Тип урока:. объяснение нового материала.
Задачи урока:
- Повторить изученный ранее материал;
- Подготовить учащихся к восприятию нового материала «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила» - от понятия к умению;
- Выяснить причину возникновения выталкивающей силы;
- Вывести формулу для расчета и придти к методам определения силы Архимеда на практике;
- Исследовать зависимость этой силы от различных параметров, и каким образом определить недостающие параметры;
- Закрепить изученный материал при решении качественных задач, с последующей проверкой на опыте, способствовать развитию практических навыков, умению анализировать, обобщать, применять ранее изученное в новой ситуации.
Основные вопросы урока:
- Давление в жидкости и газе.
- Сила давления.
- Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
- Умение находить силу Архимеда различными способами.
- Исследовать зависимость силы Архимеда от параметров.
- Умение применить полученные знания при решении качественных задач и проверить правильность решения на опыте.
Средства обучения: ведерко Архимеда, сосуд с отливом, динамометр демонстрационный, штатив, тела одинакового объема и одинаковой массы, сосуд с водой, весы, разновесы, 2 одинаковых стакана, мерный цилиндр, линейка, динамометр Бакушинского.
План урока:
I. Повторение
- Как изменяется давление внутри жидкости и от чего оно зависит? (p = * g * h, p ~ ~ h)
- Как определить силу давления на некоторую площадку, помещенную внутрь жидкости? От чего она зависит? (Fд = p * S = ж* g * h * S, Fд ~ ж ~ h ~ S)
- С помощью какого прибора можно определить вес тела? (Динамометр)
- Как связан вес тела с силой тяжести, если тело покоится? (Р = Fтяж = mg)
- Как связана масса тела с плотностью и объемом? (m = * V)
- Что может произойти с телом, если на него действует сила? (Деформируется или изменяет свою скорость)
II. Демонстрация и новый материал
А)
1) Проблема: почему теннисный мячик выскочил из воды? Ответ: вода вытолкнула
2) Почему в воде можно поднять тяжелый предмет,
который на суше поднять не под силу? (Вода
помогает)
Таким образом получается, что на тело
погруженное в жидкость действует сила давления
со стороны жидкости, которая направлена?.. Вверх!
Попытаемся выяснить теоретически, почему эта
сила возникает. Для этого рассмотрим тело в виде
прямоугольного параллелепипеда, погруженное в
жидкость и сделаем соответствующий рисунок.
S – площадь верхнего и нижнего оснований
h1 – высота столба жидкости над верхней
гранью
h2 – высота столба жидкости на уровне
нижней грани
р1 – давление столба жидкости сверху
р2 – давление столба жидкости на уровне
нижней грани
F1 – сила давления жидкости на верхнюю
грань
F2 – сила давления жидкости на нижнюю грань
Результирующая этих сил направлена в сторону большей силы F2, т.е. вверх. Это и есть выталкивающая сила, которую еще называют силой Архимеда.
FАрх = Fвытал = F2 – F1
Таким образом, стало понятно, почему теннисный мяч выскочил из воды. Но ведь жидкость действует на тело со всех сторон, т.е. действует и на боковые грани, но эти силы сжимают тело, деформируют его и их действие не вызывает движения тела вверх. Таким образом, мы доказали существование выталкивающей силы, как результирующей, действующей на тело, погруженное в жидкость и определили ее направление: вертикально вверх. С теннисным шариком – все понятно. А почему тяжелые предметы легче в жидкости, в частности в воде? Рассмотрим силы, действующие на погруженное в жидкость тело.
Если тело подвешено к динамометру, то он
показывает вес тела Р, который численно равен
силе тяжести, т.к. тело находится в покое.
Если тело в воздухе, то он покажет вес Р. В
жидкости динамометр тоже покажет вес Р1, но
он будет меньше на величину силы Архимеда Р1
= Р – FАрх. Чем меньше вес тела в жидкости,
тем больше сила Архимеда. Таким образом, силу
Архимеда можно определить как разницу веса тела
в воздухе и в жидкости.
Таким образом, мы получили первый способ
определения силы Архимеда:
FАрх = Р – Р1 |
(I)
Определим FАрх, действующую на цилиндрик: задание выполняют ученики на своих рабочих местах.
Р = 1 Н
Р1 = 0,65 Н
FАрх = 1 – 0,65 = 0,35 (Н)
Б) Посмотрим еще один опыт и, возможно, вы догадаетесь, как еще можно определить силу Архимеда.
Часть воды после погружения тела
вылилась, динамометр стал показывать меньший
вес. А теперь вытесненную телом воду перельем в
ведерко. Динамометр покажет снова вес этого
прибора в воздухе.
