письменной форме.

На уроке окружающего мира мы используем наблюдение как способ выявления проблем. Наблюдению нужно учить и начинать нужно со знакомых предметов. Например, осенние листья, деревья и др. Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать их основные цвета. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти листья с натуры или по памяти.

Для развития умений выдвигать гипотезы, строить предположения нужны как логические рассуждения, так и интуитивное мышление. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, и даже такие личностные качества, как решительность и смелость. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Ценность предположения в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений.

Ребятам очень нравится играть в предположения. Я предлагаю им задание “Давайте вместе подумаем”. Как птицы узнают дорогу на юг?; Почему бывает день и ночь? Эти и многие другие вопросы вызывают у них желание предположить. Я учу их правильно оформлять свои гипотезы, используя слова “может быть”, “наверное”, “допустим”, “а если”.

Очень интересные гипотезы выдвигали ребята по поводу перелёта птиц на юг. И в ходе обсуждения своих предположений практически пришли к правильному выводу. Впоследствии они посмотрели видеофильм “Птицы” и проверили, правильно ли были выдвинуты гипотезы.

Нравится им задания типа “Найдите возможную причину события”. Например, медведь зимой не заснул, а бродил по лесу. Они должны назвать два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснения этому событию.

Задания для развития умений давать определения понятиям очень разнообразны. Например, на Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое лодка, яблоко, стол, книга, лёгкий и т. д.

Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения. Его определяющая часть. Ребята также пробуют сами придумывать загадки.

“И красива и мила,
Только очень холодна”;
(сочинила Подзубанова Ольга)
“Сперва приходит слабенький,
Тогда мы ищем валенки.
На улицу он манит всех,
Веселье он несёт и снег!
А коль крепчает и растёт,
Уже не рад ему народ”.
    (Сочинила Дбай Анна)

Наблюдение можно без преувеличения квалифицировать как самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Развивая у детей умения и навыки наблюдения. Надо постоянно помнить, что наблюдение – акт интеллектуальный. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Наблюдательность – сплав внимательности и мышления. В научном и художественном творчестве умение наблюдать тесно связано с умением видеть проблемы. Интересными дети считают следующие задания:

  1. На какую геометрическую фигуру похожа голова человека?
  2. Какую фигуру напоминает ствол дерева?
  3. Найди 10 отличий в парных картинках.

Все эти и другие задания, используемые на уроках, дают возможность расширить область их применения во внеурочной работе на занятиях кружка “Информатика в играх и задачах с основами исследовательской деятельности”. Программа составлена с использованием программ Горячева А.В., Савенкова А.И., Зака А. Она рассчитана на четыре года и позволяет за это время развить на достаточном уровне исследовательские умения и навыки. Любая учебная работа ребёнка, и учебно-исследовательская не является исключением, должна быть доведена до определённого результата. Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание её завершённости учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Итогом работы кружка являются выступления на различных научно-практических конференциях “Я – исследователь” и “Почемучка”, где ребята занимают призовые места.

Учащимися были проведены различные исследования: “Греет ли шуба?”, “Почему дует ветер”, “Мыльные пузыри”, “Эмоции в танце” и др. Невозможно провести эти исследования, если нет основы исследовательских навыков. После проведения мониторинга стало понятным, как постоянная работа над исследовательскими умениями и навыками влияет на развитие ребят. Так на начало работы были следующие результаты:

  1. Умение работать с источниками информации – высокий уровень – 20%, низкий – 46, 6%. На конец года – высокий уровень: 26,6%, а низкий 26,6%.
  2. В формировании умения наблюдать: на начало года – высокий уровень – 26.6%, низкий – 33,3%. На конец года: высокий уровень – 46,6%, низкий – 26.6%.

И поэтому работа, которая проводится на уроках и занятиях кружка, даёт возможность понять и детям и родителям, что педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, психические новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя, новые знания, умения и навыки.