Программа летнего профильного профориентационного лагеря для подростков "Познай себя"

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время остро встает проблема выбора профессии. Связано это с условиями рыночной экономики и жесткой конкуренцией на рынке труда, где теперь ценятся высококвалифицированные специалисты.

Многие учащиеся не ориентируются в мире профессий, реальных профессиональных требованиях, имеют слабое представление о новых профессиях, а так же перспективах профессионального роста. Подростки этого возраста еще мало задумываются о своих интересах, склонностях, способностях. Не знают, что личностные особенности очень важны при выборе профессии. Для того чтобы ученик лучше узнал свой внутренний мир, оценил свои возможности нужна помощь специалистов.

От правильности выбора профиля обучения в старших классах, а затем профессии зависит, как и с чего начнет свой профессиональный путь молодой человек. Сделает ли его выбранная профессия счастливым или несчастным на всю жизнь. Недостаток знаний о своем внутреннем мире затрудняют выбор, делают его недостаточно обоснованным и случайным.

Данная программа является новой формой работы психологической службы школы в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения, а так же начальной ступенью в подготовке учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему личные интересы и общественные потребности.

Эта проблема актуальна для школы еще и потому, что постоянной темой работы педагогов является повышение качества образования школьников. Для чего нужно создать учебную мотивацию. Одной из самых сильных мотиваций является стремление к поставленной цели, которой и может стать любимая профессия и перспективное будущее.

Осведомленность родителей в вопросе правильного выбора профессии оставляет желать лучшего, средства массовой информации предоставляют лишь рекламу различных учебных заведений, загруженность учеников во время учебного года не позволяет уделить достаточно времени профессиональной ориентации. Поэтому создание летного профотряда поможет создать условия для решения описанных выше проблем.

Итогом прохождения курса “Познай себя” является готовность к осознанному выбору образовательного маршрута, профиля обучения в старших классах, а так же профессиональной сферы и будущей профессии.

Программа профотряда “Познай себя” рассчитана на 64 часа (16 теория, 48 – практика). Состоит из трех разделов: “Я и мои возможности” (изучение себя), “Мир профессий” (знакомство с миром профессии и труда) и “Постановка жизненной цели” (определение будущих перспектив).

Участники программы:
– Руководитель профотряда: психолог
– Группа подростков – 15 человек, возраст 13–15 лет.

Цель: Разработка и реализация системы мер по активизации интереса к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута для каждого участника.

Задачи программы:

– Создать условия для выявления интересов, склонностей, способностей и восприятия себя как потенциально успешной личности через прохождение групповых и индивидуальных опросников, тестов, участие в профиграх и тренингах;
– Оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении учащимися жизненных, социальных ценностей, связанных с профессиональным
становлением; в развитии навыков и умений по целеполаганию и планированию, способности к рефлексии;
– Создать условия для активной пробы сил в различных видах профоритационной деятельности;

Содержание.

Перечень знаний и умений формируемых у учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Значение профессионального самоопределения.
  • Формулу выбора профессии.
  • Классификацию профессий по Климову.
  • Понятие “Профессиональный интерес, способности, склонности”.
  • Понятие об эмоциональной и интеллектуальной сфере, их значении в выборе профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • Оценивать свои интересы, запросы и потребности.
  • Объективно оценивать свои способности, качества личности и реально соотносить требования с требованиями выбранной профессии.
  • Определять недостающие качества, которые предстоит формировать для того, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности.
  • Делать осознанный и обоснованный выбор образовательного маршрута и профиля обучения в старших класса.

Основные формы работы:

Важное значение отводится активным формам проведения занятий.
Первая половина дня посвящена профоритационной работе. Вторая половина играм, тренингам и познавательным конкурсам, социальным пробам.

Программа рассчитана на освоение учащимися нового типа знаний – знания о самом себе.