– Чему равна сила Архимеда? (Весу вытесненной
воды)
Вывод: Сила, выталкивающая
целиком погруженное в жидкость тело, равна весу
жидкости в объеме этого тела; в газе – все
аналогично, но там сила Архимеда во много раз
меньше.
Ну, а теперь подскажите: как определить силу
Архимеда II способом?
Ответ: Собрать жидкость, вытесненную погруженным в нее телом и взвесить.
FАрх = Рвытесн.жидкости = Рж |
(II) – Закон Архимеда определим на практике – делает ученик.
Погружаем то же тело в сосуд с отливом,
взвешиваем и находим FАрх.
При демонстрации опыта вспоминаем правила
взвешивания.
mж = 0,035 кг
Рж = mж *g = 0,35 H
FА= Рж = 0,35 H
Вывод: Если сравнить силу Архимеда, определенную I и II способами, то видим, что результат один и тот же. II способом можно определить FАрх если нет динамометра, но есть весы.
В) Но II способ позволяет определить FАрх еще одним способом. Мы получили, что
FАрх = Рвытесн.жидкости = Рж
Рж = mж * g = ж * Vтела * g
FАрх = ж * Vтела * g |
Таким образом, Vж = Vтела (III). Эта формула является математической записью Закона Архимеда. Значит, если мы знаем в какую жидкость погружаем тело, его объем, то FАрх можно посчитать по этой формуле.
Вопрос: А если объем неизвестен?
Ответ: Если неизвестен объем тела, его можно определить с помощью мерного цилиндра (мы этому учились в I четверти) или с помощью линейки.
Ученики определяют объем все того же тела, предварительно вспомнив формулу объема параллелепипеда.
Вывод: Опять получили тот же результат: 0,35 Н. Таким образом, величина FАрх не зависит от способа ее определения.
III. Закрепление
FАрх = ж *Vтела *g |
(1)
Р1 = Р – FАрх |
(2)
Задание 1: Одно и тоже тело поместить сначала в воду, а затем в масло. Сравнить FАрх, действующую в этих жидкостях.
Ответ: FАрх в воде больше, чем в масле, т.к. вес тела в воде меньше, чем в масле. Это согласуется с выведенной формулой (1).
Задание 2: Тело погрузить в воду полностью и до половины. Определить FАрх
То же самое, полное совпадение с формулой (1). V1 > V2, FАрх1 > FАрх2
Задание 3: Одинаковые по объему тела из разных материалов погрузить в воду. Определить FАрх. Проверьте I способом.
Вывод: FАрх не зависит от вещества, важен объем тела.
Задание 4: Изобразите графически силу Архимеда, действующую на тела.
IV. Итог урока
– Что мы узнали на уроке?
- познакомились с новой силой – силой Архимеда;
- выяснили, что она результат разной силы давления на тело, погруженное в жидкость, снизу и сверху и направлена вверх;
- научились на практике определять эту силу двумя способами;
- вывели формулу для расчета и выяснили, что FАрх зависит только от плотности жидкости и объема погруженной части тела и не важно, из какого вещества это тело сделано;
- повторили ранее изученный материал: давление, сила давления, масса и как ее выразить через плотность и объем, вес тела;
- закрепили навыки практической работы, полученные ранее: измерение силы динамометром, определение массы тела на рычажных весах, объема тел с помощью мерного цилиндра, вспомнили формулу объема параллелепипеда;
- еще раз убедились, что физика без математики не существует.
V. Домашнее задание
- внимательно прочитать записи, сделанные в тетради;
- прочитать §§ 48, 49;
- упр. 32 (1-3)
– Вы хорошо поработали на уроке. Всем спасибо за сотрудничество!
Литература:
- А.В. Перышкин, Н.А. Родина «Физика 7», Москва, «Просвещение», 1989 г.
- М.Е. Тульчинский «Качественные задачи по физике 6-7 кл.», Москва, «Просвещение», 1976 г.
- Л.А. Кирик «Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы 7 класс. Механика. Давление жидкостей и газов», Москва-Харьков, «Илекса «Гимназия», 1998 г.
- «Контрольные работы по физике в 7-11 классах», дидактический материал, под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша, Москва, «Просвещение», 1991 г.
- И.С. Шутов, К.М. Гуринович «Физика 7-8. Решение практических задач», учебное пособие, Минск, «Современное Слово», 1997 г.
- «Модульный внутришкольный контроль на рефлексивной основе по физике», методическое пособие, сост. Е.Ф. Аврутина, Т.Г. Базилевич, Калуга, «Адэль», 1997 г.