Цель:
- закрепить знания учащихся о свойствах сложения и умножения; арифметические действия с нулем и натуральными числами;
- формировать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения;
- развивать познавательную активность, математическую смекалку, творческое мышление учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за окружающий мир.
Оборудование: интерактивная доска, картинки с заданиями, слайдовая презентация урока.
ХОД УРОКА
I. Организация урока. Психологический настрой
Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем сейчас урок.
– Я рада видеть ваши красивые лица, ваши улыбки и уверена этот урок вам принесет радость и новые знания.
II.Сообщение темы урока.
– Сегодня мы закрепляем знания об арифметических действиях и их свойствах, и вы расширите свои знания о природе и ее обитателях.
III.Оформление тетрадей.
IV. Игра «Секрет». Устный счет
– Хотите узнать о ком будем говорить на уроке? Тогда внимание.
Слайд 2.
Пчела 55.
Кузнечик 62.
Муравей 56.
– У этого насекомого темное тело, достигающее в длину почти 2 см., со светлыми щетинистыми полосками, крылья прозрачные, слегка бурые. На задних лапках имеются приспособления для сбора цветочной пыльцы. Чтобы собрать полстакана меда пчеле нужно облететь 1 млн. цветов. Пчела может ужалить лишь один раз в своей жизни. Ее жало усеяно зазубринами, и пчеле очень трудно его убрать после укуса назад из-за этого она и погибает.
– Муравей распространенное насекомое. Живут они везде: в сыпучих песках пустыни, в степях, на морских побережьях, на высокогорных склонах и проникают даже в жилые дома. Но в основном они живут в своем гнезде под землей или в гнилых пнях деревьев.
– Кузнечика можно обнаружить в траве уже в начале лета. Стрекотание кузнечика вызывается тем, что кузнечик трет друг о друга свои крылышки. Питаются кузнечики растительной пищей, мелкими насекомыми и их личинками.
– О ком из этих насекомых будем говорить на уроке узнаете выполнив задание.
- Из верхней строчки выберите наименьшее число.
- Из средней строчки выберите наибольшее число.
- Из нижней строчки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
- Сложите их (56).
– О ком будем говорить? Верно о муравьях. И у нас есть уникальная возможность сейчас на уроке понаблюдать за муравьями.
Слайд 3. Видеоролик о муравьях. (Приложение 1)
V. Игра «Добыча муравья»
– Среди муравьев есть разведчики. Нашел муравей добычу и созывает к ней собратьев. А найти добычу от дома и обратно помогают метки. Это капельки пахучей жидкости, которой муравей отмечает свой путь.
Слайд 4.
– Посчитав правильно мы узнаем, что нашел муравей.
28 – 14 + 106 : 20 * 100 + 40 : 8 = 80
– Что же он нашел?
– Муравьи очень трудолюбивы. Слайд 5. За одну минуту муравьи приносят в муравейник 20 насекомых. А сколько насекомых принесут за 1 час муравьи?
20 * 60 = 1200 насекомых.
– А какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают вредных насекомых, улучшают почву, рыхля и удобряя ее).
Слайд 6.
VI. Игра «Найди ошибку»
– Посмотрите внимательно на экран, найдя ошибку и исправив ее, вы узнаете сколько лет на земле живут муравьи.
17 : 17 = 1 150000000 : 1 = 1
4 : 7 = 0 (ост. 4) 13988 + 1 = 13989
0 * 12148 = 0 10000 – 1 = 9999
Слайд 7.
– Повторяем законы сложения и умножения. Внимание на экран.
34 + 8 = 8 + 34 (переместительный)
60 + 18 + 2 = 60 + (18 + 2) (сочетательный)
12 * 7 = 7 * 12 (переместительный)
(9 * 10) * 6 = 9 * (10 * 6) (сочетательный)
(10 + 4) * 5 = 20 * 5 + 4 * 5 (распределительный)
– На партах есть карточки с заданием. Вычислим, наиболее удобным способом, применяя законы сложения и умножения.