Исходя из этого, можно выделить следующие методы: словесные: рассказ, объяснение, беседа, лекция, свободный обмен мнениями (дискуссия), обсуждение; наглядные: демонстрация, иллюстрация, коллажирование, экскурсия; практические: психологическая диагностика, игровые упражнения.

В ходе занятий учащиеся выполняют различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой тематикой, с помощью психолога оценивают достигнутый уровень развития различных способностей и фиксируют полученные результаты в специальных бланках и дневнике профессионального самоопределения “Познай себя”.

Следует подчеркнуть, что целью использования психодиагностических методик является не просто диагностика интересов, склонностей, способностей и т.д., а активная позиция самоопределяющегося человека, создание условий для дальнейшего обсуждения этих вопросов в семье.

Основная задача практической работы ребят – умение работать с информацией, объективно оценивать свои возможности и профессиональные требования.

Содержание профориентационного блока:

  • Проведение тематических минилекций и профессиографических экскурсий по изучению профтребований и других особенностей различных профессий. Сочинения-размышления “Кем я хочу стать” (почему, как, хочу, могу, буду);
  • Проведение профдиагностики в групповой и индивидуальной форме для определения соответствия способностей каждого учащегося к требованиям выбираемой им профессии. Тесты: ДДО, карта интересов ,компьютерная диагностика и т.п.;
  • Проведение профориентационных игр и тренингов направленных на:
    – освещение широкого спектра профессий;
    – выявление и тренировку лидерских, организаторских и коммуникативных качеств учащихся;
    – составление образовательных маршрутов
  • Экскурсии: учебные заведения, предприятия (почта, милиция, пекарня, пожарная часть, больница, лаборатория, лесничество, ЦЗ населения и т.п.) Встречи с интересными людьми разных профессий.
    Интервью с представителями различных профессий.
  • Тренинги: общения, развития интуиции, выявления лидерских качеств и творческих способностей.

Структура и планирование занятий.

Программа рассчитана на 18 дней.

– Профориетационные уроки – 16 час.
– Тренинги, игры, тесты – 12час.
– Экскурсии – 16 час.
– Итоговое мероприятие "Фестиваль профессий" – 5 час.

Данный курс может быть как самостоятельным, так и первой частью программы профориентационной работы в целях предпрофильной подготовки, вторая часть которой подразумевает рассмотрение информационного блока по выбору конкретных профилей обучения в своем образовательном учреждении.

Программа профотряда “Познай себя” состоит из трех разделов: “Я и мои возможности”, “ Мир профессий” и “Постановка жизненной цели”.

С анкетами и диагностическими опросниками учащиеся работаю в первом разделе “Я и мои возможности”, который способствует самопознанию, определению своих интересов и склонностей и всесторонней объективной оценке особенностей личности, а так же определению недостающих качеств, которые предстоит сформировать для успешного построения профессиональных планов.

Второй раздел “ Мир профессий” посвящен знакомству с многообразием профессий, их классификации, особенностям и требованиям профессионального труда в различных сферах деятельности. Практические упражнения и экскурсии позволяют ученикам пройти социальные пробы и “примерить” на себя различные профессии, а так же узнать не только о перспективах, но и о предстоящих трудностях.

Третий раздел “Постановка жизненной цели” позволяет научиться постановке жизненных целей. Умению формулировать, планировать и анализировать все этапы достижения поставленных задач. А так же умению предвидеть и решать возникающие трудности. Итогом раздела будет составление личных образовательных маршрутов.

Результаты тестов, теоретические знания, свои наблюдения и выводы ученики записывают в дневник, к которому ученик может обращаться и в свободное время в течение будущего учебного года в целях подтверждения правильности своего выбора и повышения мотивации обучения.

Во время прохождения программы учащиеся получают профессиональные консультации для уточнения, коррекции и прогнозирования профессионального выбора.

Программа разработана и предназначена для ведения психологами в летних оздоровительных лагерях.

Учебно-тематический план.

Наименование темы Кол-во часов Из них практ.

Раздел 1 “Я и мои возможности”.

1 Самооценка. 2 1
2 Правое и левое полушарие. 2 1
3 Мои интересы 4 3
4 Мои склонности. Формула выбора профессии 4 3
6 Понятие о темпераменте. 4 3

Раздел 2 “ Мир профессий”

5 Что я знаю о профессиях? 4 3
7 Классификация профессий. 4 3
8 Профессии типа “Человек – Знак” 4 3
9 Профессии типа “Человек – Природа” 4 3
10 Профессии типа “Человек – Человек” 4 3
11 Профессии типа “Человек – Художественный образ” 4 3
12 Профессии типа “Человек – Техника” 4 3
13 Ошибки в выборе профессии. 2 1
14 Профессиональные учебные заведения 6 5
15 Психологический КВН 2 2

Раздел 3 “Постановка жизненной цели”.

16 Технология превращения мечты в цель [17] 2 1
17 Фестиваль профессий. 5 5
18 Составление образовательных маршрутов. 3 2
Итого: 64 48

Контроль результатов программы.

Специфика задач программы исключает традиционную систему оценки знаний и умений учащихся. Все полученные теоретические знания, результаты тестирования, размышления, сочинения фиксируются в дневнике, что позволяет составить свой психологический портрет и активизировать осознанный и обоснованный выбор будущей профессиональной деятельности.

Каждый день ученики заполняют дневник “Радуга самопознания”, что позволяет развивать способность к рефлексии и оценивать нужность полученных в этот день знаний о себе и профессиональной деятельности, умений и навыков в самоопределении.

  • Красным цветом отмечается день “Интересно, получил новые знания и умения”.
  • Зеленым – “ Пока не понял, зачем нужна полученная информация”.
  • Синим – “ Не интересно, бесполезная трата времени”.

По окончание программы каждый составляет для себя образовательный маршрут.

< Приложение 1>

Анкетирование, отзывы участников лагеря.

Предполагаемые результаты:

  • Учащиеся, совершая первый профессиональный выбор, приобретают ценный личный опыт.
  • Актуализируется процесс самопознания и профессионального самоопределения.
  • Формируются необходимые навыки и умения, связанные с самоопределением и преодолением трудностей.
  • Подростки осознанно составляют свой образовательный маршрут.
  • Предполагаемая жизненная цель становится сильным мотивом учебной деятельности.

Список литературы:

  1. Айзенк Г. Проверь свои способности. – М.: Мир, 1997.
  2. Арефьев И.П. Дидактический материал по курсу “Твоя профессиональная карьера” [Текст]: кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева [и др.]. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2000.
  3. Бондарев, В.П. Выбор профессии [Текст] / В.П. Бондарев. – М.,1989.
  4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – М, СПб.,: Питер,2006.
  5. Дереклеева Н.И. модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся 6–11 класс.– М.: Вако, 2006.
  6. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. – М., 1990.
  7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] – / Е.А. Климов. – Ростов-на-Д.: Феникс, 1996.
  8. Крестьянинова, Н.Г. Ступени выбора: Профиль – Профессия [Текст]: уч. пособие для школьников / Н.Г. Крестьянинова, Н.А. Мельчекова. – Киров, 2004.
  9. Лавровская И.В. Изучение личности. – К.: Генезис, 1991.
  10. Марасанов Г.И. методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. – Киров, 1995.
  11. Мой выбор – моя жизнь. – Киров, 2001.
  12. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. – М.: Н.Шк., 1996.
  13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 1995.
  14. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М,: Вако, 2006.
  15. Самоукина Н В. Игры в школе и дома. – М.: Н.Шк., 1995.
  16. Сборник учебно-программных материалов по курсу “Технология поиска работы”. – К, 1999.
  17. Тюшев Ю.В. Выбор профессии. – М, СПб.: Питер, 2007.
  18. Шадура А.Ф. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями в социальной адаптации. – СПб.: Речь, 2005.
  19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 1–4 часть. – К.: Генезис, 1997.