VII. Комментированное управление
(200 * 18) * 5 = (200 * 5) * 18 = 18000
(400 + 8) * 3 = 400 * 3 + 8 * 3 = 1224
654 + 2812 + 346 + 88 = (654 + 346) + (2812 + 88) = 3900
Класс ведет…
Слайд 8.
VIII. Решение задачи
Одна муравьиная семья за 6 часов уничтожает 16500 гусениц. Сколько гусениц уничтожит семья за 13 часов?
6 часов – 16500 гусениц.
16 часов – ?
16500 : 6 = 2750 гусениц за 1 час.
2750 * 13 = 35750 гусениц.
– Можем сразу ответить на вопрос задачи? Чего не знаем?
Не зря муравьев называют санитарами леса.
IX. Физминутка
– Отдыхаем.
Нужно быстро поморгать,
Глаза прикроем, но не спать! (пауза).
Глаза открыли!
Смотрим влево, смотрим вправо,
Пальцы мы к глазам подносим,
Смотрим в точку секунд восемь (пауза).
Вправо и вниз взглянем дружно,
Это глазкам очень нужно.
Слайд 9.
X. Решение уравнения
– Муравейник – дом муравьиной семьи. Главные в доме царицы, они приносят потомство. Охраняют их муравьи – трутни. Остальные – рабочие. Муравейники устроены сложно, многочисленные входы, которые охраняют рабочие муравьи. Открывают их и открывают в зависимости от погоды и времени суток. А зимует вся муравьиная семья в подземной части дома – там не так холодно.
– А сколько лет могут стоять муравейники на одном месте вы узнаете, решив уравнение:
420 + Х = 753 - 233
420 + Х = 520
Х = 100
Муравейники разорять нельзя!
– Лучшее средство сохранить муравейник – огородить его. Так мы спасем муравьев от зверей, которые иногда не прочь полакомиться этими насекомыми.
XI. Работа в группах
– У каждого на парте геометрическая фигура. Образовали группы, согласно этим фигурам.
Слайд 10.
Ребята огородили муравейник, изгородь имеет форму прямоугольника , длина изгороди 120 см., ширина изгороди 110 см.
S – ?
P – ?
Р = (120 + 110) * 2 = 440 см.
S = (120 * 110 = 13200) см2.
Найдите площадь и периметр получившейся изгороди.
XII. Самостоятельное решение уравнение
– А это уравнение решите самостоятельно.
Х * 2 = 112 : 8
Х * 2 = 14
Х = 7 Чему равен Х? Х = 7.
– Столько лет не покладая лапок трудится рабочий муравей.
Слайд 11.
– Вы знаете, что у муравья 6 лапок, есть глаза, но
нет органов слуха. Пара усиков помогает муравьям
различать запахи и ориентироваться в
пространстве.
В муравейнике 1805106 лапок.
Запишите это число, разложим его на сумму
разрядных слагаемых. А теперь узнайте сколько
муравьев?
1805106 : 6 = 300851
– Кто решил, помогаем соседу, знаем: Помогая
другим – учимся сами.
– А как узнать сколько усиков?
300851 * 2 = 601702 усика.
Слайд 12.
– А знаете ли вы, что не будь муравьев, которые являются единственными опылителями какао, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад. Спасибо муравьям – все получают шоколад!
XIII. Рефлексия
– А сейчас свои впечатления.
– Доволен ли ты как прошел урок?
– Было ли вам интересно?
– Что вызвало затруднение?
– Какая работа на уроке особенно понравилась? (Быстро,
четко, несколько слов).
XIV. Итог урока
Слайд 13.
– Все старательно работали! Молодцы!
Оценки.
– Вы закрепили свои знания по математике и расширили свои знания по экологии. Охрана природы – одна из основных обязанностей человека. Будем природе друзьями!
– ВСЕМ СПАСИБО!